ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Франция и Украина: есть ли raison d'Etat?

Франция и Украина: есть ли raison d'Etat?


2-09-2014, 10:31. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Ю.И. Рубинский – доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Европы РАН.


Резюме: Франция и французское руководство с большим вниманием относятся к тому, что происходит на Украине

Несколько дней назад во Франции произошла очередная смена кабинета министров. В отчаянных попытках вернуть популярность среди общественности и вдохнуть вторую жизнь в стагнирующую экономику президент Франции Франсуа Олланд также играет неоднозначную роль в процессе урегулирования украинского кризиса. Каковы мотивы французского вовлечения и насколько необходимо это вовлечение? Ситуацию комментирует д.и.н., профессор НИУ ВШЭ, эксперт РСМД Юрий Рубинский.

 

Какую позицию занимает Франция в свете украинских событий, и есть ли какие-то значительные посреднические усилия, прилагаемые французским правительством для урегулирования этого кризиса?

 

Франция и французское руководство с большим вниманием относятся к тому, что происходит на Украине. Франция вместе с Германией на высшем уровне и на уровне министров иностранных дел активно участвовала в попытках урегулирования украинского кризиса. Даже в последнее время французский министр иностранных дел Лоран Фабиус участвовал непосредственно во встречах России, Украины и руководства Европейского союза. Позиция Франции скоординирована с Ангелой Меркель и согласована в рамках Евросоюза, но Франция имеет несколько специфическое положение в рамках санкций, которые объявлены Евросоюзом и Соединенными Штатами. В свое время контракт 2011 года по поводу поставок четырех (сейчас уже речь идет о двух) французских «Мистралей» в Россию был очень выгоден для французского военного кораблестроения, и особенно в условиях экономического застоя и растущей безработицы во Франции, но с тех пор этот контракт приобрел совершенно новое измерение. Если раньше он расценивался в рамках партнерских отношений Россия-НАТО, то сейчас он выпал из общего контекста, и Франция оказалась в довольно деликатном положении перед лицом своих партнеров, прежде всего Соединенных Штатов и Великобритании, которые прямо призывали ее отказаться от этого контракта, более того, обещая компенсировать ее финансовые потери. С другой стороны, Франция явно находилась под давлением. Об этом говорил президент Владимир Путин. Это действительно так, поскольку крупнейший французский банк «Paribas» был подвергнут американским судом колоссальным штрафам за нарушение довольно давнего эмбарго в отношении Кубы, Ирана и Судана, которое было объявлено Соединенными Штатами. Это был предлог, но сама сумма этого штрафа - около 9,5 млрд долл. – заставляет задуматься. Речь шла о том, чтобы скоординировать санкции таким образом, чтобы каждый из стран-членов НАТО и участников Евросоюза вносил бы свою долю и нес расходы за последствия санкций для их инициаторов на Западе. До сих пор Франция колебалась. Отказ от этого заказа не только означал для нее финансовую потерю, но также подразумевал, что она лишается самостоятельной роли в процессе урегулирования украинского кризиса и в отношениях Восток-Запад в целом. К этому руководство Франции не готово. Первый вертолетоносец «Мистраль», видимо, будет поставлен. Будущее дальнейших поставок зависит, по словам президента Франции Франсуа Олланда, от развития украинского кризиса. В принципе же, главную роль среди европейских стран играет Германия, и Франция ее поддерживает, стараясь сосредоточиться на южной периферии Евросоюза, то есть в Средиземноморье, на Ближнем Востоке и в Африке. Поэтому чересчур глубокое вовлечение в украинский кризис для Франции невыгодно и потребует слишком большого количества ресурсов и возможностей, которыми Париж не располагает.

 

Как Вы считаете, стоит ли рассчитывать на то, что Франция будет выступать за отмену экономических санкций?


Одна – вряд ли. Ее позиция будет согласовываться прежде всего с Германией и с ЕС в целом, а следовательно, и с США. Брать на себя одиночную инициативу Франция не готова. Сама ситуация внутри страны сегодня неоднозначна. Спустя лишь 147 дней после назначение нового премьер-министра Мануэля Вальса было снова создано новое правительство. Это произошло в связи с расколом внутри правительства и левого большинства в Парламенте из-за очень напряженного экономического положения. Низкий рост, большая безработица и недовольство в стране, проигрыш двух муниципальных выборов подряд, а потом и неудача на выборах в Европарламент – все эти проблемы ограничивают свободу действий французского руководства. В то же время они подталкивают его на то, чтобы компенсировать внутренние проблемы внешними инициативами, но там, где интересы Франции находятся на первом месте. Это касается военного присутствия во многих африканских странах Африки, которые были частью французской империи (например, Мали, ЦАР). В отношениях с Восточной Европы Франция несколько более сдержанна, потому что дальнейшее расширение членства Евросоюза по экономическим и структурным соображениям французы рассматривают как угрозу, нежели как выгоду.

В каком состоянии сейчас находятся российско-французские отношения, традиционно отличавшиеся относительно положительной динамикой?

Общая тональность французских СМИ сейчас на редкость прохладна в отношении России. Это не особенность и не специфика Франции с точки зрения ее внешнеполитической стратегии. Это имеет отношение к позиционированию Франции как родине прав человека и демократии, которое всегда характерно для французской дипломатии, истеблишмента и общества в целом. На российско-французские отношения до украинского кризиса бросила тень «арабская весна». Гражданские войны в Ливии и Сирии развели Москву и Париж по разные стороны баррикад. Французы в данном случае совершили определенную ошибку, сделав ставку на силы, не имевшие перспектив, и в обеих странах события пошли по пути, который Францию сделал проигравшей стороной. Тем не менее Франция остается очень важным партнером России по переговорам – и по Ближнему Востоку, и по арабо-израильскому конфликту, и по иранскому ядерному досье, и по многим другим проблемам, включая климат, международный терроризм и многие другие международные вопросы. Здесь позиции Франции исторически были и остаются близкими российским. Сегодня атмосфера на международной арене значительно осложнилась, но нельзя думать, что произошел окончательный разрыв, и диалог невозможен. Франция, никогда не откажется от солидных и прочных партнерских отношений с Россией.

| РСМД

 


Вернуться назад