Жизнь всякого народа, как и жизнь любого человека полна разнообразных испытаний, побед и поражений. Но, как говорил Конфуций: «Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик — кто падал и вставал!». Перефразируя это мудрое высказывание с государственной точки зрения и высоты сегодняшней политической повестки дня, можно сказать, что не тот народ велик, что никогда не претерпел кризиса и упадка, но тот, который претерпевши множество кризисов и прямых поражений находит в себе силы сохранять и защищать свои интересы и ценности на всех уровнях общественно-политической жизни, от международного до личностного.
В недавно опубликованной статье доктора политических наук И.А. Зевелева «Трансформация национальной идентичности и новая внешнеполитическая доктрина России» был поднят вопрос о дискурсе в среде политических элит и представителей российской общественности, который начавшись в 90-х годах, долгое время казался не актуальным и маргинальным. В обществе и политике господствовал либерализм и его интерпретации. Суть господствующей идеологии заключалась в видении рыночных отношений, как эталона отношений в обществе, а так же во внешней политике государства.
Прагматизм, превосходство формы над содержанием, вот сущность российской государственной идеологии установившейся вначале XXI века и устойчиво сохраняющей своё доминирование вплоть до последних событий на международной арене. Однако, нужно отметить, что предпосылки коренного перелома в идеологическом дискурсе всех уровней российского общества начались задолго до происходящих сегодня событий.
По мнению И.А. Зевелева всё разнообразие существующих сегодня в России взглядов на международные отношения можно свести к трем основным школам: либералов, реалистов-государственников и националистов, причём последние включают в себя, по крайней мере, две подгруппы, а именно неоимпериалистов («имперцев») и этнических националистов.
Всё предыдущее, относительно спокойное, десятилетие, монополия на формирование общественного мнения в России принадлежала коалиции реалистов-государственников с либералами. Смелые реформаторские эксперименты, поиск возможности увязать сложившиеся в постсоветской России реалии политической системы с международными тенденциями в развитии политической мысли, то есть своеобразный поиск себя в условиях глобализации и установившегося после 1991 года мирового порядка, вот те задачи, которые ставила перед собой Российская интеллектуальная элита. Такой подход, без сомнений, имел свои основания и результаты, как положительные, так и отрицательные. Подобный процесс экспериментального поиска, способный самовоспроизводиться бесконечно с притоком в него новых идей и политических доктрин, был, более или менее, приемлем в условиях внешней и внутренней политической стабильности. С нарастанием внешнеполитической напряжённости и угрозы на всех уровнях международных отношений, подход поиск-эксперимент был вынужден уступить своё место идеям консервативного идеологического направления, которые испокон веков служили безотказным средством сплачивания народа и властных структур перед лицом общей опасности.
Таким образом, в современном политическом дискурсе России, согласно статье И.А. Зевелева, образовалась новая коалиция реалистов-государственников и националистов, и выдвинутые концепции «разделённого народа» и «русского мира» лишь начало большой работы, по формированию, так необходимой стране в условиях как внешней, так и внутренней политической нестабильности, государственной идеологии.
Вернуться назад
|