Сейчас в западных СМИ определена следующая позиция: поскольку источником и причиной этого преступления является якобы Россия, то Западу трудно выступать в качестве посредника вместе с Москвой в поиске дипломатического решения конфликта на Украине. Однако конфликт нуждается в мирном решении. Формулой для этого, как и раньше, остается так называемый "план Порошенко". Но нужны действенные гарантии его выполнения, и вот они предложены.
Депутат Европарламента Ребекка Хармс (Зеленые) после посещения 18-21 июля Украины заявила, что после инцидента с малайзийским лайнером Западу следует принять срочные меры для прекращения эскалации военного конфликта в Донбассе, вплоть до введения в зону конфликта миротворческих формирований. Хармс полагает, что катастрофа рейса МН17 заставила европейскую общественность резко изменить свое отношение к политике Москвы. Она готова поддержать "невоенные меры" по предупреждению дальнейшей эскалации конфликта на Украине.
На днях бывший куратор германо-российского сотрудничества по линии правительства ФРГ Андреас Шокенхофф (ХДС) в интервью Rheinische Post высказался за "как можно быстрое" введение на Украину миротворческих сил ООН при участии германского военного контингента. Независимо от него председатель комитета Бундестага по обороне Ганс-Петер Бартельс (СДПГ) полагает, что миротворческая миссия ООН может стать контролирующей инстанцией за будущей мирной договоренностью.
Что показательно, новый уполномоченный федерального правительства по германо-российскому сотрудничеству Гернот Эрлер (СДПГ) в интервью Welt am Sonntag также выступил за "использование голубых касок" - решение, которое примут все заинтересованные стороны. Глава фракции СДПГ германского парламента Рольф Мютцених также полагает, что присутствие на Украине миротворцев позволило бы не только контролировать, но и склонять стороны к перемирию. Вице-председатель фракции "Левых" в Бундестаге Сара Вагенкнехт выступила категорически против участия германских солдат в миротворческой операции, но против миротворческой миссии ООН на Украине, в целом, не возражала.
В Германии понимают, что введению миротворческого контингента ООН на Украину может воспрепятствовать Россия своим голосованием в Совете безопасности ООН. Следовательно, необходимо найти возможность нейтрализации этого фактора. И вот она предъявлена. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте предложил направить на Украину гражданскую полицейскую миссию под эгидой ООН для обеспечения безопасности места падения самолета и прилегающей территории с целью осуществления независимого международного расследования причин катастрофы. Рютте собирается предложить Австралии и другим странам, граждане которых погибли в катастрофе рейса МН17, эту инициативу. Очевидно, что Россия по репутационной причине вряд ли сможет наложить вето на подобное предложение в Совете безопасности ООН.
Расследование катастрофы малайзийского лайнера, как было объявлено ранее, может потребовать по времени один год. Поэтому "полицейская миссия" могла бы стать первым шагом в практической интернационализации конфликта. Главное здесь - запустить процесс. "Полицейскую миссию" потом мог бы сопроводить международный воинский контингент, например, под предлогом ее охраны.
В результате введения в конфликтный район Украины международного контингента ООН мы увидим повторение боснийского сценария. Вполне, вероятно, что при подобной перспективе интернационализации конфликта в Восточной Украине Запад вовсе не заинтересован в его быстром прекращении, т. е. поражении восстания на Донбассе в ближайшее время. Зона конфликта на Украине интересна Западу прежде всего для дестабилизации России. Общественное мнение западных стран сейчас готовят к тому, что на востоке Украины идет гражданская война, а ополченцы являются одной из сторон конфликта, с которой рано или поздно придется договариваться. Следовательно, можно предположить, что через какое-то время Киев предложит противной стороне перемирие при условии международных гарантий. Такой гарантией должен будет стать международный миротворческий контингент. В дальнейшем присутствие подобного контингента третьих стран в зоне конфликта непосредственно на границе России создаст условия для его вялого продолжения.
По опыту Боснии мы знаем, какие широкие возможности для провокаций дают "международные миротворцы", заведомо пристрастные к одной из сторон конфликта. Механизм для старта реализации подобного сценария уже создан при прямом участии российской дипломатии. Это контактная группа под эгидой ОБСЕ, в рамках которой возможны переговоры о перемирии. В условиях неких мирных договоренностей на Донбассе вряд ли Россия будет препятствовать в ООН определению мандата международного воинского миротворческого контингента на Украине. Присутствие иностранных войск на территории Украины, пусть в качестве миротворцев, сделает крайне неблагоприятным для России развитие украинских событий, добавив еще одну точку "отложенного конфликта" на постсоветском пространстве.