ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Пять самых известных военных провокаций Западного мира

Пять самых известных военных провокаций Западного мира


26-07-2014, 14:01. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Пять самых известных военных провокаций Западного мира

Источник

Пять самых известных военных провокаций Западного мираИнцидент с малайзийским «Боингом» заставляет вспомнить о провокациях, устраиваемых на протяжении мировой истории западными державами для оправдания агрессий, которые уносили десятки миллионов человеческих жизней. Ради того, чтобы развязать войну, Запад был готов приносить в жертву даже собственных граждан...

 

Взрыв американского броненосца «Мэйн» 15 февраля 1898 года

США всегда было тесно в собственных границах с самого момента их появления на карте мира. В середине ХIХ века американцы оттяпали у Мексики огромный кусок территории, а через 50 лет позарились на остатки испанской колониальной империи. Поводом к войне с некогда мощной европейской державой послужил взрыв броненосца «Мэйн» в Гаванской бухте 15 февраля 1898 года, в результате которого погибли 266 человек.

Выводы тогдашнего трибунала гласили, что под днищем корабля была заложена мина, от взрыва которой сдетонировали пороховые запасы. Однако в 1976 году адмирал ВМС США Хаймэн Риковер заявил, что причиной инцидента стал пожар в угольных бункерах. В конце 1990-х годов эта версия нашла свое частичное подтверждение. Окончательной разгадки происшествия нет до сих пор, но в конце ХIХ века Испании было просто бессмысленно мериться с Америкой мускулами.

Гулльский инцидент 20 октября 1904 года

В разгар Русско-японской войны на помощь осажденному Порт-Артуру 2 октября отправилась Вторая Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского. Наши офицеры располагали разведданными о возможных провокациях со стороны миноносцев противника. Ситуацию усугублял тот факт, что Великобритания поддерживала японцев, а проплывать эскадре нужно было неподалеку от Британских островов.

В этой связи были приняты жесткие меры безопасности. В частности, разрешалось открывать огонь по подозрительным судам, которые преграждают путь русскому флоту и не подчиняются требованиям наших командиров.

В ночь на 22 октября 1904 года в Северном море транспортный корабль «Камчатка» передал радиограмму об атаке неизвестными миноносцами. На помощь пришел флагманский броненосец «Князь Суворов». Наши суда открыли огонь по предполагаемому противнику, однако, как позже выяснилось, «неприятелем» оказались английские рыбацкие шхуны.

В Лондоне были отлично осведомлены о передвижении эскадры. Тем не менее власти Великобритании не стали удерживать своих рыбаков о том, что в районе промысла будут проплывать русские военные корабли, ожидавшие нападения миноносцев.

Инцидент, произошедший неподалеку от английского города Халл (Гулль), вызвал бурное негодование у «владычицы морей», которая потребовала возвращения эскадры в Кронштадт. Рожественский, естественно, отказался подчиняться указам из Лондона. Спустя некоторое время британский флот заблокировал наши корабли в испанском порту Виго. В результате западное общественное мнение оказалось настроено резко против России. Наша страна не смогла доказать факт провокации и была вынуждена выплатить англичанам 65 000 фунтов стерлингов компенсации.

Потопление американского лайнера «Луизитания» 7 мая 1915 года

Гибель пассажирского лайнера «Луизитания» – одна из самых страшных морских катастроф в истории США. 7 мая 1915 года в 19 километрах от берегов Ирландии судно было торпедировано немецкой подлодкой. Жертвами трагедии стали 1198 человек. Данный инцидент послужил поводом для вступления Соединенных Штатов в Первую мировую войну.

В феврале 1915 года Германия объявила акваторию Британских островов зоной боевых действий и предупредила, что будет топить все корабли, которые будут там появляться. Таким образом в Берлине стремились подорвать превосходство Великобритании во флоте, а также сорвать поставки продуктов и боеприпасов британской армии.

22 апреля немецкое посольство в США официально уведомило о возможности уничтожения судов, идущих под флагом противника. Совершать трансатлантические рейсы в условиях беспорядочной войны на морских просторах было крайне опасно. Ведь подлодка могла легко перепутать огромный пассажирский лайнер с торговым кораблем. Халатность или преднамеренная провокация привела к гибели большей части находившихся на борту людей. После этого инцидента сопротивление «изоляционистов», выступавших против вмешательства Вашингтона в дела Старого Света, было сломлено, и США впервые начали вести боевые действия на Европейском континенте.

Гляйвицкий инцидент 31 августа 1939 года

В 1939 году нацистская Германия, проглотившая Австрию и Судетскую область в Чехии, намеревалась обрушить всю свою мощь, которую она нарастила благодаря американским кредитам, на Польшу. Варшаву с Великобританией и Францией связывал договор о взаимопомощи, согласно которому страны должны совместно отражать атаки противника в случае нападения на одну из них. Но Гитлер отлично понимал, что уже неоднократно давшие слабину западные демократии, скорее всего, не решатся молниеносно отреагировать на агрессию против слабой в военном плане Польши.

Для оправдания нападения на соседнее государство была разработана операция «Консервы». По указанию фюрера немецкие солдаты в польской военной форме инсценировали нападение на радиостанцию в городе Гляйвиц, устроив там беспорядочную стрельбу. 1 сентября Гитлер рапортовал народу об инциденте и заявил, что Германия вступает в войну с Польшей. С такой ничтожной провокации началась шестилетняя мясорубка, унесшая жизни 65 миллионов человек.

Инцидент в Тонкинском заливе 4 августа 1964 года

Как правило, Вашингтону было очень тяжело находить предлог для вмешательства в военные конфликты. Уж слишком не любят простые американцы пачкать руки в делах Старого Света. Но холодная война диктовала свои правила игры.

Вьетнамская война стала несмываемым позором для США. Белый дом отправил на бойню несколько сотен тысяч солдат, из которых не вернулись домой 58 000, а более 100 000 ветеранов покончили на «гражданке» жизнь самоубийством.

Поводом к интервенции послужили события в Тонкинском заливе в начале августа. Для историков и военных экспертов до сих остается большой загадкой, действительно ли имела место атака северовьетнамских ВМС на американские корабли.

2 августа эсминец «Мэддокс» обнаружил три приближающихся к нему торпедных катера. По версии Вашингтона, судно находилось в нейтральных водах, однако у историков есть основания полагать, что американский корабль заплыл (нарочно или нет) в территориальные воды Вьетнамской Демократической Республики (ДРВ). На помощь вступившему в бой «Мэддоксу» прилетели истребители F-8 «Крусейдер». В результате сражения северовьетнамские катера получили повреждения и отступили, а американский эсминец вышел из боя целым и невредимым.

Спустя два дня произошел инцидент, который, как предполагается, якобы переполнил чашу терпения президента Линдона Джонсона. 4 августа во время тропического шторма в Тонкинском заливе радары американских эсминцев зафиксировали приближение более 10 неизвестных кораблей. Поднятые по тревоге самолеты не обнаружили никаких сил противника, однако в Вашингтоне уже получили информацию об агрессии ДРВ и не стали дожидаться ее подтверждения.

Недолго думая Джонсон отдал приказ разбомбить базы торпедных катеров и нефтехранилище вьетнамцев. Глупость или случайность? Однако американские власти и позже не приняли во внимание объективные факты. 7 августа 1964 года Конгресс предоставил президенту санкцию на полномасштабную военную операцию во Вьетнаме. Чем она закончилась, мы все отлично знаем.

Алексей Заквасин


Вернуться назад