ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > «Пограничные земли: первые подвижки в Румынии» — Джордж Фридман
«Пограничные земли: первые подвижки в Румынии» — Джордж Фридман2-06-2014, 11:36. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
«Пограничные земли: первые подвижки в Румынии» — Джордж Фридман6 мая 2014 года на информационном ресурсе американского аналитического центра Stratfor была опубликована статья американского политолога Джорджа Фридмана «Пограничные земли: новый стратегический пейзаж», посвященная геополитической подоплеке нынешнего кризиса на Украине. Означенная публикация посвящена проблеме стратегического буфера между Европой и Россией и интересам США к этой пограничной территории. В связи с кризисом на Украине Фридман предлагает повторить для «сдерживания России» испытанную в ХХ веке стратегию США по завоеванию господства на материке Евразия. Американская стратегия ХХ века строилась в несколько этапов на поддержании баланса держав посредством военной и экономической помощи США и военного вмешательства в решающий момент, но не раньше, в контексте руководимого США «надежного альянса». Примечательна идея Фридмана, что нынешний кризис на Украине служит делу консолидации на территории пограничного буфера между Европой и Россией военного союза под эгидой США. Означенная стратегия имеет цель увековечить господство США над Евразией посредством блокирования возможности появления здесь местного гегемона. С этой точки зрения, примечательно то, что политика США в геополитическом буфере на границах Европы направлена не только против России, но и Германии. Фридман полагает, что геополитические процессы имеют объективный характер. Он признает, что в геополитическом кризисе на Украине Россия отстаивает интересы собственной безопасности. Американскому политологу пока не ясно, насколько далеко готова пойти Россия в воссоздании собственного буфера безопасности на своем пограничье с Европой. Тем не менее, Фридман полагает, что Россия угрожает нарушением баланса, и поэтому американцам следует побороться за этот буфер. США необходимо противостоять потенциальной угрозе путем удушающей стратегии сдерживания посредством нового военного альянса под эгидой США. Для изучения потенциала стратегического буфера Фридман решил посетить «пограничные земли». Первую остановку он совершил в ключевом, с точки зрения американцев, пункте — Азербайджане. 12 мая 2014 года на информационном ресурсе Stratfor была опубликована статья Фридмана, касающаяся Азербайджана в контексте американской геополитики «пограничных земель». Вторым местом остановки Фридмана в его геополитическом вояже стал Будапешт, Венгрия. 20 мая 2014 года на информационном ресурсе Stratfor была опубликована третья статья американского политолога Джорджа Фридмана из серии «Пограничные земли», посвященная Венгрии. Третьим пунктом в путешествии американского политолога стал Бухарест, Румыния. 26 мая 2014 года на информационном ресурсе Stratfor Фридман опубликовал очередной очерк, посвященный американской антироссийской стратегии в контексте Румынии и Черного моря.(1) Именно Румыния стала сейчас, благодаря визиту вице-президента США Джо Байдена, первой точкой американской консолидации сил в продолжение кризиса на Украине. Согласно Фридману, США испытывают определенный дефицит времени, питающий недоверие румын. С этим связаны колебания Румынии и известный исторический комплекс этой страны перед лицом России. Фридман пытался убедить румын, что Россия недостаточно сильна, чтобы установить прямой контроль над Румынией. Дефицит времени американцы должны компенсировать Румынии четкими гарантиями. Кризис на Украине создает удобный контекст для американского соблазна Румынии. Мы публикуем полный перевод этой статьи на русском языке. Если эта маленькая холодная война становится существенной, есть две европейские страны, которые имеют наибольшее значение: Польша и Румыния. Польша, которую я посещу следующей, расположена между Германией и Россией на протяженной плоской Северо-Европейской равнине. Ее население составляет около 38 миллионов человек. Расположенная к югу Румыния стоит за рекой Прут и разрезана пополам Карпатами. Ее население около 20 миллионов. Из примерно 82 миллионов человек, живущих по восточной границе (Польша, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария), примерно 58 миллионов живут в Польше и Румынии. Визит Байдена в Румынию и запланированный визит президента США Барака Обамы в Польшу обеспечивают понимание того, как Вашингтон смотрит на этот регион, как минимум в данный момент, и на мир в целом. Как все это работает, конечно, зависит от русских и хода украинского кризиса. Все советские сателлиты испытали трудности после распада старого порядка в 1989 году. Но мало кто испытал такие трудности, как Румыния. Во многих отношениях ущерб был нанесен самим себе Николае Чаушеску. Чаушеску следовал антисоветской линии. Оставаясь в Варшавском договоре, он демонстрировал особую враждебность к Советскому Союзу. Я вспоминаю, как волновала американцев Румыния Чаушеску, поскольку, будучи антисоветской, по определению предполагалось, что он должен был быть проамериканским. Но, к удивлению Америки, он таковым не был. Он даже не был прорумынским, когда он создал схему, чтобы погасить все внешние долги Румынии, уничтожив тем самым жизнь целого поколения румын. По его поручению, подавляющее большинство сельскохозяйственного и промышленного производства страны было направлено на валютный экспорт. Кроме того, он создал кошмарную систему безопасности, сделав ее и коррумпированной, и порочной. Мир едва заметил все это. Когда пришел конец, он также пришел за Чаушеску и его женой — единственных в Восточной Европе лидеров, казненных на фоне ожесточенных боев между группировками. Что касается прочего, то в Румынии было сделано замечательно хорошо. Уровень безработицы в Румынии составляет лишь около 7%, что по европейским стандартам является очень низким. Ежегодный прирост экономики в Румынии составляет более 3%, что является наоборот высоким результатом. При разговоре с румынами мы видим более интенсивный психологический ущерб, чем в других бывших коммунистических странах. Хотя трудно заглянуть в их сердца, они кажутся добрыми и дружелюбными людьми с мерой недоверия и вкусом к заговорам не выше, чем является нормой для этого региона. Что примечательно в румынах, это то, что они ничем не примечательны. Они вышли из ночного кошмара, созданного одним из них, и восстановили свое равновесие. Чаушеску был частью кошмара, инициированного Советами, которые были привлечены немцами. Это создало прочную национальную черту: когда русские действуют, это вселяет страх глубоко в румынское сердце. Когда русские действуют, а немцы прилагают свою руку, реализуется худший кошмар для румын. Их реакция не проявляется, как у поляков, которые всегда прямы в решительной конфронтации. Вместо этого кошмарный сценарий вызывает более осторожные и крепкие ответные меры с поиском способа, как противостоять и при необходимости, как собрать силы. Прежде всего, это вызывает поиск союзников, предпочтительно достаточно далеко, чтобы не занять их и достаточно сильных, чтобы предложить существенную поддержку. Очевидно, американцы специально созданы для этой роли, пока они не преступят их пределы и породят опасения их господства. Украинский фактор Справедливо или нет, но румыны полагают, что администрация Обамы недостаточно занимается и не обращает внимания на опасность, которую представляют русские. Они также наблюдают, как администрация (США) интенсивно критикует культуру коррупции в Румынии. Румыны признают наличие проблемы, но сильно заинтересованы в военной и политической координации. Они понимают США, которые являют то, что их беспокоит. С одной стороны, за ними будет ухаживать интенсивно вице-президент только для того, чтобы быть подвергнутыми критике Государственным департаментом и ответным действиям России. Я попытался объяснить сложность американского бытия. Сочувствие румын было сдержанным. Они полагают, что услышали о реальной приверженности американской стороны, но они просто не знают, насколько подлинно это. В ходе различных бесед я попытался объяснить свое видение ситуации. У Соединенных Штатов есть образец взаимодействия в Европе. Они предполагают вмешательство в последний момент, строят союзнические структуры, поддерживают союзников экономической и военной помощью. Затем США ждут, пока в конце игры не вмешаются, всегда надеясь, что этого не придется делать. Визиты Байдена и Хэйгела являются частью процесса создания регионального блока для того, чтобы сдерживать русских и создавать основу для военной помощи. Вмешательство придет гораздо позже, если вообще когда-либо придет. Румыны чувствуют себя более комфортно со всем этим, чем поляки, которые попросили 10 тыс. войск НАТО на своей территории. Румыны не имеют таких ожиданий. Они также готовы увеличить свой оборонный бюджет до 2 процентов от валового внутреннего продукта, что является существенным для Европы в эти дни. Но они ожидают, что Соединенные Штаты помогут финансировать расходы на оружие, которое они собираются приобрести. Ожидать кредит, когда стоишь лицом к лицу с русскими, однако, является не более разумным, чем подвергать страну критике госдепартамента в то время, когда министерство обороны США призывает идти на риски. Румыны, в конечном счете, считают, что намерения США не ясны. Цели США Какими бы ни были американские задумки на начальном этапе, они [румыны] понимают, что русская угроза для Украины является постоянной, и что бы ни случилось на Украине, это будет распространяться на такие страны, как Румыния. А Румыния особенно важна для русских по двум причинам. Во-первых, Румыния находится на берегу Черного моря, а Черное море является южным морским доступом России к миру. Вот почему им приходится держать Севастополь, и именно поэтому так много значит Одесса. Русские знают, что они должны иметь доступ к Босфору, контролируемому турками. Тем не менее, американские самолеты в Румынии и румынские корабли в Черном море могут существенно осложнить жизнь русским, в том числе, создать угрозы их власти на Кавказе, так как Грузия также находится на берегу Черного моря. Следует отметить, что увеличение военно-морской мощи — в румыно-американской повестке дня, и обе страны понимают вызов, создаваемый этим России. Вторым вызовом является то, что Румыния потенциально способна производить значительные углеводороды, в том числе, нефть. Единственной реальной картой русских в их игре являются их энергетические продажи в Европу. Если они удержат их, это создаст огромное давление, а экономическое давление может быть преобразовано в политическую власть. На германское отношение влияют несколько вещей, но энергетическая зависимость, безусловно, одна из главных. Просто нет альтернативных источников энергии России. Но одна альтернатива может быть слеплена из нескольких источников, и, если она не заменит российские энергоносители, то смягчит власть России. Румыния, обладая энергией и другими ресурсами, может внести свой вклад в это, и заявления для общественности США и Румынии включают обязательство Румынии сосредоточиться на производстве энергии в качестве важнейшего элемента партнерства. Это не так просто, как кажется. Румыния имеет плохую репутацию за рубежом за огромную сложность и ненадежность в процессе выдачи ею разрешений. Это еще один момент, когда новая стратегия Румынии пересекается с российскими интересами. В Румынии существует мнение, что русские расширяют свое влияние во всем регионе, но особенно в Румынии. Они делают это с помощью традиционных средств, используя свои разведывательные службы в попытках манипулировать политическим процессом в Румынии. Что важно, они могут использовать коммерческие отношения, чтобы плести сети влияния, которые предназначены сделать дорогостоящими для Румынии попытки противостоять русским. Русские особенно искусны в использовании «Газпрома» и его дочерних и других российских энергетических компаний в приобретении и инвестировании в Румынии и в региональные компании. Сделки не бывают непривлекательными для какой-либо сторон в бизнес-понятиях, но они также служат русским в формировании, как энергетической политики, так и политической динамики. Это то, что я называю коммерческим империализмом: использование сделок, особенно в сфере энергетики, для создания блокирующих точек в рамках политической системы, когда российские интересы находятся под угрозой. Это не ограничивается Румынией. Русские используют этот инструмент, чтобы сформировать поведение других стран. Хотя, это, конечно, гораздо менее неприятно, чем советская оккупация, тем не менее, это бросает вызов американскому влиянию. Молдова, энергетика и российская скрытность Но этого не произойдет в течение ближайших нескольких лет, если это произойдет вообще. И полная сила Соединенных Штатов не будет востребована Румынией в течение нескольких лет, если она вообще будет востребована. И обязательство Румынии по производству энергии не будет проявляться в течение нескольких лет. Так что в юго-восточной Европе у русских есть окно возможностей, чтобы создать структуру, которая сможет выдержать зиму, которая придет. Они не могут жить без Украины. Они не могут захватить Румынию. С американцами или без, русские не являются достаточно сильными для этого. Все, что они могут делать — это манипулировать, подрывать, запутывать и отвлекать. Они нуждаются в подрыве румынской Антанты с Соединенными Штатами, и они умелы в политических маневрах, необходимых для этого. Для многих в Румынии Россия рядом, и она сильна, Америка — далеко и нерешительна. На это указали мне на одной из встреч. Я ответил: «В ХХ веке Соединенные Штаты выиграли три войны в Европе. Сколько войн выиграли румыны?» Самое замечательное для Румынии и даже Европы, в целом, является то, что, несмотря на исторические реалии, Соединенные Штаты выигрывают европейские войны, существует точка зрения, что Соединенные Штаты наивны, не сосредоточены и неуклюжи. Это выходит за рамки нынешней администрации и относится, как я могу вспомнить, к каждой администрации. И все же, именно Соединенные Штаты последовательно решают судьбы Европы. Румыны знают это, но они все еще чувствуют, что русские умнее и способнее США. Я думаю: причина в том, что русские движутся с огромной тонкостью и сложностью. Они делают это, чтобы компенсировать свои слабости. США действуют более просто. Они могут позволить себе. Они играют так от своей силы. На данный момент румыны согласились с этим, но их согласие является хрупким. Оно зависит от политической согласованности со стороны США. Но с большого расстояния видятся варианты и возможности изменять свою точку зрения. Румыния находится здесь и не может пойти в другое место. Положение могут изменить только союзы и надежда на лучшее — то, на что обе стороны должны рассчитывать. Вернуться назад |