ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Почему рухнул «Протон»?

Почему рухнул «Протон»?


18-05-2014, 11:49. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Почему рухнул «Протон»?

Комментирует военный обозреватель Сергей Михайлов
       
Почему рухнул «Протон»?

Космическая отрасль России потерпела новую неудачу.

Комментирует военный обозреватель Сергей Михайлов:

- Очередное фиаско с выводом на околоземную орбиту новейшего и дорогущего телекоммуникационного спутника «Экспресс-АМ4Р» при помощи самой мощной в мире ракеты-носителя «Протон-М» – событие печальное, но совсем уже не удивительное.

С космодрома Байконур в ночь с четверга на пятницу стартовал «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и космическим аппаратом «Экспресс-АМ4Р» на борту. Старт и первые минуты полета демонстрировались в прямом эфире и шли вроде бы удачно. Однако на 545-й секунде полета без видимых причин отказал рулевой двигатель третьей ступени. Возникла нештатная ситуация. Телетрансляция была прекращена…

Скоро выяснилось: и третья ступень, и разгонный блок, и спутник связи стоимостью около миллиарда рублей улетели не в космос, а в сторону Тихого океана. Таким образом, глубоководная российская тихоокеанская группировка спутников пополнилась еще одним «Экспрессом». Каждая авария – потеря результатов труда тысяч человек и миллиардов рублей.

Ракета-носитель «Протон», еще в начале 2000 годов считавшаяся не только мощнейшей, но и одной из самых надежных в мире, с 2006 года пошла в разнос. За восемь лет наша страна потеряла восемь таких ракет, и еще больше - очень дорогих космических аппаратов гражданского и военного назначения, которые должны были быть выведены «Протонами» на различные орбиты, в том числе - высокие геостационарные.

Самой обидной, пожалуй, была неудача с космической станцией «Фобос-грунт», отправленной к Марсу 9 ноября 2011 года. Сложнейший межпланетный аппарат, создававшийся в рамках амбициозного международного проекта, стоимостью 5 миллиардов рублей, так и не смог выйти на нужную орбиту. Следующая попытка аналогичного запуска возможна лишь в 2022-2025 годах.

А самым позорным стало падение «Протона» в прямом эфире в июле прошлого года. Ракета начала переворачиваться на семнадцатой секунде полета. А на тридцатой, разваливаясь в воздухе, взорвалась в прямом эфире. Было утеряно стразу три навигационных спутника «Глонасс-М».

Ликвидация последствий того ЧП на космодроме длилась несколько месяцев. Россия была вынуждена выплатить Казахстану огромную компенсацию за ущерб, нанесенный экологии республики.

Расследование причин катастрофы выявило то, во что невозможно было поверить в советские времена. Да и не могло в СССР случиться так, что при монтаже одного из важнейших блоков управления возникала возможность перепутать полярность подключения. Уж что-что, а так называемую «дуракоустойчивость» советские конструкторы реализовывали просто в обязательном порядке.

Но «Протон-М» уже в новое российское время значительно модернизировался, улучшался, и про важнейший принцип забыли. А может, и не забыли. Может, молодые инженеры, воспитанные в постсоветское время, посчитали, что дураки – это синоним «совков». В демократической, свободной и очень новой России таковых не может быть в принципе. Как-никак, перешли на болонскую систему образования, от тоталитарной зубрежки и всяких там обязательных «механико-математических» часов отказались, ввели свободный стиль обучения. Какие, в таком случае, недоумки в нашей стране могут появиться? По этой же причине, наверное, практически полностью ликвидировали - и не только в космической отрасли - институт военной приемки. Кого проверять? Тех, кто учился «по болонке» и кто ЕГЭ сдал? Даже обидно, понимаешь, недоверие к умникам новой формации проявлять.

Цена прекраснодушных умозаключений – миллиарды рублей и позор на весь мир.

С причинами нынешнего падения «Протона-М», конечно же, разберутся. Обозначат виновных. Сделают выводы. А если виноваты все – что делать тогда?

Увы, мы подошли к страшному рубежу невозврата, когда накопленные ранее ошибки растут, как снежный ком при лавине, и спасения от летящей и давящей все подряд массы нет. Масса эта – общее и ширящееся невежество, а также, извините, общий пофигизм. Есть еще уникумы, работающие за только им ведомую идею и на совесть. Но большинство - и среди молодых технических специалистов, и уже стареющих – это безразличные ко всему люди.

А чего им переживать? Будь ты хоть семи пядей во лбу, президентом корпорации, в которой ты работаешь, тебя, инженера, никогда не назначат. Теплое и очень денежное место займет «эффективный менеджер» из числа юристов-финансистов. И вот он будет олицетворять лицо фирмы, а не какой-то там «чумазый технарь».

Небольшое отступление от высокой космической темы. Как известно, создан концерн «Калашников». Там назначено новое руководство, как раз из «эффективных менеджеров». Первое, что они сделали - объявили конкурс на создание нового бренда «Калашников». Общая стоимость проекта – 40 миллионов рублей.

Тут надо пояснить. Само имя выдающегося русского оружейника давно стало мировым. Но, как ни странно, яркого товарного знака, олицетворяющего этот бренд, ни в СССР, ни в России не было. Понятно, что в центре знака должен быть силуэт АК. Требовалось придумать некое запоминающееся обрамление. Ну а потом лепить его на все, что связано с концерном «Калашников».

Уже определена фирма-победитель, разработавшая бренд. И даже вроде бы утверждено его изображение. Естественно, в трех цветах нынешнего российского флага – это же патриотично. Вот только создавал Михаил Тимофеевич свое чудо-оружие в стране, имевшей совсем иную государственную символику. Логичнее было бы выполнить в красном или в оливковом, защитном цвете. Но - что сделали, то и сделали.

Вот только стоит ли трехцветный кружочек с изображением АК сорока миллионов рублей, пусть и выплачиваемых некими частными акционерами концерна якобы из своего кармана? Можно было объявить открытый конкурс на новую символику. И я почему-то уверен, что обычные студенты-дизайнеры предложили бы очень яркий и запоминающийся образ, связанный со словом «Калашников», за гораздо меньшие деньги.

Да, поиск новых брендов очень дорого стоит, на Западе за какой-нибудь броский рекламный слоган могут заплатить миллионы долларов. Вопрос в другом: стоит ли наш «кружочек» таких денег? Почему прорывная инженерная разработка никогда не будет у нас оценена в сорок миллионов рублей? А «прорывной рисунок» – легко.

При строительстве капитализма в России произошел противоестественный и, в то же время, совершенно понятный переворот в оценке человеческих талантов и оценке труда. Финансисты, особенно в банковской сфере, и топ-менеджеры имеют миллионные рублевые оклады и «золотые парашюты» при увольнении – в миллионы долларов. Рекламщики, продюсеры средней руки, кинодеятели, специализирующиеся на съемках клипов длительностью в пару минут, некие креативщики из числа «офисного планктона» – все они оценивают свои потенциальные возможности в десятки и сотни тысяч рублей ежемесячно.

А сколько стоит труд даже очень квалифицированного инженера? Сколько получают врачи, спасающие наши жизни? Сколько - учителя и даже вузовские профессора, если они не добыли грантов? Сколько получает тот, что действительно производит материальные и духовные продукты и тот, кто этими продуктами просто распоряжается? При том, что в нынешней России действительно работающих и что-то производящих людей несравнимо меньше, чем всевозможных контролеров, охранников и офисных работников.

Сто лет назад прогрессивная на то время общественность, бичуя пороки российского империализма начала ХХ века, любила говорить: в нашей стране один с сошкой, а семеро с ложкой. А ведь сейчас один с сошкой - и семьдесят семь с ложками и целыми черпаками. И к каким звездам мы полетим?

Вернусь, однако, к падению «Протона». Сгоревший космический аппарат «Экспресс-АМ4Р» должен был стать наиболее мощным и высокотехнологичным российским спутником связи. Собрали его в Европе, на предприятиях компании «ЕАДС Астриум» по заказу госпредприятия «Космическая связь».

Вес аппарата 5755 килограммов. Его оборудование должно было обеспечить устойчивое покрытие связью всей территории России и стран СНГ. Изготовители гарантировали его бесперебойную работу на геостационарной орбите свыше десяти лет.

Построить второй такой аппарат – дело чрезвычайно сложное и по срокам не быстрое. А сейчас вряд ли вообще возможное. США очень сильно давят на Европу, чтобы та отказалась строить спутники типа «Экспресс-АМ4Р» для России. Дело в том, что в них содержится ряд высокотехнологичных компонентов, либо разработанных, либо собранных в США. Поскольку Вашингтон ужесточает санкции, сгоревший «Экспресс-АМ4Р» может стать последним европейским спутником, собранным в интересах нашей страны. Во всяком случае - в обозримом будущем.

Кризис, поразивший космическую отрасль, а по большому счету, все высокотехнологические производства России, публично назван системным. И выход из него может быть только системным. Перетряхиванием руководящего топ-менеджерского состава и даже карательными мерами в отношении бракоделов тут не обойтись.

Но решимся ли мы менять уже сложившуюся систему? Вот в чем вопрос. И нет ответа. Разве что известно: падение «Протона» в очередной раз ударило по всей нашей стране. И очень больно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специально для Столетия

Вернуться назад