ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Прибалтийские проблемы с моралью: как Ивановы становятся Ивановасами

Прибалтийские проблемы с моралью: как Ивановы становятся Ивановасами


13-05-2014, 19:17. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Гость из соседней Калининградской области, увидев афишу с анонсом концерта артистов клайпедского музыкального театра под руководством главного хормейстера и дирижера Владимираса Константиноваса (на фото - выступление театра), несколько озадачился: этот Владимирас – вроде наш и вроде не наш? Его насторожили не свойственные русской традиции окончания, принятые в литовском языке. И вопрос, действительно, интересный, а в последнее время, когда в мире идет яростная атака на Россию и отзвуки этой борьбы добра и зла докатываются и до Литвы, где усиливается охота на ведьм (поиск врагов "маленькой, но несгибаемой" Литвы почему-то чаще всего приводит власть в диаспоры славяноязычных), самый что ни на есть актуальный. Судя по паспортным данным, русский, а вот литуанизация имени и фамилии дают основания усомниться в этом. И этих "меток" более чем достаточно. Выходец из Шяуляй (в советские времена он был известен большим военным аэродромом, где теперь базируется авиабаза НАТО, а в городе располагалась немалая община "оккупантов", собственно, из такой семьи и вышел наш герой - хормейстер) самым неожиданным образом поддержал движение "Саюдис", поднявшее волну антисоветизма и русофобии, лозунгами которого тогда стали "Чемодан, вокзал, Россия!", "Оккупантов – к позорному столбу!" и прочие подобные. Но молодой музыкант не просто примкнул (кто по молодости оставался безгрешен?) к модному тогда национальному движению, но и стал в некотором роде музыкальным идеологом, написав широко известную "Патриотическую песню", исполняемую, как правило, ныне на государственных праздниках и торжествах.

Однако вскоре выяснилось, что увлечение "Саюдисом" - не грешки молодости, а твердые убеждения, он и далее продолжал неустанно идти по избранной дорожке, по пути утверждения литовской национальной культуры. Согласен, тут нет никакого криминала, в истории цивилизации масса примеров, когда инородцы становились классиками на чужбине, достаточно назвать испанского гения Эль Греко, выходца из совсем не близкой Эллады, итальянца Колумба, положившего к ногам испанского короля благословенную Америку, потомка немецких аристократов Барклая де Толли, российского полководца, героя войны с Наполеоном.... Но эти люди, верой и правдой служа чужому государству, никогда не проклинали свою родину.

Наверное, это неизбежно: встав на национальную а где-то даже националистическую тропу, неизбежно приходишь к россияфобии, и пример Константиноваса еще раз "блистательно" доказывает это. Вот как он рассуждает на страницах местной газеты "Клайпеда": "Имперское мышление – это болезнь, я бы отнес ее к психическим недугам. В случае России эта болезнь оказалась заразной и достигла масштабов катастрофической эпидемии. Что из этого выйдет, трудно даже прогнозировать. Ведь если психически неуравновешенные вожди народа пытаются разбалансировать мир или отбросить его на несколько десятилетий назад, это очень скверно, мир встревожен не без основания... Русскому сейчас труднее, чем украинцу или литовцу. Русскому, который испытывает стыд за свою родину. Украинцу легче, поскольку правда на его стороне..." Жаль, маэстро не пояснил, какому украинцу легче – тому, кто выставил свою жизнь на баррикадах Славянска или тем, кто объявил награду в 10 тыс. долларов за голову москаля.

Фамилия Георгия Ефремова хорошо знакома не только литовским, но и российским книгочеям: поэт, переводчик, лауреат премии фонда Ельцина. Непросто вывести побудительные мотивы, приведшие его четверть века в ряды "Саюдиса": честолюбие, карьерные надежды, проблемы с моралью. Как бы то ни было, подающему надежды стихоплету поручают редактировать все, что исходило из этого во многом маргинального течения на русском языке. Жора настолько вошел во вкус национальной антиоккупантской темы, что даже взялся за перевод капитального труда "История Литвы" Эдвардаса Гудавичюса, одного из мэтров истинного - антироссийского - направления в отечественной историографии. И закончил ее, поговаривают, за хорошие деньги. Ну, презренный металл лишним не бывает, но дело также и в позиции. На днях в интервью одному из местных порталов он так же, как и Константиновас, лил слезы по поводу агрессии России на Украине: "Мне стыдно и горько, мне, русскому..." Вряд ли стоит доказывать, что подобные речи - вода на мельницу литовской власти, лелеющей мечту утвердить европейскую демократию, западные ценности в русском медвежьем углу, а на Украине, братской славянской стране, узаконить бунтовщиков, путем насилия узурпировавших право казнить и миловать.

Приспособленчество, политическая проституция? Наверное, не без этого. И приведенные тут примеры творцов – манкуртов - далеко не единственные, нередко Ивановы становятся Ивановасами, а те своих отпрысков отдают в литовские детсады и школы, нередки случаи, когда те же Ивановасы стыдливо отказываются от своих корней, представляясь коренными в третьем колене. Это про таких в народе говорят: без роду, без племени, и, добавлю - без принципов и чести. А еще – в семье не без ... ну, дальше вы знаете.

И как тут не вспомнить наших славных соотечественников, положивших свою жизнь на алтарь отечества. Им несть числа, начиная со средних веков. В 1494 году женой великого князя литовского, а затем и короля Польского Александра стала Елена, дочь государя московского Ивана Третьего. Будучи королевой, она отказалась от почетного обряда венчания на трон, поскольку для этого надо было перейти в римскую веру, а такая измена устоям отцов была противна княгине. Как могла, всегда поддерживала православие, которому приходилось непросто в католическом краю. И все же первым следует назвать имя Льва Карсавина, религиозного философа, который в межвоенный период, отказавшись от профессорских должностей в лучших университетах Западной Европы, из Парижа перебрался в Каунас, на тот момент столицу Литвы, только из-за единственного: быть ближе к отчизне, лучше чувствовать дыхание родной земли. Профессор местного университета, уже тогда признанное светило мировой науки, он возглавлял землячество русских студентов Каунаса, помогал им выжить в жестких условиях сметоновской диктатуры.

Еще одна яркая фигура патриота - россиянина, оставившего яркий след в мировой культуре – Мстислав Добужинский, талантливейший художник, оформитель, сценограф. Работая в театрах межвоенной Литвы, он сострадал своей Родине, переживающей лихолетье, активно участвовал в работе русского собрания, помогал соотечественникам, выброшенным за границу революционными событиями (порой тут насчитывалось до двух тысяч видных переселенцев из России, а потом и Советского Союза, в их числе был недолгое время и Шаляпин). Ему принадлежит соавторство в постановке "русских" произведений Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского...

Есть светлые личности и среди нас. Историк Валерий Иванов был репрессирован и отсидел несколько лет только за то, что несогласен с официальной версией властей о "российской оккупации страны", его же недавно крупно оштрафовали за чисто "криминальный" проступок - он принес на митинг портрет Сталина, что подпадает под запрет советской символики. Истинными подвижниками можно назвать активистов Ассоциации учителей русских школ республики, самоотверженно борющихся против насильственной ассимиляции нетитульных. Возглавляет общественную организацию Элла Канайте, получившая в минувшем году в Кремле высокую награду из рук Путина. И, думается, неугодный властям Альгирдас Палецкис, лидер преследуемого Социалистического народного фронта, является более русским, чем тот же певец "Саюдиса" Константиновас, поскольку стоит по нашу сторону баррикад. В том числе и украинских.


Вернуться назад