ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > «Карта русского». Что надо поменять в новом законопроекте о гражданстве, чтобы он не вредил, а помог

«Карта русского». Что надо поменять в новом законопроекте о гражданстве, чтобы он не вредил, а помог


14-04-2014, 11:03. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Карта русского». Что надо поменять в новом законопроекте о гражданстве, чтобы он не вредил, а помог


 

Итак, Госдума приняла поправки к закону «О гражданстве Российской Федерации», предусматривающие упрощение процедуры получения российского гражданства (теперь законопроект направлен для рассмотрения в Совет Федерации). Однако шумихи и шоу-политики вокруг этого решения, кажется, было больше, нежели теперь будет пользы. Возникает закономерный вопрос: зачем было городить огород и заниматься профанацией в целом здравой идеи — институционального оформления русской диаспоры в бывших союзных республиках? А главное, как этот закон должен был выглядеть, чтобы содействовать этой идее, а не мешать ей?

А что упростилось?

Прежде всего следует сказать, что воспользоваться процедурой может человек, обозначенный в законопроекте как «носитель русского языка». В принципе, логичное решение, практикуемое и другими странами (Франция, Германия, страны Восточной Европы), озабоченными сохранением ареалов языка вне пределов национального государства. Однако по инициативе ФМС в первоначальную редакцию закона была внесена важная правка:

«Иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведённого с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее — комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы Российской Федерации».

В начальной редакции это уточнение отсутствовало, речь шла о территории Российской империи или СССР.

Ирония ситуации (хотя на самом деле совсем не до смеха) в том, что именно последняя фраза отсекает от этой процедуры многих русских, проживающих на Востоке Украины и переживающих откровенно не самые лучшие времена.

Да, на Юго-Востоке всегда было много переселенцев. Может быть, ФМС именно на это и надеялась: мол, у всех родственники в РФ найдутся, соберёте справочки и будет вам счастье. Но дело в том, что и Слобожанщина и Новороссия вошли в состав Украины (УССР) лишь с подачи большевиков. А до этого они были полноправными российскими землями. У многих тамошних жителей есть разве что предания о прапрапрадедушке, который в XIX веке переехал работать на потёмкинские верфи в Николаев или рубил уголь на юзовской шахте. Где им сейчас взять родственников по прямой восходящей линии в пределах границы РФ?

Впрочем, шут с ними, с родственниками, не только в них даже дело. Как новые изменения касаются тех этнических русских, которые постоянно проживают в Прибалтике, на Украине, в республиках Средней Азии и не планируют получение гражданства и переезд в РФ в ближайшее время? Но хотели бы иметь такую возможность (пример Украины показывает, что такая необходимость может возникнуть очень внезапно). Равно как и другие: ездить к родственникам, вести бизнес, работать в РФ и т.д.

Опыт заклятых друзей

Существует как минимум два пути, и оба они сейчас реализуются на территории Украины другими странами, но не Россией.

Первый — проект Польши «Карта поляка». Требования к претенденту на её получение похожи на предлагаемую упрощённую процедуру:

 — наличие в прямом восходящем родстве поляка или обладателя польского гражданства (отец, мать, бабушка, дедушка либо двое из прабабушек или прадедушек), либо предоставление письменной справки от польской организации, подтверждающей активное участие в деятельности в пользу польского языка и культуры или польского национального меньшинства в течение по крайней мере последних трёх лет;

 — владение польским языком на базовом уровне;

 — гражданство одной из стран бывшего СССР.

Карта не даёт статуса гражданина, но её владелец мало чем от гражданина отличается. Ему предоставляется право получения долгосрочной многократной бесплатной визы, для поездок в Польшу не нужны дополнительные документы. Владелец карты может работать в Польше (кроме госслужбы, органов правопорядка) без получения специального разрешения или вести бизнес. Может пользоваться системой образования и здравоохранения (в экстренных случаях). Большинству этого хватает с головой.

Второй путь — практика раздачи паспортов в местах компактного проживания диаспор. Особо в этом преуспела Венгрия. Примерно с 2010 года этническим венграм или их потомкам, проживающим на Закарпатье, начали предлагать получить венгерское гражданство. Причём первые два-три года гражданство можно было получить, не обращая внимания на довольно строгие официальные требования (прямое родство, сдача экзамена по языку). Автор лично знаком с теми, кто получил паспорт, являясь при этом этническими украинцами и едва умея сосчитать по-венгерски до десяти. Просто стоило это немного дороже. Впрочем, с обычными расходами на получение вида на жительство эти затраты не сравнить и близко.

Следует отметить, что ни получение карты поляка, ни выдача венгерского паспорта не предусматривают отказа от украинского гражданства.

Собирание народа

Итак, принятый Государственный думой законопроект направлен на упрощение получения гражданства потенциальными переселенцами. Однако задача, стоящая перед РФ в республиках бывшего СССР, состоит не только в этом, но и в правовом оформлении принадлежности представителей русской диаспоры к русскому народу.

Нельзя сказать, чтобы российские политики не задавались такой целью. Однако пока их больше волнует судьба именно граждан РФ, проживающих за пределами России, а не собственно русских, тех самых носителей языка и культуры. Которых в одной только Украине по самым скромным оценкам 7–7,5 млн.

Карта русского нужна не только русским и не только России. В перспективе это одно из решений привлечения трудовых ресурсов из Украины, Прибалтики, Молдавии, Средней Азии в проекты новой индустриализации в РФ и Казахстане. Залогом успешной экономической интеграции является упрощение бюрократических процедур, своего рода «евразийский шенген». И такая карта могла бы первое время выполнять его функцию. Без него, без карты русского, без реального упрощения получения гражданства РФ (с сохранением текущего гражданства) необходимой мобильности трудовых ресурсов и капиталов не достичь.

Разумеется, всё это — практическая, сопутствующая часть более общего процесса: собирания народа. Для сосредоточения России одного только собирания земель недостаточно. Всем нам, потомкам тысячелетнего имперского проекта освоения евразийского континента, недостаточно языка и культуры для ощущения себя русскими. Кроме языка и культуры есть ещё история. Как показывает практика, она забывается быстрее всего. Одна из примет кризиса на Украине — внутрисемейные конфликты между родителями и взрослыми детьми в русских семьях. Эти дети ещё русские по языку, но уже не русские по ощущению своей причастности к истории России. Их дети потеряют культуру, а дети их детей — и язык.

Их дети уже родились, то есть до начала резкого уменьшения русского населения на Украине остаётся не так уж и много — около 30 лет. Самое время собирать народ.

Иван Зацарин.


Вернуться назад