ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > «То, что мы делаем, нужно Родине». Основы завтрашней корпоративной этики в России
«То, что мы делаем, нужно Родине». Основы завтрашней корпоративной этики в России12-04-2014, 11:58. Разместил: Moroz50 |
Обозреватель
Недавние предложения В. Жириновского изгнать из России «Макдональдс» и отказ чиновников от продукции компании Apple — хоть и популистские по сути шаги, но имеют в себе корень давно назревшей проблемы — влияние корпораций на наши умы. Ведь продаётся не только булка с мясом, но и «стиль жизни» — целый набор идеологических и мировоззренческих установок в красочной упаковке. И это касается не только фаст-фуда, но и всех могущественных брендов. Давайте порассуждаем о том, что им противопоставить и можно ли побороть их простым изгнанием.
Мы привыкли к тому, что основной фронт информационной войны расположен на территории новостных агентств, блогов и соцсетей. Это так, однако куда большее суммарное влияние оказывают на нас корпорации, которые ежедневно бомбардируют наше сознание однотипными и агрессивными установками. Пропаганда западных корпораций на сегодняшний день — это самая бескомпромиссная, эффективная и доминирующая информационная машина. Всё просто — без неё корпорации не смогли бы продавать тот объём продукции, который обеспечивает им выживание. А планка эта так высока, что без откровенного зомбирования с задачей не справиться. Если не верите, то вспомните ночные очереди у магазинов перед поступлением в продажу какого-нибудь нового айфона.
Культ потребления навязывается нам через чувство неполноценности, что связано с неизбежным ожесточением человека, развитием гипертрофированного эгоизма и стремления к эталону успешности любой ценой. Нетрудно заметить, что такая модель поведения не имеет ничего общего с нашими традиционными ценностями — состраданием, человеколюбием и умеренностью. Поэтому корпоративная пропаганда давно и успешно подтачивает основы нашего общества, как ржавчина самую лучшую боевую сталь. Из этого можно сделать вывод, что она направлена и против российской государственности. И неважно, является ли это умышленной диверсией или следствием банальной погони за наживой.
Влияние западных компаний, действующих на территории России, осуществляется не только через рекламу, ведь не меньшее значение имеет и принятая в них внутрикорпоративная этика. Некоторые по степени воздействия на сотрудников вообще мало чем отличаются от сект — в каких-то насаждаются идеи агрессивного феминизма (особенно в популярных сетевых структурах), в иных развивается культ Запада, в третьих даются даже религиозные установки. Всё это в результате расползается по стране как вирус и дезориентирует всё ещё доверчивого и жадного до всего нового гражданина, уничтожая остатки самоидентификации.
Это серьёзный вызов, и он приобретает актуальность на волне проснувшихся патриотических настроений. Наступит момент, когда мы обратим внимание и на это давление и пожелаем от него избавиться, ответив на навязываемый the way of life их же языком: «Who are you to факинг lecture me?».
Однако простое изгнание не станет эффективным. Во-первых, сегодня не представляется возможным отгородиться от иностранного капитала, а во-вторых, сделав это, мы лишь усилим привлекательность запрещённой идеологии. Выход видится в продвижении контридеологии, которую и изобретать не нужно, ведь она укладывается в приведённых выше терминах сострадания, человеколюбия, умеренности и, пожалуй, патриотизма. А помочь в её популяризации могут наши собственные корпорации, нужно лишь пересмотреть их степень социальной ответственности.
Российские компании могут не менее успешно, чем западные, влиять на умы своих сотрудников и не только. Сейчас лишь единицы используют этот потенциал. Но если его задействовать в полной мере, то он может оказать серьёзное воздействие на настроения и мироощущение российского общества. Задача сложная, но посильная и, с точки зрения финансов, вовсе не обременительная для большинства российских бизнес-монстров. Такие вложения можно расценивать и как инвестиции в стабильное будущее собственного бизнеса, если владельцы прочно ассоциируют его с будущим страны. А именно этот тренд сейчас преобладает.
Как это делать? Главное — без надрыва. Принуждение сотрудников к пению российского гимна по утрам и оснащение кабинетов триколорами должного эффекта не даст. А вот создание качественных и оперативных материалов о своей деятельности может стать первым и действенным шагом.
Поясню.
Долгое время я делаю еженедельные видеоролики о позитивных новостях страны: о новых предприятиях, интересных исследованиях, запусках космических аппаратов, спусках на воду новых кораблей и подводных лодок и проч. Так вот, дефицита новостей обычно не наблюдается, но вот иллюстрировать их всегда крайне сложно. Не то что видео, даже фотографий с, например, открытия гигантского предприятия всероссийского масштаба, как правило, в интернете нет. Почему-то принято считать, что такое событие — дело сугубо личное и касается только собственников и работников, а к стране не имеет отношения. Между тем трудно переоценить его пропагандистский эффект, особенно на фоне распространяемого мифа о том, что в стране ничего не строится и не открывается. Собственно, этот миф и не родился бы, будь наши компании чуть ответственнее в освещении своей деятельности.
От пропаганды собственных успехов как части общего дела можно переходить к более энергичному воздействию — пропаганде традиционных ценностей. Например, российские корпорации из списка «Форбс» могли бы профинансировать съёмки фильма «28 панфиловцев» (странно, что никто из них это до сих пор не сделал). Тем самым они бы и свою позицию обозначили, и дело доброе сделали, и улучшили свой имидж в глазах активной и патриотичной части нашего общества. Подобным образом они могли бы участвовать и в публицистических проектах, например, помогая таким как «Биохимия предательства».
Понятно, что большинство крупных российских компаний и без того финансирует многие полезные и нужные культурные или информационные проекты. Но, кажется, наступает время, когда стоит делать это более открыто и энергично. И не нужно стесняться помогать нам становиться более добрыми, открытыми и разумными, ведь западные коллеги совсем не стесняются делать нас злыми и жестокими. Тем более — сейчас общество как никогда открыто к позитивному воздействию и само ищет его, создавая необходимый запрос. Главное — не упустить момент. Вернуться назад |