ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Что ждет закарпатских русинов?
Что ждет закарпатских русинов?3-04-2014, 12:07. Разместил: sasha1959 |
Закарпатье – уникальный для Западной Украины регион. Уникален он тем, что это – островок русофильства посреди западноукраинского русофобского «моря», где идеологический тон задает Галичина. На Закарпатье не было отрядов ОУН-УПА, а если они и забредали туда, то не встречали поддержки населения. Зато здесь и поныне популярна идея общерусского единства, хоть она и имеет свои особенности. Да и как же иначе, если до того, как получить наименование "Закарпатье", этот регион назывался Карпатской или Угорской Русью. И для русинов их Карпатская Русь – такая же часть Руси, что и Русь, скажем, Московская или Новгородская. Большая часть русинов склонна, скорее, считать свой народ четвертым восточнославянским народом, а не частью великороссов. Т.е. большинству русинов свойственно русинофильство, что вполне объяснимо, если учесть, что русины более десяти веков жили под венгерским владычеством, в отрыве от остальной Руси, стараясь сохранить свою региональную идентичность (язык, религию, обычаи). Будучи русинофилами, они не приемлют политическое украинство, которое видит врага в русинской идентичности закарпатцев. Этот «враг» мешает превратить всю Западную Украину в одну большую Галичину с ее «героями» – Бандерой, Шухевичем, Коновальцем и т.д. Киев огульно обвиняет русинов в непатриотизме, пытается представить русинскую идентичность в виде этакой блажи, отклонения от «правильной» украинской идентичности и т.п. Но история свидетельствует, что правда отнюдь не на стороне Киева. Не русины вдруг стали «неправильными», а сам Киев решил перекроить собственную историю в угоду политической конъюнктуре. И изгоняет из литературы, в первую очередь учебной, любое упоминание о том, что и сами галичане, прежде чем назваться украинцами, называли себя русинами. В галицко-русской литературе XVIII-XIX вв. об этом множество упоминаний. Например, известный галицкий историк и писатель Богдан Дедицкий (1827-1909) малороссов называл малорусинами. Русинами часто называли себя и русские в старину (словообразование: грек – гречин, рус – русин). И даже более того, многие русинские деятели прошлых столетий считали свой народ таким же российским, как и великороссов в России, а свою Карпатскую Русь называли Карпатороссией.
Из брошюры Юлиана Яворского «Национальное самосознание карпаторуссов на рубеже XVIII-XIX веков» (издана в Ужгороде в 1929 г.)
Даже топонимика не только Закарпатья, но и Галичины говорит о нашей исторической общности. В Львовской области есть город Рава-Русская, на Закарпатье – села Русское и Русское Поле (венгры называли его Rusz-Polyana, румыны – Ruski Pole). Села с названием Русское разбросаны по всей России: в Ростовской, Смоленской, Калининградской, Тамбовской и др. областях. Это ли не доказательство общих корней и русских, и украинцев, и русинов? Это ли не доказательство лживости киевских теорий о чуждом общерусской идее отдельном украинском народе, частью которого будто бы и являются русины? Украиноцентричная пропаганда опускается до примитивных подтасовок. Объявляет, например, русинского этнографа Александра Митрака (1837-1913) «українським вченим». Перу А. Митрака принадлежат такие произведения, как «Русскій народ» (это о русинах), «Жнива в угрорусов», «Народные песни Галицкой и Угорской Руси». Этнограф был обвинен в шпионаже в пользу России, преследовался мадьярскими властями, на что говорил, что, раз он не может быть русином, то никем другим уже быть не хочет. Видно ли в этой фигуре хоть малейшее сходство с теми уродливыми образцами, которые нам подсовывает укронационалистический агитпроп? Но украинских национал-шовинистов это не смущает, и в их изложении А. Митрак предстает перед нами чуть ли не украинским националистом. Сегодня Закарпатье снова стоит перед перспективой полной украинизации. Центральные власти хотят превратить его в некое подобие Галичины с тем же набором политических идолов (Петлюра, Бандера, Шухевич), кланяться которым хотят заставить русинов. Сами русины единственный выход видят в наделении их края автономным статусом и в признании русинов отдельным от украинцев народом. Это вызывает раздражение Киева: в 2012 г. председатель Сойма подкарпатских русинов о. Дмитрий Сидор, один из активнейших борцов за автономию Закарпатья, был приговорен к 3 годам заключения с отсрочкой на три года за «посягательство на территориальную целостность Украины». Одновременно правящие круги Украины принялись за создание параллельных русинских структур, которые русинскими являются номинально, а на деле подыгрывают Киеву в его антирусинской политике. Когда Киев жаждал отделения от СССР, он вещал о праве украинского народа самому решать, как ему жить. Когда о том же праве заикаются русины, Киев отвечает лицемерием и карательными мерами. В Закарпатье намеренно создается такой социально-политический порядок, при котором русинскую идентичность запихивают в украинскую, при этом главенствующей считают вторую, а первой отводят роль региональной. Дескать, русины – это такие же украинцы, как гуцулы или лемки, т.е. со своими особенностями, но все равно украинцы, и точка! Хотя еще пару веков назад и гуцулы, и лемки тоже считали себя частью общерусского народа. В 1918 г. была образована Русская народная республика лемков (уничтожена польскими войсками в 1920 г.). Республика выступала за воссоединение с Россией, но на тот момент это было нереально. Тогда лемки выступили за присоединение к Карпатской Руси, т.е. Закарпатью, которое в тот период находилось в составе Чехословакии. Т.е. лемки тяготели к русинам, а не к украинским шовинистам. Из гуцулов был знаменитый Алексий Кабалюк, стойкий сторонник общерусского единства, много лет прослуживший в закарпатских храмах. За свою преданность Православию причислен к лику святых (преподобный Алексий, карпато-русский исповедник), его иконы встречаются в украинских храмах, но ни о нем, ни о Русской республике лемков украинские учебники истории не рассказывают. Смогут ли русины, учитывая сложившуюся на Украине обстановку, добиться для себя уступок у Киева, не прибегая к массовым протестам? Вряд ли. Киев, тем более сегодняшний, бандеровский, знает, как подавлять русинское народное движение, но не знает, как с ним взаимодействовать. Все последние годы центральные власти работали на ослабление русинского движения и его маргинализацию. Над русинами довлел и административный аппарат, и карательные структуры (прокуратура, СБУ). Было небезопасно не только участвовать в русинском движении, но даже освещать его с прорусинских позиций (за этим мог последовать вызов в СБУ). Такой маленький народ, как русины, нуждаются в поддержке. Можно прикрыться фиговым листком затасканных фраз о неприемлемости вмешательства третьих стран в украинско-русинский диалог (этим листком любит прикрываться Киев), но русинам от этого не легче. Под покровом благих заклинаний о «невмешательстве» будет идти зачистка русинского движения от ярких лидеров и пассионарных личностей. Пока все будут «соблюдать демократические нормы», Киев будет делать, что захочет. Русинский поэт XIX в. Юлиан Ставровский-Попрадов оставил нам следующие строки: «Славяне! Пойте гимн печальный, зажгите факел погребальный. Вот так рыдает весь Бескид над гробом угро-русских чад». Для Ю. Ставровского-Попрадова судьба русинов – это беспрерывные тяготы и невозможность жить согласно своим убеждениям. К счастью, и с наступлением XXI века угро-русские чада еще живы, и, дай Бог, чтобы оставались живы сквозь века. Только, если не будет помощи соотечественников, их шансы на выживание минимальны. ____________ Фото – http://www.novoross.info/politiks/11640-krymskiy-obschestvennik-osudil-prigovor-v-otnoshenii-lidera-rusinov.html
Вернуться назад |