ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Россия и Казахстан: начало союза двух народов

Россия и Казахстан: начало союза двух народов


30-03-2014, 14:15. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Для казахов мартовские дни – один из важнейших праздников, символизирующий в древней традиции наступление нового года. Важнейшим обрядом празднования на западе республики, ранее носившем название Младший Жуз, является рукопожатие обеими руками и пожелание друг другу счастливого года.

Сегодня Россия и Казахстан – не просто добрые соседи, прожившие вместе долгие-долгие годы. Сегодня мы строим общий дом – Евразийский союз. И самое время в эти праздничные дни вспомнить, как всё начиналось.

*  *  *

Период с начала XVII по конец XVIII века в истории Казахстана ознаменовался серьёзными потрясениями. Всё началось с того, что западное крыло монгольского ойратского народа стало расселяться дальше на запад и в очередной раз вторглось в пределы кочевий Казахского ханства.

Причин такого переселения несколько, главными из них стали перенаселение Джунгарии и межплеменные распри, доходившие до боевых столкновений. В результате в 1608 году Борис Годунов принял посольство калмыкских тайши, просивших российского подданства и одобрил переселение части ойратов из Джунгарии в пределы Российского государства.

Переселение калмыков в междуречье Волги и Урала продолжалось почти сорок лет. А поскольку происходило оно через земли казахов и башкир, то сопровождалось боевыми действиями, нашедшими своё отражение в народном творчестве и башкир, и казахов. К середине XVII века калмыки серьёзно потеснили и эти народы, и ногайцев, кочуя от верховий Тобола до Волги, от Камы до Каспия.

Под натиском калмыков и других племенных объединений джунгарцев Казахское ханство было вынуждено децентрализировать власть и отказаться от улусной организации государства, введя деление на три территориально-хозяйственные единицы, именуемые жузами. Одновременно был принят новый законодательный свод с названием «Древний путь Есим-хана», серьёзно ограничивший права аристократии, но усиливший полномочия степных судей-биев. Биями избирались представители наиболее сильных и многочисленных групп общин, в руках которых концентрировалась власть на местах. Они же формировали и Совет биев, ограничивавший власть хана. Их власть держалась исключительно на личном авторитете, и хан, зависевший от них, никак не мог влиять на выдвижение того или иного бия.

При этом Старший Жуз располагался юго-восточнее Балхаша, где и возникло Казахское ханство, он был самым малочисленным, но его правителями избирались самые знатные степные аристократы. Средний Жуз занимал территорию современной центральной части Казахстана, а земли Младшего Жуза, самого большого по численности  населения, лежали в западной части степи вплоть до Волги и полуострова Мангышлак. Но ханство при этом было единым государством.

Ханства Средней Азии в конце XVII века

Ханства Средней Азии в конце XVII века

Всю вторую половину XVII века Джунгарское ханство, созданное в 1635 году, целенаправленно теснило казахов, ведя войну на уничтожение. Самыми же страшными для казахского народа стали 1723-1727 годы, именуемые в народной памяти, как «Годы великого бедствия». Казахское государство в то время лишилось важнейших для него земель Южного Казахстана и Семиречья, городов Ташкент, Туркестан, Сайлам. По сведениям башкирских родословных-шежере, именно в это время множество бежавших с востока казахов осели в Тургайских степях, где ранее кочевали лишь время от времени.

К этому моменту Казахское ханство перестало существовать как единое государство. После смерти в 1718 году хана Тауке его сын Болат оставался правителем лишь номинально. За реальную же власть боролись правители жузов, наиболее ярким среди которых был хан Младшего Жуза Абулхаир, прославившийся во многих битвах с калмыками и джунгарцами и ставший живой легендой. Главным недостатком Абулхаира, помешавшим ему стать ханом всего Казахстана, оказалось его происхождение: он принадлежал к младшей ветви потомков основателя Казахского ханства Жанибек-хана.

Герой Аныракайского сражения, произошедшего на рубеже 1729-1730 годов, в том же 1730 году направил посольство к российской императрице Анне Иоанновне, предложив заключить военный союз против джунгарцев. Однако Российская империя, со времён Петра I искавшая выходы к Индии через Бухару и Хорезм, настаивала на принятии казахами российского протектората. И для переговоров об этом в ставку Абулхаира был отправлен сподвижник Петра, татарский мурза заместитель начальника Оренбургской экспедиции Алексей (Кутлу-Мухаммед) Тевкелев.

Тевкелев, начавший службу в должности переводчика при Петре во время Прутского похода, к тому моменту успел проявить себя и во время неудачной экспедиции в Бухару Бековича-Черкасского, и в Персидском походе. В ставке же Абулхаира он проявил себя тонким дипломатом, умело используя интересы представителей окружения хана Младшего Жуза. Обладая необычайной убедительностью и силой речи, Тевкелев прослыл среди придворных «человеком сверхъестественным».

Впрочем, почти двухлетняя миссия Тевкелева при дворе Абулхаира вряд ли увенчалась бы успехом, не имей хан собственных интересов от сближения с Россией. Поскольку ханы жузов по-прежнему избирались, а не передавали власть по наследству, среди условий Абулхаира было изменение порядка престолонаследия в пользу его потомства. Кроме того, покровительство столь могущественного государства обеспечивало ему дополнительные шансы получить желанный титул хана всех казахов.

Усилия Алексея Тевкелева и хана Абулхаира привели к тому, что 10 октября 1731 года на съезде представителей родов Младшего и Среднего жузов бии и батыры Западного Казахстана подписали присягу императрице Анне.

Памятник хану Абулхаиру на проспекте его имени в г. Актобе (Актюбинске)

Памятник хану Абулхаиру на проспекте его имени в г. Актобе  (Актюбинске)

Это не было поглощением одного государства другим. Российская империя вплоть до последних дней своего существования сохраняла привычные для степных кочевников ордынские принципы построения многонационального государства. Народы, добровольно перешедшие под российскую корону, сохраняли значительную долю суверенитета. Местная знать полностью уравнивалась в правах со знатью российской. Сохранялись местные законы и правила, органы управления (например, парламент Финляндии, правители Бухарского ханства) и даже возможность чеканки собственных денег. Правители присоединённых территорий имели право вести самостоятельную внешнюю политику, объявлять войны соседям и заключать мирные договоры (калмыки, ханты, казахи, башкиры). При этом у Москвы к ним было ровно три требования: формальное признание вассалитета, выплата весьма необременительной дани и предоставление по требованию России войска в случае внешней агрессии против неё. Мало того, согласно Соборному Уложению 1649 года, действовавшему вплоть до 1832 года, русским запрещалось покупать, брать в залог, отсуживать через суды земли, принадлежавшие коренным народам присоединившихся к России территорий.

Присяга Младшего Жуза российским властям несколько облегчила положение казахского народа. Тем более в это время Джунгария вела изнурительную войну против Китая. Но война закончилась в 1737 году, и казахским ханам стало ясно, что натиск ойратов на их государства может возобновиться в любой момент. Вскоре так и случилось: уже в 1738 году Старший Жуз подвергся нападению со стороны Кокандского ханства, поддержанного джунгарцами.

1-2 августа 1738 года в Оренбурге состоялся курултай наиболее авторитетных аксакалов Младшего и Среднего жузов. Руководство Старшего Жуза прибыть на него не смогло из-за начавшихся пограничных столкновений с джунгарцами и кокандцами, но подтвердило свою приверженность присоединению к России и пообещало при первой же возможности прибыть в Оренбург и подписать присягу на верность. Все 56 аксакалов выступили и подтвердили готовность к вступлению в состав России. А 3-6 августа во главе с ханом Абулхаиром и султаном Ералы казахские старшины приняли присягу.

Что скрывать, были после этого между русскими и казахами и размолвки, и взаимные обиды: даже между родными братьями такое случается. Но прожили они вместе без малого три века, поддерживая друг друга в беде и радости. И сейчас снова объединились для того, чтобы вместе идти вперёд.

Пожмём же и мы руки друг другу и в лучших традициях Наурыза пожелаем: «Счастливого года!».


Вернуться назад