ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > О порядке принятия нового субъекта в состав РФ
О порядке принятия нового субъекта в состав РФ17-03-2014, 12:31. Разместил: Moroz50 |
Редакция "РН"
Приводим проект закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу депутатами справедливороссами, и особо актуальный в связи с событиями на Украине и прошедшим референдумом в Крыму. *** ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" 1. Предлагаемый проект "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" обусловлен событиями, происходящими на Украине и вытекает из обязательств Российской Федерации, предусмотренных Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года. Согласно статье 11 данного Договора обе стороны принимают на своей территории необходимые меры, включая законодательные, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости.
Полностью дезорганизована исполнительная ветвь власти, органы правопорядка бездействуют и подвергаются нападениям хорошо организованных банд фашиствующих элементов. Тем самым нарушен фундаментальный принцип суверенитета государства как такового — наличие эффективной суверенной власти (a titre de souverain), обязанной защищать своих граждан, соблюдать их права и свободы.
Согласно определению международного права понятие эффективной власти означает "фактическое, постоянное и мирное осуществление государственных функций". Положение это зафиксировано в решении международного суда (Island of Palmas arbitration 1928).
Лишенные государственной защиты в своей стране, регионы Украины, большую часть населения которых составляют русскоязычные граждане, ищут способы отстоять свою самостоятельность, самобытность, обращаясь в первую очередь к России. В отдельных регионах началось движение в пользу проведения референдумов с целью определения их государственной принадлежности.
После распада СССР Украина существует в нынешних границах, признанных международным сообществом и прежде всего Россией. Это же закреплено и в межгосударственных соглашениях России и Украины. Именно Россия гарантировала территориальную целостность Украины наряду с несколькими ядерными державами при выводе из нее советского ядерного оружия. Фактически Россия как гарант территориальной целостности Украины не только вправе, но и обязана принять меры поддержки народа Украины, которые подтолкнули бы власти Украины к наведению должного порядка, без насилия и дискриминации по отношению к национальным меньшинствам. * 2. Применительно к регионам Украины
— Российской Империи, затем — Советского Союза. С учетом их законодательного отнесения в 1991 г. к другому государству в настоящее время преобладающее юридическое значение имеет именно волеизъявление соответствующего населения. Без какого-либо силового давления — со стороны нынешней формирующейся власти в Киеве, боевиков с западной Украины или со стороны НATO.
Следует при этом учитывать, что силовой захват Майданом власти группой лиц в Киеве с точки зрения международного права не является правомерным. С этих позиций Россия вправе даже сослаться на клаузулу rebus sic stantibus (коренное изменение обстоятельств) и прекратить действие ранее заключенных (на тот период — с легитимной властью Украины) международных экономических договоров. * 3. Предлагаемый законопроект соответствует Конституции Российской Федерации и общепризнанным принципам международного права, ибо содержит комплекс правовых мер, действующих на территории России, и в случае, если какие либо регионы Украины самоопределятся по поводу своей государственной принадлежности. В международной практике имели место случаи присоединения части одного государства к другому без заключения международного договора. Более того, требования о необходимости заключить такой договор с иностранным государством нет в международном праве. Согласно Уставу ООН, к числу общепризнанных принципов международного права относится принцип "самоопределения народов" (п.2 ст.1 Устава ООН).
Напротив, навязывание такому самоопределяющемуся населению требования договорного согласия всего государства (Украины) с самоопределением населения конкретного региона (Крыма) противоречило бы названному международно-правовому принципу самоопределения народов.
Вместе с тем, согласно международному праву недопустимо использование вооруженной силы: и в ходе волеизъявления населения (например, при проведении референдума), и в целях изменения результатов волеизъявления. В связи с этим содержащееся в Федеральном конституционном законе "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации" положение об обязательности заключения международного договора с иностранным государством для принятия в состав России самоопределившихся регионов (части территории и населения иностранного государства) следует считать ограничительным, не обусловленным международным нравом. * 4. Предлагаемый законопроект предусматривает комплекс правовых мер, направленных на урегулирование процедуры принятия в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации части иностранного государства при соблюдении следующих условий: 1) в данном государстве отсутствует эффективная суверенная государственная власть, что делает невозможным для России заключение международного договора с ним, 2) вопрос о присоединении части иностранного государства к Российской Федерации получил одобрение на референдуме, проведенном на территории части иностранного государства в соответствии с законодательством иностранного государства, либо легитимные органы государственной власти части иностранного государства обратились к России с предложением о принятии в качестве нового субъекта в Российскую Федерацию, 3) Федеральное Собрание Российской Федерации принимает федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, которым регулируются все вопросы, связанные со статусом нового субъекта. *
*** Проект ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"
Внести в Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года №6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №52, ст.4916; 2005, 45, 4581) следующие изменения:
1) в статье 4:
а) дополнить пунктом 2.1 в следующей редакции: "2.1. При невозможности заключения международного договора в связи с отсутствием в иностранном государстве эффективной суверенной государственной власти, обязанной защищать своих граждан, соблюдать их права и свободы, обеспечивающей фактическое постоянное и мирное осуществление государственных функций, принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства может осуществляться по результатам референдума, проведенного в соответствии с законодательством иностранного государства на территории данной части иностранного государства, если вопрос о ее присоединении к Российской Федерации получил одобрение, либо но обращению органов государственной власти данной части иностранного государства",
б) пункт 4 изложить в следующей редакции: "4. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с указанным в пункте 2 настоящей статьи международным договором, а при его отсутствии — в соответствии с федеральным конституционным законом о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.";
2) в статье 6: а) дополнить пунктом 1.1 в следующей редакции:
б) в пункте 2 слова "указанного в пункте 1 настоящей статьи предложения" заменить словами "указанных в пунктах 1 и 1.1 настоящей статьи предложений",
3) в статье 7: а) наименование статьи изложить в следующей редакции: "Вопросы, регулируемые при принятии в Российскую Федерацию нового субъекта",
б) дополнить пунктом следующего содержания:
"5. Федеральным конституционным законом о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства в соответствии с пунктом 2.1 статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона могут быть урегулированы вопросы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи. После принятия указанного федерального конституционного закона в соответствии с частью третьей статьи 11 Конституции Российской Федерации между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти нового субъекта Российской Федерации может быть заключен договор о разграничении предметов ведения и полномочий";
4) в статье 8: а) наименование статьи изложить в следующей редакции: "Статья 8. Внесение в Государственную Думу международного договора на ратификацию и (или) проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта", б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
в) пункт 3 изложить в следующей редакции: "3. В соответствии с пунктами 1-3 статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, и другие положения, вытекающие из международного договора и протоколов к нему.";
5) пункт 3 статьи 9 изложить в следующей редакции: "Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, принимаемый одновременно с международным договором, вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства данного международного договора". Президент Российской Федерации
Вернуться назад |