На фоне политического кризиса на Украине обострилось противостояние северо-запада страны и юго-востока.
Украина: дотации в местные бюджеты
Значительная часть западных областей Украины ориентирована на экономический и культурный союз с Европейским союзом, в то время как юго-восток, где большая часть населения идентифицирует себя с русскими, ориентирован на экономическую и культурную интеграцию с Россией.
В связи с этим вновь стал актуален вопрос о том, какие регионы "вытягивают" экономику Украины. Сторонники "Партии регионов" довольно часто утверждали, что основными донорами являются восточные регионы Украины, а именно Донецкая, Днепропетровская, Харьковская и Полтавская области. Сторонники новой власти и представители Майдана считают, что данное утверждение в корне неверно, поскольку основной объем дотаций направляется именно в восточные регионы.
При сравнении объемов дотаций на поддержание угольной и торфяной отрасли и объема генерируемых доходов общая картина свидетельствует о правоте сторонников евроинтеграции. Угольная промышленность сфокусирована именно в восточных регионах страны, а следовательно, и субсидии для ее поддержания получают в основном Донецкая и Днепропетровская области. Но необходимо учитывать, что датирование добычи угля позволяет внутренним потребителям приобретать его по ценам гораздо ниже рыночных.
Через датирование компаний, специализирующихся на добыче энергоресурсов, власти страны фактически стимулируют развитие экономики, снимая с нее груз высоких энергетических издержек. Игнорировать позитивный эффект от поддержки ключевых отраслей было бы опрометчиво. Однако даже подобное сравнение является не совсем объективным, так как не учитывает один ключевой фактор: объем дотаций на покрытие дефицита бюджетов пенсионных фондов регионов, без которого объективно судить о реальном положении дел довольно сложно.
Оценка "доли участия регионов" в экономике страны с помощью простого сравнения объема выделяемых субсидий и дотаций с объемом направляемых в государственных бюджет доходов не совсем корректна. Такой подход упускает влияние выделяемых средств на динамику валового внутреннего продукта страны в целом, а также влияние на валовой региональных продукт, который и есть ключевой показатель эффективности региональной экономики.
Следовательно, объем дотаций стоит в первую очередь сравнивать с генерируемым в регионе валовым продуктом (валовым региональным продуктом), а не с доходами государственного бюджета.
Прослеживая динамику валового регионального продукта с 2004 по 2011 гг. (последние доступные данные), можно отметить, что пять областей Украины демонстрировали максимальное значение показателя, а именно Запорожская, Киевская, Донецкая, Полтавская, Днепропетровская, Харьковская области и непосредственно столица страны Киев.
Согласно предварительным данным ВВП Украины по итогам 2013 г. составил около 1,44 трлн, причем, учитывая динамику предыдущих лет, совокупный вклад Харьковской, Донецкой, Днепропетровской, Полтавской областей составляет около половины от этого показателя.
Область |
Объем реализованной промышленной продукции, млн гривен |
в % ко всей реализованной продукции |
Экспорт, $ тыс. |
в % |
Импорт, $ тыс. |
в % |
Сальдо |
Украина |
1109423,2 |
100 |
63312022,10 |
100 |
76963965,41 |
100 |
-13651943,31 |
АР Крым |
22596,40 |
2,04 |
904896,20 |
1,43 |
1044489,00 |
1,36 |
-139592,80 |
Винницкая |
22731,90 |
2,05 |
679307,90 |
1,07 |
496105,50 |
0,64 |
183202,40 |
Волынская
|
10187,40 |
0,92 |
628811,20 |
0,99 |
1089007,10 |
1,41 |
-460195,90 |
Днепропетровская |
202318,20 |
18,24 |
9795286,30 |
15,47 |
5346453,60 |
6,95 |
4448832,70 |
Донецкая |
205594,10
|
18,53 |
12408182,70 |
19,60 |
4053797,60 |
5,27 |
8354385,10
|
Житомирская |
15665,00 |
1,41 |
606116,30 |
0,96 |
383772,50 |
0,50 |
222343,80 |
Закарпатская |
9224,10 |
0,83 |
1299965,60 |
2,05 |
2062449,20 |
2,68 |
-762483,60 |
Запорожская |
75835,20 |
6,84 |
3678506,80 |
5,81 |
1759889,10 |
2,29 |
1918617,70 |
Ивано-Франковская |
20486,50 |
1,85 |
471719,90 |
0,75 |
578268,70 |
0,75 |
-106548,80 |
Кировоградская |
14381,90 |
1,3 |
857324,60 |
1,35 |
242605,60 |
0,32 |
614719,00 |
Луганская |
67739,60 |
6,11 |
3544014,90 |
5,60 |
1849914,20 |
2,40 |
1694100,70 |
Львовская |
30845,30 |
2,78 |
1290873,70 |
2,04 |
2655042,50 |
3,45 |
-1364168,80 |
Николаевская |
21645,10 |
1,95 |
2174097,70 |
3,43 |
927843,20 |
1,21 |
1246254,50 |
Одесская |
25015,80 |
2,25 |
1628431,20 |
2,57 |
3438643,80 |
4,47 |
-1810212,60 |
Полтавская |
63645,50 |
5,74 |
2654641,10 |
4,19 |
1111626,50 |
1,44 |
1543014,60 |
Ровенская |
14473,60 |
1,30 |
482649,10 |
0,76 |
328056,90 |
0,43 |
154592,20 |
Сумская |
22332,00 |
2,01 |
924718,60 |
1,46 |
645422,30 |
0,84 |
279296,30 |
Киевская |
40280,20 |
3,63 |
1973749,90 |
3,12 |
4734789,30 |
6,15 |
-2761039,40 |
Тернопольская |
7609,30 |
0,69 |
365085,60 |
0,58 |
349698,60 |
0,45 |
15387,00 |
Харьковская |
62814,50 |
5,66 |
1986810,90 |
3,14 |
2278960,00 |
2,96 |
-292149,10 |
Херсонская
|
10827,50 |
0,98 |
369051,40 |
0,58 |
274622,20 |
0,36 |
94429,20 |
Хмельницкая |
16523,80 |
1,49 |
488973,20 |
0,77 |
484254,10 |
0,63 |
4719,10 |
Черкасская |
28249,30 |
2,55 |
770714,00 |
1,22 |
497235,90 |
0,65 |
273478,10 |
Черниговская
|
14128,50 |
1,27 |
555096,50 |
0,88 |
585959,50` |
0,76 |
-30863,00 |
Черновицкая |
4011,00 |
0,36 |
125316,40 |
0,20 |
158104,90 |
0,21 |
-32788,50 |
г.Киев
|
73283,80 |
6,61 |
12341528,00 |
19,49 |
26672875,30 |
34,66 |
-14331347,30 |
г.Севастополь |
3652,30 |
0,33 |
96244,40 |
0,15 |
106961,30 |
0,14 |
-10716,90 |
Помимо валового регионального продукта внимание стоит обратить на объемы производимой и реализуемой промышленной продукции в регионе: более 36% реализуемых промышленных товаров приходится именно на Донецкую и Днепропетровскую области. Это свидетельствует о том, что промышленный "восток" страны является "генератором" экономики Украины.
Одним из основных требований Европейского союза для получения необходимой для Украины финансовой помощи является ликвидация дисбалансов в экономике. Новое правительство Украины под руководством премьера Арсения Яценюка уже учло это требование в своем плане. Правительство, по версии "евромайдана", надеется, что реализация программы снизит общественно-политическую напряженность, предотвратит коллапс национальной экономики, начнет восстановление экономики, даст возможность развиваться малому и среднему бизнесу, ускорит вовлечение страны в международные экономические и финансовые отношения.
Но при первом рассмотрении программы можно с уверенностью сказать, что эффект будет строго негативным. В рамках борьбы с дисбалансами в экономике нынешнее правительство Украины начнет с сокращения субсидий угольной промышленности и проведения приватизации угольных шахт, что серьезно подорвет экономику Донецкого и Днепропетровского региона.
Во-первых, в результате таких действий предприятия Донбасса будут серьезно сокращать количество рабочих мест, а в случае ухудшения конъюнктуры на мировом рынке угля полностью закрываться и проходить через процедуру банкротства. Очевидно, что массовые увольнения спровоцируют ухудшение экономической ситуации в регионе и будут способствовать росту социальной напряженности, что в условиях политического кризиса может привести к очередным массовым волнениям.
Во-вторых, отказ от дотаций приведет к тому, что стоимость угля на внутреннем рынке сравняется с ценой на внешних рынках, что подорвет позиции местных производителей, использующих уголь как основной энергоресурс. Нельзя не отметить, что уголь является одним из ключевых экспортных товаров. Снижение добычи окажет крайне негативное влияния на сальдо торгового баланса Украины, причем восстановить свою долю на рынке Европы впоследствии Украине будет довольно сложно.
Действия нового правительства Украины могут нанести серьезный ущерб экономике страны, так как для восстановления пострадавшей угольной промышленности потребуются иностранные инвестиции, но рассчитывать на масштабные капиталовложения не приходится, цены на уголь в последнее время колеблются у минимальных значений. А говорить о каком-то экономическом потенциале западных регионов, на которые могла бы опираться экономика Украины в период своего восстановления, нет никаких оснований.
Пухаев Алексей
Вернуться назад
|