Мир должен готовиться к удару Путина, цель которого — не дать Украине повернуться в сторону Запада.
Сомневающимся в этом следует вспомнить заявление российского президента от 2006 года о том, что распад Советского Союза был «величайшей геополитической катастрофой» двадцатого века.
Он никогда не примирится с тем, как Украина прочно закрепляется в западной системе, как она продвигается к будущему членству в ЕС или — еще хуже — к членству в НАТО. Это будет последняя капля в разрушении российских попыток распространить свое влияние на «ближнее зарубежье», то есть, на те страны Центральной и Восточной Европы, которые вышли из-под власти России после распада Советского Союза. Путин несколько раз говорил о праве России распространять свое влияние на ближнее зарубежье, называя его стратегически важной для Москвы территорией. Сдаться и отступить, особенно в таких обстоятельствах будет равноценно унизительному поражению, которое сведет на нет его прошлогодние политические победы (например, с Сирией). Тот имидж сильного руководителя, который тщательно создает Путин, никак нельзя будет увязать с тем, что его перехитрил Запад, и что от него отмахнулась большая часть населения Украины.
С точки зрения Путина, речь здесь идет не только о геополитической власти, но и о том, что может произойти с политической системой самой России. Если украинский народ сумел свергнуть поддерживаемого Москвой президента (несмотря на снижение газовых цен и кредит на 15 миллиардов долларов), то же самое может случиться и в России. Следовательно, Путину нельзя допустить такого исхода событий на Украине. Народная власть и привлекательность западной системы не должны одержать верх. Происходящее на Украине создает угрозу его собственной власти.
Что он может сделать, чтобы предупредить и не допустить этого?
Экономическими мерами, такими, как повышение цен на газ и ограничения на украинский экспорт в Россию, этого вряд ли добьешься. Такие действия могут усилить враждебное отношение к России, причем не только среди тех, кто уже дистанцируется от своего большого северного соседа, но и среди сомневающихся. Такого рода запугивания усиливают мнение о том, что Запад лучше.
Выжидательная позиция — это тоже не самый привлекательный вариант для Москвы. В ходе предстоящих выборов на Украине наверняка появится такое руководство, которое будет склоняться в сторону Запада, и в его легитимности мало кто будет сомневаться. Российскую интервенцию оправдать будет труднее, не в последнюю очередь из-за того, что новое украинское правительство скажет: «Да, конечно, мы хотим строить добрые и дружественные отношения с Россией». Подписание соглашения с ЕС, которое стояло в повестке в прошлом году, не мешает работе в этом направлении. Поэтому Россия и Путин вернутся в исходное положение, оказавшись даже в более трудной ситуации, чем сейчас.
Таким образом, остается вариант некоего вмешательства. В последние дни Россия все более положительно относится к такой идее. Премьер-министр Медведев заявил 27 февраля, что он сомневается в законности новых украинских властей, и что пришедшие к власти силы организовали вооруженный мятеж. Запад должен тщательно взвешивать такие заявления. Возможно, самый важный момент состоит в том, что эти слова произносит Медведев, о котором Запад ошибочно думает, что он лучше Путина. Но он не лучше. Он — такая же часть системы, как сам Путин. Использовав Медведева для передачи этого сообщения, Москва демонстрирует единство российского руководства и его решимость. А если Москва считает украинское правительство нелегитимным, то она вполне может разыграть карту русского большинства на востоке страны и/или в Крыму.
Сделать это можно несколькими способами. Можно распространить слухи о притеснении русских. Такие слухи уже разнеслись по интернету, хотя никто не знает, соответствуют они истине или служат какой-то цели. Далее, можно заняться подстрекательством, подталкивая восточные районы страны и Крым к заявлениям о непризнании нового правительства в Киеве. Затем эти районы могут создать собственное правительство. После этого Москва в срочном порядке признает их и объявит о фактическом расколе Украины. Для таких действий не существует препятствий, поскольку Москва уже устранила их, осудив сидящее в Киеве правительство. Единственное реальное препятствие заключается в том, что Россия пока не может найти на востоке видных лидеров, чтобы пойти на такой шаг. Первые шаги в таком сценарии уже сделаны, поскольку сейчас в Крыму нарастает напряженность, а Янукович бежал.
Можно только гадать, каков будет исход этой борьбы. Увидев и проанализировав позицию США в отношении предполагаемой иранской программы по созданию ядерного оружия, Путин может вообразить, что администрации Обамы не хватит смелости для начала военной конфронтации в том или ином виде. Это подтверждается несвоевременным объявлением о резких сокращениях в вооруженных силах США, а также продолжающимся выводом войск из Афганистана. А европейцы не смогут сделать это самостоятельно. Поэтому, согласно расчетам Путина, военные риски будут ничтожными. Ведь ничего не произошло в 2008 году, когда Россия направила свою армию в Грузию и Южную Осетию. На самом деле, события в Грузии и Южной Осетии в 2008 году могут стать образцом нового сценария — с некоторыми изменениями.
Самый рискованный момент — это возможность введения Западом экономических санкций против России. Они могут оказаться весьма болезненными. Российская экономика в последнее время в тяжелом положении. Курс рубля падает, а это предвещает отток капитала. Но Россия может ответить прекращением поставок газа и нефти в европейские страны, которые до сих пор от них очень сильно зависят. Сомнения вызывает реакция Китая, который Россия вряд ли сможет игнорировать в свете российско-китайских энергетических соглашений. Китай вложил в Украину большие средства. Раскол может поставить эти инвестиции под угрозу. Трудно судить о том, насколько резко может отреагировать Китай, и придаст ли этому Москва большое значение.
С точки зрения Путина и России, риск розыгрыша сепаратистской карты может оказаться меньше, чем политические издержки от перехода Украины в лагерь Запада. Более того, Путин может сделать ставку на то, что слабая реакция Запада еще больше укрепит его имидж сильного лидера, который готов идти на что угодно ради защиты российских интересов в том виде, в каком они ему видятся. Преуспев в этом деле, он сможет превратить поражение в победу.
Если предположить, что удастся найти лидеров, которые возглавят движение сепаратизма, определяющим фактором для принимаемых российскими руководителями решений вполне может стать внутренняя политика. Одобрят ли сторонники Путина его расчет на слабую реакцию Запада? Есть ли в России политические силы, готовые выступить против него и начать действия типа тех, что мы наблюдаем на Украине?
Йорген Орстрем Меллер — бывший статс-секретарь Министерства иностранных дел Дании, старший научный сотрудник Института исследований Юго-Восточной Азии в Сингапуре, адъюнкт-профессор Сингапурского университета управления и Копенгагенской школы бизнеса.
Вернуться назад
|