ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > «Остров свободы» в Арктике
«Остров свободы» в Арктике11-02-2014, 14:54. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
«Остров свободы» в АрктикеФормирование арктической политики, которое наблюдается с начала 2000-х годов как на национальном, так и международном уровне, способствовало закреплению за многими заинтересованными странами неофициальных ролей в регионе. Например, Норвегия позиционирует себя в качестве лидера арктической нефтегазодобычи и центра знаний об Арктике, Россия является самой богатой арктической «кладовой» ресурсов, а Финляндия воспринимается как производитель самых совершенных ледовых технологий. При этом у каждой страны можно выявить сразу несколько таких идентичностей. Какое же амплуа выбрала для себя Исландия, которая до недавнего времени оставалась в тени «арктической гонки»? С какими возможностями и вызовами сталкивается Рейкьявик в процессе реализации своей региональной стратегии? Арктика как панацея от ЕС Исландия никогда не ставила под сомнение свою европейскую идентичность, но при этом испытывала антипатию к процессу европейской интеграции. Вместе с Норвегией и Гренландией Исландия составляет особую группу богатых (в ресурсном плане) периферийных стран, чьи отношения с Европейским союзом остаются напряженными, поскольку ЕС стремится навязать первым уравнительный, коммунитарный порядок распоряжения их собственными ресурсами. Для экономики Исландии принципиальное значение имеет интенсивное развитие рыбной отрасли, которая обеспечивает 16 %ВВП и 40% экспорта страны. Разногласия между Рейкьявиком и Брюсселем по вопросам регулирования рыбного промысла в Северной Атлантике остаются непреодолимым барьером в отношениях двух игроков. Именно они послужили главной причиной провала начатых в июле 2009 года переговоров о присоединении Исландии к ЕС, которое инициировало левоцентристское правительство Йоханны Сигурдардоттир. Дело в том, что в последние годы Брюссель настойчиво требовал от Рейкьявика снизить объём вылова скумбрии, который вырос с 2 тысяч тонн в 2009 году до 146 тысяч тонн в 2011 году, а также согласиться с условиями общей политики ЕС в сфере рыболовства (common fisheries policy). В январе 2013 года Исландия сократила свою квоту до 123 тысяч тонн, однако от дальнейших уступок отказалась, заморозив при этом переговоры о присоединении к ЕС на неопределенный срок. «Рыбные войны» в значительной степени способствовали росту евроскептицизма внутри исландского общества, что нашло отклик в программе действий правоцентристских партий, сформировавших правительственную коалицию, после победы на апрельских парламентских выборах. 12 сентября 2013 года министр иностранных дел Гуннар Свейнссон заявил, что переговоры о присоединении к ЕС прекращаются и что Рейкьявик будет развивать сотрудничество с сообществом за рамками официального членства. Примечательно, что во время переговоров о вступлении в ЕС Исландия неоднократно обращала внимание Брюсселя на возможность совместных действий в сфере освоения Арктики, пытаясь таким образом добиться уступок в вопросе о размере рыбных квот. В частности, Рейкьявик предлагал Евросоюзу всестороннее содействие в получении им статуса постоянного наблюдателя в Арктическом совете. Учитывая значительный интерес, который Брюссель стал проявлять к региону с осени 2007 года, эта инициатива выглядела вполне актуальной. Однако в практическом отношении претензии Исландии на роль проводника интересов ЕС оказались запоздалыми, так как ещё с начала 2000-х годов в этом качестве утвердилась Дания, которая сумела даже отодвинуть на второй план Финляндию с её программой «Северного измерения». Если же оценивать потенциал реального политического влияния Исландии в Арктике, то его явно недостаточно для удовлетворения амбиций Европейского союза. Об этом частично свидетельствует тот факт, что в мае 2013 года ЕС (единственный из семи претендентов) не получил статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете из-за сохраняющихся разногласий с Канадой по поводу импорта тюленьего мяса. Провал переговоров о вступлении в ЕС заставил Рейкьявик переосмыслить значение и потенциал Арктики как внешнего источника роста. В этом регионе сосредоточены обширные стратегические возможности, реализация которых помогла бы Исландии преодолеть негативные последствия мирового финансового кризиса и возродить исландское «экономическое чудо», избежав нежелательного вступления в ЕС. И судя по недавним событиям, такая точка зрения получает все большее распространение в исландских политических кругах. Стратегия в Арктическом совете Исландия очень серьёзно подходит к позиционированию в Арктическом совете и пытается максимально укрепить роль организации в развитии региона. Такая установка является главной в списке приоритетов резолюции по арктической политике, утвержденной парламентом страны (Альтингом) 28 марта 2011 года. Этот документ также примечателен резкой критикой в адрес форума стран «арктической пятёрки», который проходил с участием России, США, Канады, Дании и Норвегии в 2008 и 2010 годах. Исландия восприняла эти встречи как попытку «отстранить её от принятия важных решений и подорвать авторитет Арктического совета». Заручившись поддержкой США в лице бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон, а также других «обделенных» игроков — Финляндии и Швеции, Исландия добилась прекращения встреч в таком узком формате, который изначально предложил датский министр иностранных дел Пер Стиг Мёллер осенью 2007 года. Параллельно Исландия прилагала усилия для реализации инициатив, которые, с точки зрения этой страны, имели определяющее значение в деле развития потенциала Арктического совета. К ним, в частности, относится подписание в мае 2011 года Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике, а также создание постоянного секретариата организации в норвежском городе Тромсё. В последнем случае активность исландских дипломатов была особенно высокой, косвенным подтверждением чему может служить назначение на пост директора новой структуры опытного функционера из Министерства охраны окружающей среды Исландии Магнуса Йоханнесена. Исландия чертит «арктический круг» В 2013 году Исландия организовала одно из самых заметных событий в сфере международной арктической политики — конференцию «Арктический круг», о проведении которой 15 апреля объявил президент страны Оулавюр Гримссон во время выступления в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне. Мероприятие позиционировалось как открытая площадка для свободного участия представителей неправительственных организаций, корпораций, правительств и ученых из разных стран, которые проявляют интерес к Арктике. В качестве особой группы были выделены внерегиональные державы — Китай, Южная Корея, Сингапур и Индия, для которых конференция должна была стать самой высокой трибуной для разъяснения собственных позиций по актуальным вопросам освоения Арктики.Таким образом, О. Гримссон постарался аккуратно противопоставить демократичную концепцию «Арктического круга» более закрытой среде Арктического совета, где постоянные наблюдатели не могут полноценно участвовать в обсуждении рабочих вопросов. Конференция «Арктический круг» проходила с 12 по 14 октября 2013 года. Если говорить о содержательной стороне мероприятия, то следует выделить несколько существенных моментов. Во-первых, конференция получилась действительно масштабной как в плане тематического охвата, так и по количеству (около 1200 человек) и составу участников. Из анализа повестки дня можно сделать вывод, что лейтмотивом стала социально-гуманитарная и экологическая проблематика. Однако следует признать, что это обстоятельство обычно мешает конструктивному обсуждению перспектив экономического освоения региона. Кроме того, стремление организаторов «объять необъятное» за короткое время хоть и обеспечивает видимый внешний эффект, но не способствует увеличению содержательности дискуссий. Во-вторых, помимо тем, имеющих отношение к Арктике, на конференции рассматривался такой специфический вопрос, как разработка Китаем и Индией совместных мер по управлению состоянием ледников в Гималаях. По замыслу О. Гримссона, создание условий для диалога по данной проблеме должно способствовать улучшению стратегических отношений между Пекином и Дели. Наконец, в-третьих, министр иностранных дел Гуннар Свейнссон озвучил ряд тезисов, принципиально важных с точки зрения институционализации арктической политики Исландии. Так, было объявлено о решении создать комитет министров по арктическим делам, который должен будет выработать согласованный курс и программу мероприятий региональной стратегии Исландии. В этой связи для Рейкьявика становится крайне актуальным поиск средств для будущих проектов. Несмотря на ограниченные финансовые возможности, Исландия собирается включить Арктику в повестку дня своего внешнеполитического диалога с Европейским союзом и странами Азии, а также укреплять торгово-экономическое сотрудничество с ближними соседями — Фарерскими островами и Гренландией. Первые результаты в этой сфере уже достигнуты: в апреле 2013 года была учреждена Исландско-Арктическая торгово-промышленная палата (Icelandic-Arctic Chamber of Commerce), а в июле того же года состоялось открытие генерального консульства Исландии в Нууке (Гренландия). Ледяной союз двух «драконов» Активизации арктической политики Исландии во многом способствовало встречное стремление Китая принять участие в освоении региональных ресурсов, которое стало отчетливо проявляться с 2010 года. Отправной точкой стратегического партнёрства Рейкьявика и Пекина в Арктике можно считать визит председателя Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Исландию в апреле 2012 года, когда был подписан пакет документов, заложивших фундамент двустороннего сотрудничества в ряде областей. Наиболее значимым стало рамочное соглашение об арктическом сотрудничестве, в соответствии с которым в августе того же года китайское правительство приняло решение создать в Шанхае Китайско-Скандинавский центр арктических исследований (Sino-Nordic Arctic Research Center). По сообщению информационного агентства «Синьхуа», этот институт должен заняться проработкой политических и торгово-экономических связей стран Северо-Восточной Азии и Северной Европы, анализом стратегий и возможностей взаимного сотрудничества, а также изучением климата и окружающей среды Арктики. Ещё одним значимым событием в отношениях между Пекином и Рейкьявиком стало подписание 15 апреля 2013 года соглашения о свободной торговле. Исландской политической элите особенно льстил тот факт, что их страна первой в Европе сняла все торговые барьеры в отношениях со второй экономикой мира. Это соглашение создаёт предпосылки к наращиванию экспортного потенциала исландской экономики, что должно помочь ей преодолеть негативные последствия мирового финансового кризиса. Звенья транспортной цепи Наибольшие перспективы у Китая и Исландии открываются в сфере транспорта и торговли. Благодаря своему срединному положению в Северной Атлантике Исландия в перспективе может стать центром обслуживания транзитных грузопотоков, направляемых по Северному морскому пути между портами Европы/Восточного побережья Северной Америки и Азии. Кстати, в феврале 2005 года министерство иностранных дел Исландии подготовило отчёт, в котором проводилось подробное технико-экономическое обоснование превращения Исландии в центр арктической логистики. В ходе расчётов были определены три наиболее оптимальные точки размещения будущих перевалочных портов: Хваль-фьорд (на западе), Эйя-фьорд (на севере) и Рейдар-фьорд (на востоке). Правда, авторы отчёта подчеркивали, что строительство необходимой транспортной инфраструктуры следует начинать не раньше, чем коммерческое судоходство по Северному морскому пути примет регулярный нарастающий характер. Естественно, что в условиях кризиса финансировать такие дорогостоящие проекты Исландия не в состоянии, поэтому в Рейкьявике с большой надеждой смотрят на инвестиции из-за рубежа. И прежде всего из Китая. В Пекине к сотрудничеству с Рейкьявиком в сфере арктических морских перевозок относятся очень серьёзно. Посол Исландии в Китае Рагнар Бальдурссон, выступая весной 2011 года на экономическом форуме в Пекине, отметил, что в маршрутах международного судоходства происходят «большие перемены», благодаря изменению климата и новым ледовым технологиям. Он подчеркнул уверенность Исландии в том, что в обозримом будущем «между Тихоокеанским и Североатлантическим регионами установится новая линия морского торгового сообщения, которая сократит время плавания между портами Китая и Европы/Северной Америки». В середине августа 2012 года, в рамках 5-ой арктической экспедиции, китайский ледокол «Сюэлун» выполнил заход в Рейкьявик, и на его борту состоялся семинар, посвященный арктическому сотрудничеству двух стран. В ходе дискуссии особое внимание было уделено сотрудничеству Исландии и Китая в сфере арктических морских перевозок. 17 сентября 2012 года руководитель крупнейшей китайской судоходной компания COSCO Вэй Цзяфу объявил, что его фирма планирует в 2013 году совместно с исландской судоходной компанией Nesskip и министерствами транспорта и иностранных дел Исландии начать «долгосрочное стратегическое исследование экономической эффективности арктических морских перевозок между Китаем и Исландией, прежде всего по Северному морскому пути, и собирается поделиться полученными результатами с исландскими партнерами». В интервью отраслевому еженедельнику Lloyd’s List капитан Вэй назвал и основные направления китайско-исландского сотрудничества: контейнерные перевозки, сокращение выбросов CO2, внедрение энергосберегающих технологий и освоение шельфа. Как и было запланировано, в период навигации 2013 года COSCO отправила по Северному морскому пути сухогруз Yong Sheng, который доставил детали портового крана и несколько контейнеров из Тайцана в Роттердам. Теперь нужно дождаться окончательных выводов китайских судовладельцев по результатам проведенного арктического рейса. Если они окажутся положительными и доля китайских перевозчиков в общем объёме транзитных грузоперевозок по СМП начнет увеличиваться, перспектива превращения Исландии в новый транспортно-логистический узел Арктики начнет обретать реальные очертания. В этом случае России следует включиться в исландско-китайский диалог, чтобы обеспечить соблюдение Пекином и Рейкьявиком её исключительных экономических интересов в сфере использования СМП. Дмитрий Тулупов , Факультет международных отношений СПбГУ, эксперт РСМД Вернуться назад |