ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Россияне стали меньше пить и хорошо питаться
Россияне стали меньше пить и хорошо питаться7-02-2014, 13:49. Разместил: Moroz50 |
Игорь Петров
Как объективное экономическое исследование может развеять устоявшиеся мифы
В конце 2013 года главный нарколог РФ Евгений Брюн поразил всех неожиданным заявлением. Оказывается потребление алкоголя в России снижается несколько лет подряд. Если в 2010 году наши соотечественники выпили примерно 18 литров чистого спирта на душу населения, то в 2011 году уже 15,76 литра, в 2012 году - 15,6 литра. А в прошлом году потребление алкоголя сократилось еще на 13% и составило 13,5 литра спирта на человека. То есть с непрестижного четвертого места в мире - после Молдавии, Чехии и Венгрии - Россия опустилась до вполне европейских уровней. Около 13 литров пьют, например, в Германии, Великобритании и Франции.
Немцы, конечно же, обиделись, что их в питейном деле поставили на одну доску с русскими и решили все пересчитать сами. Но увлеклись и начали сравнивать не только потребление алкоголя, но и табака, основных продуктов питания, одежды и обуви, промышленных товаров, средств связи и всего прочего. Одним словом, специалисты Deutsche Bank посчитали рост мирового потребления за последние 20 лет. Титаническая, надо сказать, работа...
Общие потребительские расходы в мире выросли с 12,4 триллионов долларов в 1990 году до 40,5 триллионов в 2013 году. Но тут надо сделать одну существенную оговорку. Инфляция в США хоть и намного ниже, чем наши 6,5%, но все же имеется. А любой бухгалтер скажет, что даже 1-2% помноженные на 20 с лишним лет, да еще на последнюю американскую программу количественного смягчения, могут значительно исказить картину. То есть, на 1 доллар в 1990 году можно было приобрести больше товаров и услуг, чем на 1 доллар сейчас. И все же - значительный рост на лицо.
Потребительские расходы в нашей стране росли несмотря ни на какие революции, путчи, расстрелы парламента и кризисы. В 1990 году они составляли 249 миллиардов долларов, в 2010 - 762,7 миллиарда, а в 2013 году - 1,03 триллиона долларов. В расчетах на душу населения это выглядит так: в 1990 году - 1,9 тысячи долларов, в 2013 году - почти 7 тысяч долларов.
Мировым лидером по потребительским расходам в прошлом году опять стали США - 11,5 триллиона долларов. Однако тут опять надо уточнить: население России - 143,6 миллионов человек, население США - 316 миллионов человек.
На втором месте после американцев по общему уровню потребления оказался Китай, 1990 год - 197 миллиардов долларов, 2010 год - 2,4 триллиона долларов, 2013 год - 3,6 триллиона долларов. Народу в КНР много - 1,35 миллиарда человек. Таким образом, на душу китайского населения приходится по 2,2 тысячи долларов потребительских расходов. В Бразилии эта цифра намного выше - 6,7 тысяч долларов. А в другой стране БРИКС - Индии, намного ниже, всего 812 долларов.
Если и хотели эксперты Deutsche Bank убедить весь мир, что русские больше других подвержены вредным привычкам, то ничего у них не вышло. По потреблению алкоголя и табака первое место уверенно держит США - 207,5 миллиарда долларов. Это составляет 19% от общей доли мирового рынка. Японцы, оказываются, тоже не прочь выпить стопку сакэ и после нее закурить. Они оказались на втором месте - 99,2 миллиарда долларов и 9% от мировой доли потребления. Россияне лишь третьи - 65,3 миллиарда долларов и 6% в мировом масштабе. Однако, напомню, россиян более чем в 2 раза меньше, чем американцев, и намного больше, чем японцев.
Интересно, что статистика говорит о большой приверженности жителей России к пиву. На благородный пенный напиток в нашей стране в 2011 году потратили почти 24 миллиарда долларов, тогда как на крепкие напитки всего 18 миллиардов долларов.
Кстати по пагубным привычкам мы оказались совсем рядышком с Германией, где на их шнапс было потрачено 59,6 миллиарда долларов. Правда, население там около 80,4 миллиона человек. И всего 62 миллиарда долларов потратили на табак и выпивку 1,35 миллиардов китайцев. Этих ребят можно ставить в пример!
Судя по полученным Deutsche Bank данным, едят китайцы втрое меньше или реже, чем американцы. На продукты и напитки в США потратили 698,4 миллиарда долларов, а в КНР, где населения в 3,5 раза больше - 608,4 миллиарда долларов.
В России хорошо покушать всегда любили, поэтому потратили на всякого рода еду 285,8 миллиардов долларов. Примерно столько же израсходовали на продукты питания в Индии - 283,6 миллиарда долларов. Дотошные немцы подсчитали даже структуру потребительских расходов на продовольствие. У россиян больше всего денег уходит на покупку мяса - 82,7 миллиарда долларов. На яйца, сыр и молочные продукты - 42,9 миллиарда, на хлеб и всякого роды крупы - 40,1 миллиард долларов.
Опять удивили японцы. Как они при такой численности умудрились проесть 507,3 миллиарда долларов и выйти по этому показателю на общее третье место в мире - уму непостижимо!
Наши граждане пьют очень много кофе - на 7,6 миллиарда долларов в год. В США - на 11,8 миллиарда, в Японии - на 10,8 миллиардов долларов.
Еще одна бронзовая медаль досталась Японии по расходам на медицинские услуги. Американцы потратили на эти цели 2 триллиона 142, 6 миллиардов долларов. Китай - 204,4 миллиарда, а Япония - 178,6 миллиардов долларов. Россияне оказались в середине списка - 35,1 миллиарда.
Если рассматривать результаты этого исследования в целом, можно сказать, что россияне после долгих лет вынужденного воздержания набрали хороший темп потребления. А этот показатель тоже важен в оценке общего экономического состояния общества. Будет жаль, если наши граждане после непонятных экспериментов с курсом рубля и глобальных трат на циклопические инфраструктурные проекты при дефицитном бюджете вновь станут отказывать себе в самом необходимом
Вернуться назад |