ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Логика Переяславской Рады

Логика Переяславской Рады


20-01-2014, 20:54. Разместил: Moroz50
Владислав Гулевич

От редакции "РН": "Переяславская Рада стала тем самым великим событием, которое на века определила духовное, культурное, цивилизационное развитие Украины, России и Беларуси ... Взаимное притяжение, несомненно, сильнее настойчивых попыток породить взаимное недоверие и вражду между братскими народами" — невероятно, но это слова Николая Яновича Азарова, главы правительства Украины из приветствия Собору славянских народов Украины, России и Беларуси в украинском Переяславе, посвященному юбилею 360-летию Переяславской Рады. И сейчас, оценивая значение соборного славянского движения, премьер Украины отметил, что оно "сегодня особенно востребовано", поскольку опирается на "широчайшую поддержку в обществе и имеет мощный потенциал развития".

Мы давно ждали таких слов от украинских властных элит, и ждем и далее не только дальнейших "речей не мальчика но мужа" — но и дел по будущей Переяславской Раде — 2, которая, мы верим, обязательно состоится. 

 

В этом логика и прошедших 360 лет назад событий. И об этом статья Владислава Гулевича — политолога, аналитика Центра консервативных исследований факультета социологии международных отношений МГУ, публициста и историка. Авторитетного специалиста по истории Западной Руси — теперешней Галичины, Лемковщины, Белоруссии. 

Статья опубликована ресурсом "Западная Русь".

***

360 лет назад в истории Малороссии состоялось событие, навсегда вошедшее в учебники истории — присоединение к русскому государству. Две части одного целого были снова вместе. Потуги украинских националистов переделать историю этого события "под себя", и пытающихся навязать мнение, будто Украину поглотил "тоталитарный московский" режим, не выдерживают критики.

 

Но, во-первых, в ту эпоху все режимы были тоталитарными, если смотреть на них с позиций сегодняшнего дня. Всеобщее избирательное право еще не пришло. Во-вторых, от воссоединения Малой и Великой Руси обе стороны только выиграли. Достаточно упомянуть, что территория Украины в составе Российской империи, а, затем, Советского Союза увеличилась в пять раз.

 

 

Если вернуть Украину во время, предшествующее присоединению к "тоталитарной Москве", она превратится в маленькое пятнышко на карте, состоящее из нескольких центральных областей.

Переяславская рада ознаменовала собой реализацию устремлений многих галицких святителей, как той эпохи, так и более ранних веков.

Икона Петра Ратенского (1901 г.)

 

Еще до Куликовской битвы в Москву прибыл уроженец Равы-Русской (сейчас это Львовская область) инок Петр, ставший позднее митрополитом всея Руси Петром. Еще пребывая на малой родине, он поставил келью на берегу Раты, а позднее он получил имя "Ратенский", в XIV в. был канонизирован Русской Православной Церковью, и почитался как покровитель Московского княжества.

Его иконы можно видеть во многих православных храмах Украины. Если мы прикладываем к его иконе своих детей, моля ниспослать им здоровье и счастье, как можем выступать против его прозорливых мыслей о единой святой Руси?

Именно "черовоноросс Петр ясно и сознательно кинул клич о собирании русской земли" (Червонная Русь — одно из исторических названий Галиции). Превращение православной Москвы в "Третий Рим" — не в последнюю очередь и его заслуга.

Иоанн Вишенский

 

Иоанн Вишенский — еще одна легендарная личность XVI в. Уроженец Судовой Вишни (сейчас — Львовская область), автор многих ярких богословских произведений, он вел горячую полемику с католиками и униатами, призывая православных быть твердыми в вере. Иезуита Петра Скаргу он заочно призывал пойти "хоть в Великую, хоть в Малую Русию", дабы убедиться в красоте славянского языка и его способности быть языком богослужений.

В XVIII в. среди вдохновителей многих петровских начинаний мы видим уроженца Львовщины Стефана Яворского, митрополита Рязанского и Муромского.

Так что это не Украина стала другой после воссоединения с Россией, как любят говорить украинские националисты. Это Галичина изменилась, и отреклась от своего прошлого, от духовных завещаний Петра Ратенского, Иоанна Вишенского и Стефана Яворского.

Как указывал галицко-русский публицист Григорий Семёнович Малец в брошюре "Потуги разъединения и ослабления русского народа", "в спайке целого — условие процветания частей. Беда целого, если оно это не поймет, горе части, если она этого не признает".

 

Независимая Украина долго этого не признавала, и вот результат: первая территориальная потеря для независимого украинского государства пришла с запада. В 2004 г. при самом прозападном президенте (В.Ющенко) Украина уступила Румынии шельф у о.Змеиный по решению Международного суда ООН.

 

И это только часть территориальных претензий Бухареста к Киеву. Есть ещё претензии и со стороны Будапешта, и со стороны Варшавы. Хотя, справедливости ради отметим, что польские власти требуют сохранения польского культурного облика украинских "кресов всходних", но порой польское экспертное сообщество высказывает мнение о целесообразности учреждения польской автономии на территории Западной Украины.

 

Поэтому чаще всего критику задним числом действий Богдана Хмельницкого можно услышать из уст польских СМИ. Оказывается, Украина пошла "не тем путём", выбрала "не тот вектор цивилизационного развития". Не лишним будет упомянуть, что между Польшей и Румынией заключено соглашение о стратегическом партнерстве, и восточная политика Бухареста и Варшавы — взаимно дополняющие. В который раз, за нас пытаются решить, куда нам идти, и какой вектор нам выбирать.

 

И правильно проводят параллели с днём сегодняшним. Отказавшись от подписания соглашения об ассоциации с ЕС, Киев сделал единственно верный шаг в данной ситуации. Сработала логика Переяславской рады, уже спасавшая Украины от политических катастроф.

Источник


Вернуться назад