ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Другая планета с триллионами долларов...

Другая планета с триллионами долларов...


14-01-2014, 18:11. Разместил: Moroz50

фото


Странные люди зачем-то ищут жизнь на других планетах, но совершенно не догадываются, что совсем рядом с ними есть развитые миры, по многим параметрам значительно превосходящие наш привычный американо-европейский мир «золотого миллиарда». Мы привыкли, что крупнейший интернет-бизнес - это Google, Yahoo, Facebook, Amazon, Twitter, eBay. Для кого-то и Яндекс или ВКонтакте - крупные интернет-компании. Но что вы скажете о рынке размером в 600 млн активных интернет-пользователей, стартапах, выходящих на миллиардные IPO, государственных расходах на образование более $250 млрд в год и интернет-магазинах, чья выручка превышает совокупную выручку Amazon и eBay? Вы скажете, что это Китай. Правильно: это Планета Китай.


Хьюго Барра до недавних пор был одним из топ-менеджеров Google, работавшим в команде разработчиков флагманского продукта компании - операционной системы Android. Но ему не повезло (или наоборот): девушка, с которой он встречался (тоже сотрудница Google), Аманда Розенберг, решила, что ей намного больше нравится босс и совладелец компании Сергей Брин, который ради неё даже разошёлся с женой.

Доподлинно неизвестно, повлияло ли это событие на решение Хьюго уйти из Google, но так или иначе сразу после обнародования «жёлтых» подробностей красивой жизни в компании, Барра объявил о переходе в китайскую корпорацию Xiaomi (произносится «шаоми» с ударением на первый слог), выпускающую мобильные телефоны на базе Android и другую технику. Среди семерых основателей компании - два бывших «гуглоида», а сам Барра получил должность вице-президента по операциям в «остальном мире» (не в Китае). Сложно сказать, зачем вам это знать, но символ компании - заяц в ушанке с красной звездой на ней.

В декабре 2013 года Хьюго Барра выступил на технологической конференции в Париже, рассказав о том, что такое китайский интернет-рынок. Полная запись его беседы с Лоиком Ле Мёром (основателем конференции Le Web) - ниже и только для тех, кто владеет английским, но RUAT подготовил для своих читателей подборку слайдов, представленных Баррой, с их переводом на русский и комментариями. Это стоит посмотреть, чтобы лучше понимать, в каком мире мы живём на самом деле.


01

Китай с каждым годом становится всё более образованной страной. Сейчас примерно каждый шестой выпускник колледжа (или его аналога) в мире - китаец, при этом доля США на этом рынке устойчиво снижается (см. первый график). Впрочем, надо понимать, что речь идёт именно о доле: если в 1970-е годы «почти высшее» образование можно было получить только в развитых западных странах и в соцлагере, то сейчас быстро растёт число выпускников колледжей в Китае, Индии, Южной Америке и даже в Африке.

В абсолютном выражении число американских выпускников колледжей и вузов всё же растёт, но в Китае за счёт «эффекта низкой базы» и иной возрастной структуры населения оно растёт намного быстрее (см. второй график). Китай сейчас выпускает около 8 млн более или менее образованных молодых людей каждый год, а США - только 3 млн. Заметим, что напрямую сравнивать первый и второй графики нельзя: на первом - только выпускники колледжей, на втором к ним добавлены выпускники вузов. Но тенденция в целом понятна.

Она подтверждается и третьим графиком: государственные расходы Китая на образование выросли с 2004 по 2011 гг. в пять раз до 250 млрд долларов в год. Продолжения графика Хьюго Барра не показал, но если тренд продолжился, то в 2013 году расходы должны были составить в среднем примерно миллиард долларов в день. В России, кстати, формально, этот показатель не хуже - 3 трлн рублей (примерно $90 млрд) за 2013 год (не будем забывать, что население России в разы меньше китайского), да и темпы роста сопоставимы. При этом считается, что в России образование разрушается - видимо, деньги идут куда-то не туда.

02

Население Китая в среднем постоянно богатеет. Точнее, быстро выбирается из нищеты в приличную бедность. 25 тыс. юаней в год - это примерно $4 тыс. или 130-140 тыс. рублей в год. Сумма, вполне сравнимая с располагаемыми доходами жителей российской провинции. Однако, тут тоже есть одна тонкость: в Китае очень большая разница в доходах богатых и бедных: коэффициент Джини составляет 0,474 по данным на 2012 год, что больше, чем даже в России. Проще говоря, деньги сосредоточены у относительно небольшого количества людей (всего-то от силы пол-миллиарда человек), а большинство населения влачат жалкое существование даже по российским меркам. С другой стороны, это не так плохо для интернет-бизнеса: если бы $4 тыс. в год равномерно распределялись по всем китайцам, то покупать относительно дорогие и не очень нужные в реальной жизни гаджеты было бы некому.

03

Китай - вторая страна мира по количеству миллиардеров, на 2013 год их здесь насчитывалось 122 человека, по крайней мере, по данным Forbes. Несмотря на всю сомнительность подобных списков - как по персоналиям, так и по цифрам - в целом можно сказать, что Китай движется в сторону большей «капиталистичности», то есть формирования крупных капиталов в руках отдельных людей, семей и «групп товарищей». Заметим, кстати, что китайские миллиардеры по мировым меркам довольно «бедные» - самый богатый человек великой державы занимает лишь 86 место в общемировом списке, а второй - представляет уже вторую сотню. Впрочем, цифры и имена в данном случае особого значения не имеют: китайская экономика вторая в мире по размерам, вполне логично, что в ней возникли сотни точек «концентрации» денег. Через 10-20 лет здесь будет столько же миллиардеров, сколько во всём остальном мире вместе взятом (кроме США, пожалуй).

04

Количество пользователей интернета в Китае в конце 2013 года преодолело отметку 600 млн человек и продолжает увеличиваться. Это уже больше, чем в США и Евросоюзе вместе взятых, притом что в развитых странах проникновение интернета составляет 70-80% (то есть расти ему практически некуда), а в Китае - меньше 50%. Причём большая часть китайских пользователей выходит в интернет не только с обычных компьютеров, но и со смартфонов - это около 500 млн человек, это число удвоилось за последние 6 месяцев 2013 года.

Просто представьте: кроме того интернета, что мы знаем (англоязычный плюс русскоязычный), есть ещё один интернет - такого же размера или даже больше. И, в отличие от «нашего», этот интернет продолжает бурно расти не только «вглубь» (по количеству и сложности сайтов и приложений), но и «вширь» (по количеству пользователей). А параллельно с ним уже сформировался ещё один интернет - мобильный, основанный на приложениях. И его размер приближается к web-интернету. И всё это в одной стране, на одном языке, в рамках одного рынка.

05

Размер рынка сказывается на размере компаний: крупнейший китайский поисковик Baidu стоит на бирже $62 млрд (четыре Яндекса). Осенью 2013 года сотни миллионов долларов привлекли на биржах компании Qunar.com (поисковик по туристическим сайтам) и 58.com (доска объявлений). В общей сложности только за последний год китайские интернет-бизнесы получили от биржевых инвесторов несколько миллиардов долларов во время первичного размещения акций (данные на картинке уже несколько устарели, но отражают правильный порядок цифр).

06

Ещё немного о масштабах китайского рынка. Слева на картинке - самые популярные приложения для Android и iOS. В Китае развиты местные магазины для Android-приложений, в которых пользователи могут скачать местные же приложения. В первой десятке самых популярных мобильных приложений в стране нет ни одного западного.

Что касается cоциальных сервисов, то тут поражает количество пользователей. Месячная аудитория местной социальной сети QZone превышает 600 млн человек, интернет-мессенджера QQ - 500 млн, мобильный мессенджер WeChat - 270 млн. Кстати, все три сервиса принадлежат одной компании Tencent. Это одна из крупнейших в мире интернет-компаний по капитализации, её биржевая стоимость составляет $120 млрд.

Далее Хьюго Барра рассказал о некоторых отдельных сайтах и приложениях, популярных в Китае. Перечислим их коротко.

Taobao (принадлежит компании Alibaba) - крупнейшая торговая площадка, предоставляющая возможность продавать товары как бизнесам, так и частным лицам. Годовой объём продаж товаров по данным на конец марта 2013 года (конец отчётного года для компании) составил 1 триллион юаней ($170 млрд), что больше, чем у крупнейших западных интернет-торговцев eBay и Amazon вместе взятых. Как рассказывает Барра, на этом сайте продаётся вообще всё, что только можно представить, а также с его помощью оплачиваются счета (например, за телефон), ведётся личная бухгалтерия и т.д.

В качестве забавного факта Хьюго приводит сведения о продажах в «День одиночек». Это такой специальный праздник в Китае, своего рода «анти-день Св. Валентина», т.е. день, когда люди радуются, что они живут сами по себе, без пары. И, конечно, в честь этого покупают в интернете всякие вещи, что делает этот день самым выгодным для интернет-торговцев. С этой точки зрения он сравним с «кибер-понедельником» в США - традиционным днём покупок различной техники, теперь уже в основном в интернете. В кибер-понедельник в 2013 году американцы потратили во всех онлайн-магазинах $2 млрд. Выручка только одного Taobao (и его «филиала» TMall) в «День одиночек» составила $5,75 млрд. Из них почти $1 млрд пришёлся на покупки, сделанные с мобильных телефонов.

JD (бывший 360buy.com) - второй по масштабам интернет-ритейлер в Китае, намного меньше, чем Taobao. Его фишка - сверхбыстрая доставка. Стандартно товар доставляется на следующий день, но если заказ делается до 3 часов дня, можно рассчитывать на доставку вечером. А в некоторых случаях гарантируется доставка товара в течение трёх часов после заказа. При этом пользователь может прямо со своего телефона отслеживать движение купленного товара по улицам города.

Alipay (принадлежит Alibaba) - сервис платежей типа Paypal, через который проходит 1 триллион долларов в год, в несколько раз больше, чем через «всемирный» Paypal. Надо ли что-то ещё говорить?

Weibo - социальный сервис, аналог твиттера. Опять всё дело в масштабе. По словам Барры, в твиттере у него было 6,5 тыс. фолловеров (подписчиков), накопленных за годы активного писания. А в Weibo всего за два месяца на него подписались 200 тыс. человек. И это с учётом того, что Хьюго пишет по-английски, а в Китае его вообще мало кто знает. Честно говоря, 6,5 тыс. фолловеров в твиттере для англоязычного публичного человека из Google как-то совсем не впечатляют, это откровенно мало. Т.е. сравнивать напрямую два числа не стоит. Тем не менее, очевидно, что потенциальная аудитория в китайской «чирикалке» намного больше и, вероятно, более отзывчива, чем в американской.

WeChat - уже упоминавшийся коммуникационный сервис. В Китае он заменяет многим аську, почту, скайп, телефон и все остальные средства связи. А заодно и средство получения новостей и сообщений от брендов - через «каналы», на которые можно подписаться. Кроме того, прямо из приложения можно оплачивать покупки.

DIDI - что-то вроде Uber по-китайски, то есть служба заказа такси. Местная особенность: в приложение встроена возможность голосом объяснить водителю, где вас искать. Дело в том, что в Китае, как и в Японии, очень сложная и запутанная система адресов, и привычные нам координаты «улица - номер дома» не помогут. Поэтому клиент, заказавший машину, рассказывает водителю, где его забрать.

MoMo - приложение, которое по GPS определяет ваши координаты и связывает вас с людьми, находящимися рядом. Вы можете с ними познакомиться, поговорить, выпить и т.п. Простейшая идея, которая много раз запускалась на Западе, но «не взлетела». В Китае она тоже «не очень успешна» - всего 100 млн пользователей.

В Китае запрещён Google Play - фирменный магазин приложений для Android. Поэтому здесь появилась уникальная, не существующая в остальном мире система независимых андроид-маркетов - более ста крупных магазинов приложений, десять из них основные. О масштабах бизнеса говорит, например, тот факт, что буквально за месяц до этого интервью поисковик Baidu купил 57% акций крупнейшего из таких андроид-маркетов под названием «91» за миллиард долларов и намерен выкупить остальные акции.

Планета Китай с населением 1,3 млрд человек, второй экономикой мира и всё ещё не до конца заполненным интернет-рынком выглядит для западного бизнеса как только чуть тронутая трактором целина. В Китае уже есть сотни миллионов пользователей, готовых тратить в интернете, и уже в ближайшие годы у них появятся на это деньги. Пока невозможно представить, как это изменит существующий интернет, но то, что глобальные перемены грядут, можно не сомневаться.

Показать видео


Вернуться назад