ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Искусство провокации. Памяти жертв 9 января

Искусство провокации. Памяти жертв 9 января


10-01-2014, 20:42. Разместил: Moroz50

Михаил Ошеров, политический аналитик

 

В русском языке слова «провокатор» и «подстрекатель» имеют отрицательную окраску. Они обозначают людей, которые вызывают других людей на какое-либо активное действие и остаются при этом относительно безнаказанными.

 

В истории человечества и в российской истории есть много примеров провокаций и провокаторов – от Георгия Гапона и поджога Рейхстага до «Пусси Райот», Femen и Greenpeace.
Смыслом многих провокативных акций является побуждение других людей на аналогичные действия.
Так, например, очевидной целью «несогласных», долго проводивших свои незаконные митинги 31 числа каждого месяца, было вовлечение максимального количества народа под полицейские репрессии. Человек, приходящий на незаконный митинг, даже случайно, несознательно, становится нарушителем общественного порядка. Попадая под удар полиции, люди будут в дальнейшем обращать свой гнев не на провокаторов, которые их фактически «подставили», а на полицию и на государство.
Сами провокаторы, руководители и организаторы акций, редко принимают в них участие. И еще реже несут наказание. В тюрьмы за антиобщественные акции попадают исполнители, будь то «Пусси Райот» или гринписовцы. Но для организаторов акций очень важна безнаказанность, и они в случаях вынесения приговоров поднимают новые общественные кампании – уже в защиту спровоцированных и «подставленных» ими людей. Безнаказанность поощряет охмуренных провокаторами людей на новые действия.
При этом многие провокации абсолютно бессмысленны. Мужской половой орган, нарисованный на разводном мосту, голый художник Кулик, лающий на четвереньках на окружающих, публичный групповой половой акт группы «Война» с участием будущих участниц группы «Пусси Райот», засовывание курицы в половые органы другой участницей группы «Война», эксгибиционистские эскапады группы Femen, кощунственные пляски группы «Пусси Райот» в различных московских храмах, акция активистов «Гринписа», прибивание мошонки к мостовой Красной площади – эти действия сами по себе, рассматриваемые отдельно, абсолютно бессмысленны.
В них есть только вызов и оскорбление – общества, религии, государства.
Провокаторы, подталкивая людей на антиобщественные поступки, проверяют общество и органы власти на прочность. Обществу прививается порочная мораль, государство пытаются заставить отступить и перестать выполнять важную для всего общества функцию – функцию поддержания общественного порядка.
Так, например, загаженный киевский Крещатик и перекрытый центр Киева – результат невыполнения украинским государством своих функций.
Вчера, 9 января, была годовщина одной из самых крупных провокаций в российской истории. Сейчас эта дата сохранилась только в школьных учебниках истории России и во многом незаслуженно забыта: никто и не вспомнил, что там случилось в 1905 году, в день, который современниками был назван «кровавым воскресеньем».
Демонстрация рабочих Петербурга, которых Георгий Гапон привел на Дворцовую площадь к пустому Зимнему дворцу, где не было царя, была расстреляна охраной дворца. Десятки убитых были похоронены на окраинном кладбище Петербурга для бедных, после революции переименованное в Кладбище жертв 9 января.
Сейчас только этот старый петербургский топоним сохраняет память о тех далеких событиях в назидание нынешним потомкам, которым следовало бы о нем помнить.

Вернуться назад