Реакция
Приложение к журналу «Сибирская нефть» «Арктика» №107 (декабрь 2013) Российские власти активизировали работу по освоению Арктики, сразу вызвав недовольство стран-конкурентов, а вскоре и экологов. Атака активистов Greenpeace на платформу «Приразломная» вновь вывела арктическую тему на первые полосы мировых газет. Примечательно, что волна информационного давления на Россию пошла после обнародования новых планов страны по расширению своего присутствия в Арктике. В сентябре отряд военных кораблей Северного морского флота во главе с ракетным крейсером «Петр Великий» прошел к Новосибирским островам. Президент Владимир Путин объявил о намерении воссоздать базу на этом архипелаге для обеспечения полноценного военного присутствия России в морской части Арктики. По мнению отечественных и западных аналитиков, Москва таким образом недвусмысленно продемонстрировала мировой общественности, что всерьез готова к самой жесткой конкуренции за природные ресурсы северных территорий и контроль над Северным морским путем (СМП). Впрочем, российский президент этого и не скрывает. «Арктика — неотъемлемая часть России, находящаяся под нашим суверенитетом в течение нескольких веков. Так оно и будет оставаться во все последующие времена», — заявил он в октябре на съезде «Единой России». Между тем желающих разделить арктический пирог в последнее время прибавляется — Китай, Бразилия, Индия, Япония, Южная Корея и другие страны (в этом году впервые по СМП прошли китайские и южнокорейские суда) готовы присоединиться к арктической пятерке — России, Канаде, Норвегии, Дании и США. ТРИЛЛИОН-2020 Поход к Новосибирским островам, конечно, не единственный за последнее время шаг России в Арктику. «Арктика открывает новую страницу своей истории, которую можно назвать эпохой индустриального прорыва, бурного экономического, инфраструктурного развития», — заявил Владимир Путин на III Международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога», прошедшем 25 сентября 2013 года в Салехарде. Во многом этот подход нашел воплощение в проекте государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», разработанный Министерством регионального развития. Цель госпрограммы — «ускорение развития Российской Федерации за счет масштабного вовлечения в хозяйственный оборот природных возможностей Арктической зоны России». В Арктической зоне планируется реализация масштабных инвестиционных проектов, высокоширотный российский сектор планируется покрыть глобальными системами транспортной, энергетической и информационно-коммуникационной инфраструктуры, системами обеспече- ния комплексной безопасности жизнедеятельности, экологической безопасности и мониторинга. Обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (закрытая подпрограмма № 5) — лишь одна из задач реализации программы. Для полной ее реализации в ближайшие семь лет в Арктику необходимо вложить 2 трлн рублей, из которых половину суммы составят бюджетные средства. В первую очередь средства будут потра? чены на инфраструктурные проекты, а именно: строительство новых морских портов и рекон? струкцию старых, создание сети железных дорог, линий электропередач, развитие социальной структуры арктических городов и т.д. По прогнозам, в 2020 году Россия сможет добывать в своей Арктической зоне 85 млн тонн нефти (против 68,4 млн тонн в 2013-м) и 590 млрд кубометров газа (537 млрд кубометров в 2013-м). В целом же, по данным геологической службы США, Россия располагает 41% от общих неразведанных запасов всей Арктики по нефти (с учетом газового конденсата) и около 70% по газу. По оценкам экспертов, всего в арктической зоне может содержаться 20–25% мировых запасов углеводородного сырья. В проекте программы развития российской Арктической зоны заложен более чем семикратный рост за шесть лет объема грузоперевозок по Северному морскому пути, временные рамки навигации на котором постепенно будут расширяться. Согласно базовому сценарию, к 2020 году перевозки могут вырасти до 28,8 млн тонн, в то время как по итогам 2013 года этот показатель ожидается на уровне лишь 4 млн тонн. Рост в первую очередь будет зависеть от темпов добычи минеральных ресурсов, реализации проектов добычи углеводородов и иностранного транзита. Севморпуть в последние годы действительно стал достаточно активно развиваться и как транзитная магистраль, ведь доставка грузов по нему из Северной Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона на треть короче и на неделю быстрее, чем через Суэцкий канал и Индийский океан (в 2012 году транзитные перевозки по СМП составили 1,26 млн тонн). «Общий грузопоток по трассам СМП при наложении всех благоприятных условий в перспективе предельно может составить до 75 млн тонн в год», — говорится в финансово-экономическом обосновании программы. КОРПОРАТИВНЫЙ ПОДХОД Экономическое развитие Арктики — огромное поле деятельности для корпоративных инвесторов. В части освоения континентального шельфа это две компании, контрольный пакет в которых принадлежит государству, — «Газпром» и «Роснефть». Они получают участки без конкурса (ст. 7 закона «О континентальном шельфе»). «Газпром» уже сегодня добывает большую часть своего газа за полярным кругом, и новые проекты, такие как гигантское Бованенковское месторождение, расположены уже практически на побережье Северного Ледовитого океана. «Газпром нефть» планирует начать добычу нефти на шельфе с платформы «Приразломная» в ближайшее время. У «Роснефти» планы также весьма амбициозные, компания планирует привлекать к своим проектам иностранных партнеров, таких как ExxonMobil. На Ямале реализуется масштабный проект по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ». Проект предусматривает строительство завода (первая линия мощностью 5,5 млн тонн должна войти в строй в 2017 году) и морского порта Сабетта. Сырьевой базой для проекта служит Южно-Тамбейское месторождение. В акватории ведутся работы по углублению дна, создается судоходный канал в Обской губе. Все это даст возможность частным инвесторам уже с 2014 года приступить к строительству портовых терминалов. Проект реализуется компанией «Новатэк» в сотрудничестве с иностранными партнерами — французской Total и китайской CNPC. Западные нефтегазовые концерны также продвигаются все дальше на север. Норвежская Statoil вместе с американскими и европейскими корпорациями ведет разведку на новых участках в Баренцевом море, а американцы и европейцы не прекращают работы на Аляске. Только англо-голландский концерн Shell вложил в разведку в районе Аляски примерно $5 млрд. Шотландская компания Cairn Energy инвестировала $1 млрд для проведения аналогичных работ у побережья Гренландии. Впрочем, быстрой отдачи ждать не стоит, а суровая природа преподносит все новые сложности нефтяникам. Например, самоподъемная буровая установка Kulluk, которую эксплуатировала Shell, села на мель у берегов Аляски, и ее починка обошлась в $50 млн. В марте 2012 года на нефтяной платформе Total в Северном море произошла утечка газа и газового конденсата. Устранение последствий аварии обошлось Total в $10 млрд. Конечно, подобные инциденты дают дополнительные аргументы экологам, которые считают, что в Арктике должна быть вообще запрещена любая разведка и добыча полезных ископаемых. Однако они не предлагают решения проблемы нехватки энергоресурсов: доказанных запасов углеводородов на континенте хватит всего на несколько десятилетий. К тому же современные технологии и обдуманный подход к освоению арктических месторождений позволяют свести риск возникновения техногенных инцидентов к минимуму. СОВПАДЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ Россия, которая сегодня подвергается нападкам со стороны международных экологических организаций, между тем стремится максимально ответственно подходить к работе в Арктике. «Безусловно, Арктика — очень уязвимый регион с точки зрения сохранения экологического баланса, необходимости сохранения этого баланса, и поэтому хозяйство здесь нужно вести в высшей степени аккуратно, — подчеркнул президент Владимир Путин в своем выступлении на форуме „Арктика — территория диалога“. — Кстати говоря, что касается работы на шельфе, то ни одна российская компания, а мы работаем в разных регионах, и на Дальнем Востоке, и на Каспии, сейчас в Арктике начинаем работать, — ни с одной из них не было ни одного серьезного происшествия». Именно Россия запустила программу очистки от мусора арктических земель, обошедшуюся в 1,4 млрд бюджетных рублей. Уже полностью очищена Земля Александры, в этом году начались работы на острове Грэм-Белл, на очереди — острова Гоффмана, Хейса, Рудольфа и Гукера. Впрочем, подоплека давления очевидна. Если сейчас не начать разведку новых месторождений, то в определенный момент произойдет разрыв между выбывающими и вводимыми мощностями, и мир рискует столкнуться с реальным дефицитом топлива. Кроме того, таяние льдов создает дополнительные возможности для активной эксплуатации Севморпути. И если сегодня Россия свернет свою арктическую активность, то на ее место тут же придут другие страны, которые в будущем и будут контролировать природные ресурсы и транспортные коридоры. Источник
Вернуться назад
|