Состоявшийся 19-20 декабря в Брюсселе итоговый саммит Европейского союза засвидетельствовал весьма сомнительные для этой организации итоги 2013-го года. Аккурат накануне брюссельских дебатов в кулуарах Евросоюза с новой силой разгорелись дебаты по поводу того, в каких реформах нуждается ЕС. К подобным дискуссиям Брюсселю не привыкать – однако их новый раунд инициировала никто иной как федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, только что в третий раз утвержденная на своем посту и потому располагающая максимально возможным кредитом доверия.
Выступая перед депутатами бундестага, фрау Меркель призвала своих коллег по Евросоюзу внести существенные изменения в Лиссабонский договор и другие основополагающие документы ЕС в духе «более централизованного финансового и экономического управления». «С тех пор, как был подписан Лиссабонский договор, у нас в Европе сложилась ситуация, когда каждый говорит: «Мы можем развивать все, что угодно, но мы не может менять договоры» – саркастически замечает Меркель. Бундесканцлер убеждена, что «подобным путем мы не сможем построить действительно функционирующую Европу». Она подчеркнула, что «если существующих договоров уже недостаточно, мы должны изменить эти договоры». «Те, кто хотят «больше Европы», должны быть готовы к новым правилам по поводу распределения полномочий» - заключила Ангела Меркель. [1]
Первым в полемику с федеральным канцлером вполне ожидаемо вступил президент Франции Франсуа Олланд. Он дал понять, что сейчас надо не менять евродоговоры, а переходить к новой экономической политике в ЕС, стимулирующей рост, а не только сокращающей расходы. А это можно сделать и в рамках существующей договорной базы.
Кроме того, в кулуарах саммита Евросоюза зазвучали голоса, что изменение существующих договоров может потребовать проведения новых национальных референдумов, чреватых поражением для проевропейских сил.
Понятно, что подобная запутанная ситуация не устраивает Германию, являющуюся главным экономическим локомотивом еврозоны и всего Евросоюза. Логика Меркель проста и понятна: сначала сделайте ЕС более управляемым и централизованным, добейтесь неукоснительного соблюдения бюджетной дисциплины всеми странами, а уже потом обращайтесь в бундесказну за антикризисными деньгами. Однако современной реальностью в политике Евросоюза остается заметный «контраст между способностью наметить широкие стратегические направления и способностью добиваться результатов в конкретных сферах». [2]
Разумеется, в нынешнем развитии ситуации в Евросоюзе и, в частности, в еврозоне можно обнаружить и позитивные тенденции. Так, эксперты одной из крупнейших британских финансовых компаний Barclays Plс объявили Европу самым привлекательным регионом для инвестиций в 2014 году. По их мнению, европейские фондовые рынки могут вырасти в будущем году на 27% – к слову, за исключением самой Великобритании. [3]
Однако обращает на себя внимание тот факт, что позитивные для Евросоюза оценки относятся исключительно к будущему. Уходящий же год в первую очередь запомнится мартовским банковским коллапсом на Кипре, неутешительными прогнозами насчет нового падения ВВП в Греции, ростом дефицита кредитных учреждений Греции, Ирландии, Италии, Португалии и Испании, уже достигшего, по самым скромным оценкам, 10 трлн евро. Что же касается политических дел, то здесь жирной черной точкой стал фактический провал вильнюсского саммита программы «Восточное партнерство». Сохраняющиеся внутренние финансовые проблемы и кризис в отношениях с восточноевропейцами – такими видятся неутешительные итоги 2013-го года для Евросоюза.
Да и будущие перспективы выглядят неоднозначно. Если вышеупомянутые эксперты Barclays Plс прогнозируют рост европейских фондовых рынков, то их коллеги из датского SaxoBank A/S пророчат на будущий год обвал мировых рынков и превращение Евросоюза в тоталитарную организацию, жестко контролирующую финансовые операции своих граждан по образу и подобию бывшего СССР. По мнению Saxo Bank A/S, в будущем году руководство Евросоюза может ввести обязательный сбор со всех, кто хранит на счетах в банках более 100 тысяч долларов. Данная мера по своим масштабам превосходит даже дебатируемый налог на финансовые транзакции в Евросоюзе. Эксперты Saxo Bank A/S прогнозируют падение фондовых индексов во Франции на 40%, наступление рецессии в Германии, девальвацию на 25% ряда валют Бразилии, Индии, ЮАР, Индонезии и Турции, дефолт Японии и падение цены на нефть марки Brent до 80 долларов за баррель. [4]
Кроме того, эксперты Saxo Bank A/S предвидят новый виток «поправения» Европы и даже приход к власти в Европарламенте партий, выступающих против «единой Европы». Понятно, что подобное развитие событий означало бы жирный крест на самом ЕС и тем более на его способности проводить общую политику не только в финансово-экономической области, но и в сфере безопасности. Это именно то, что эксперт Научного центра международных исследований в Париже Тереза Дельпеш еще десятилетие назад охарактеризовала как наличие внутренней оппозиции в ЕС (Австрия, Ирландия, Швеция, Финляндия и др.). По ее оценке, данная оппозиция исходит из того, что «любая общая политика в области безопасности и обороны должна быть ограничена операциями по поддержанию мира за пределами территории ЕС». [5]
Так что предстоящие в 2014-м году переговоры Евросоюза и Сербии могут пройти на весьма неоднозначном фоне.
Примечания
[1] AFP 181127 GMT DEC 13
[2] Тарасов И. Перспективы внешнеполитического единства ЕС // Международные процессы. 2007. № 3. Сентябрь-декабрь. С.79.
[3] ИНТЕРФАКС-АФИ 1449 161213 MSK 16.12.2013 14:50
[5] Дельпеш Т. Трансатлантические отношения после войны в Ираке //Connections. 2003. № 3. Сентябрь. С.53.