Что хочет построить Великобритания взамен своих заканчивающих эксплуатационный срок АЭС? Точнее же вопрос сформулировать надо так: что могут построить иностранцы на территории Острова за тот короткий срок, пока Великобритания будет понемногу продлевать ресурсы своих старых энергоблоков, которые уже и не думают строить вновь?
Новые станции на старых площадках
Времени на принятие решения у Великобритании не так и много: уже в 2018 году, всего лишь через пять лет, надо начинать выводить из эксплуатации реакторы типа AGR. И начать придётся со станции «Дандженёс», на которой установлено два реактора AGR английского производства с мощностью по 615 МВт каждый. Затем, уже в 2019 году, надо будет остановить АЭС «Хартлпул» (2 блока по 655 МВт мощности) и АЭС «Хейшам 1» (2 блока по 625 МВт). При этом, как я уже писал, особо продлить жизнь этих блоков не получится — на реакторах AGR в последнее время постоянно происходят какие-то мелкие и средние неприятности. Так, например, АЭС «Хинкли-Пойнт Би» и АЭС «Хантерстон Би», начиная с 2006 года, вынуждены работать лишь на 70–80% от своей номинальной мощности, так как их парогенераторы оказались в неудовлетворительном состоянии и начали давать протечки. Поэтому температура рабочего тела была снижена и станции вместо 615–655 МВт мощности на один блок теперь выдают всего 415–420 МВт. Но даже на такой, сознательно заниженной мощности эти AGR надо остановить не позднее 2023 года.
Кроме того, надо учитывать и то, что часть конструкций АЭС с реакторами AGR уже вплотную подобралась к 50-летнему рубежу или даже перешагнула его. Так, например, уже упомянутая АЭС «Дандженёс» была начата строиться ещё в 1965 г., а официально закончена только в 1983 г. (первый блок) и 1985 г. (второй блок). Вот так строили англичане свои АЭС — минимум 8 лет на блок, а максимум — так и все 20. Исходя из сложной ситуации на энергорынке Великобритании, ещё в 2010 г. страной принята программа постройки 12 реакторов за 16 лет. На каких же площадках в Соединённом Королевстве планируется работа по постройке новых реакторов взамен выбывающих отечественных AGR? И что сделано реально за прошедшие три года с момента принятия программы?
С точки зрения экономии затрат все вновь возводимые реакторы запланировано было строить около уже работающих атомных станций. Это позволило бы использовать уже готовую площадку, обученный персонал и сетевые возможности, унаследованные от выводимых из эксплуатации станций со старыми реакторами Magnox и AGR. Вот этот полный список из восьми перспективных площадок:
*Third nuclear power station at Heysham plans on ice
**Реактор PRISM может решить проблему переработки запасов отработанного плутония в Великобритании
Как видите, даже с учётом более-менее готовых площадок под постройку АЭС — реальных планов по вводу в строй на Острове чего-либо атомного раньше, нежели в 2023 году, у Великобритании не так и много. Даже с помощью всех возможных вариантов по импорту атомных технологий — пятнадцать человек уже просто не успевают к «сундуку мертвеца», который получил уже чёрную метку. Не оправдала надежд и ставка Великобритании на возобновляемые источники энергии. Планируя получать к 2025 году до половины производимой энергии из альтернативных источников, Великобритания столкнулась с тем, что их стоимость для экономики, в расчёте на стандартный киловатт-час произведённой энергии, будет просто неподъёмной для промышленности и простых жителей острова.
Почему «Росатом» не торопится?
Кроме того, как я уже тоже писал, даже постройка согласованных с французами и с японцами реакторов может упереться в несколько неприятных моментов, которые неизбежно приведут к отсрочке пуска реакторов. Первый из этих моментов — это сертификация реакторов ABWR (разработка японской компании Hitachi) и EPR (дизайн французской Areva) под требования английского законодательства. Надзорным органом в Великобритании, который отвечает за безопасность ядерных объектов, является Офис по регулированию атомной промышленности (Office for Nuclear regulation, ONR). Заявка на сертификацию японского ABWR подана в ONR в январе 2013 года, а французский EPR был заявлен на сертификацию ещё в сентябре 2009 года, но пока её не получил. Обычной практикой при сертификации реакторов является 2–4-летний срок проведения всех экспертиз, поэтому решения по EPR можно ожидать со дня на день, в то время как сертификацию ABWR можно ожидать не раньше 2015 года. В силу этого Hitachi и купленный ею английский оператор площадок АЭС «Уилфа» и АЭС «Олдбери» компания Horizon не спешат начинать работы на местах — даже в самом оптимистическом варианте начало работ задекларировано на 2015 год с началом собственно постройки реактора в 2018 году.
Озвучено и желание «Росатома» сертифицировать свой реактор ВВЭР-1200 под стандарты английского регулятора. Однако, судя по просочившейся в прессу информации, российская атомная монополия не будет делать этого раньше 2015 года. Причин этому несколько. Во-первых, хотя есть объективная потребность английского энергорынка в дешёвой атомной энергии, никто из конкурентов «Росатома» не может в одиночку обеспечить всю программу постройки реакторов, которая запланирована в Великобритании. Во-вторых, «Росатом» видит и вторую причину, по которой стоит ждать до 2015 года: дело в том, что проект АЭС «Хинкли Пойнт», который ведёт француская EDF совместно с Areva, столкнулся с неожиданными трудностями.
В настоящий момент времени проект, упёршись в коммерческие согласования между правительством Великобритании и будущим оператором станции, вышел на уровень Еврокомиссии. Как я писал в прошлом материале — у Великобритании, к сожалению, очень узкое «окно возможностей» для торговли по условиям стоимости возводимых энергоблоков и по поводу цены будущего атомного киловатт-часа с них. В результате возникает интересная коллизия: строительство АЭС в Хинкли-Пойнт необходимо для предотвращения будущей нехватки электроэнергии в стране, но требования EDF вступают в противоречие с положениями законодательства ЕС об антимонопольном регулировании.
Все понимают, что Джон Сильвер уже мёртв, но сундук мертвеца всё же надо делить по правилам. Исходя из этого интересна и сама позиция «Росатома» на переговорах с Великобританией. Затягивая решение о сертификации ВВЭР-1200, «Росатом» косвенно помогает Areva / EDF и Hitachi / Horizon в переговорах по сертификации технической части и в коммерческой части контракта по вновь строящимся станциям.
С другой стороны, четыре ещё принципиально незадействованные площадки под постройку новых реакторов взамен старых, английских, дают «Росатому» хороший простор для манёвра, который, тем не менее, никак не затрагивает интересы французов и японцев на выбранных ими площадках.
Ну и, что важно, в любом из вариантов решения спора между Еврокомиссией, правительством Великобритании и EDF / Areva касательно коммерческой части контракта на постройку АЭС «Хинкли-Пойнт» российский «Росатом» уже получает в своё распоряжение юридический (а может быть — и судебный) прецедент, который может быть смело использован им при обсуждении условий постройки АЭС с реакторами ВВЭР-1200 на английской земле.
В любом случае, даже если исходить из самых оптимистических планов, «Росатом», на фоне своих контрактов в Турции, Иордании, ЮАР, Бангладеш, Иране, Китае и Индии, вряд ли сможет успеть к «сундуку мертвеца» раньше 2019 года. Но там, если честно, места хватит на всех. Но это — если считать в необходимой мощности возводимых АЭС.
Касательно же денег, как вы понимаете, вопрос пока ещё открыт и непонятен. Но практика контрактов в Турции показывает: есть вариант забирать потом стоимость российской АЭС на английской территории поставляемым с неё электричеством. Ведь для АЭС «Хинкли-Пойнт» правительством Великобритании гарантирован выкуп электроэнергии от блоков в течение 35 лет по цене до 92,5 фунтов (150 долларов) за МВт-час, что более чем вдвое превышает текущие тарифы оптового рынка.
А ещё в соглашении по постройке АЭС есть необычный пункт, в соответствии с которым правительство Великобритании будет обязано возместить EDF и её партнёрам по консорциуму, созданному для строительства блоков в Хинкли-Пойнт, все понесённые расходы в случае, если проект будет остановлен по причинам, «иным, нежели безопасность и физическая безопасность».
Вот так. «Пятнадцать человек на сундук мертвеца. Йо-хо-хо — и бутылка рома!». «Йо-хо-хо», кстати, если кто не знал — это не смех, а боевой корабельный приказ, подобный русскому «раз-два-взяли!» и означает он резкое напряжение сил всей корабельной команды для выполнения сложного и ответственного задания.
Что и предстоит сделать всей Великобритании уже в самом ближайшем будущем.