ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Саудовская нефть: кому она нужна?

Саудовская нефть: кому она нужна?


27-12-2013, 12:16. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Стереотипы живут долго. Один из них – решающая роль саудовской нефти на мировых рынках. При этом вспоминают 1986 год, когда благодаря сговору США с Эр-Риядом цена барреля нефти упала до 10 долларов, что сильно ударило по бюджету другого крупного экспортера – СССР. Это сыграло тогда немалую роль в экономическом коллапсе второй сверхдержавы, тогда уже основательно подсевшей на нефтяную иглу.

Но эти времена, как и времена нефтяного эмбарго, установленного ОПЕК в 1973 году по инициативе КСА, чтобы оказать давление на страны Запада и заставить их изменить политику в отношении арабо-израильского конфликта, давно прошли. Сегодня ни ОПЕК, ни Саудовская Аравия уже не могут решительным образом повлиять на международные нефтяные рынки и на цены на нефть, хотя Сауди Арамко и производит до 10,1 млн. баррелей в день, соревнуясь за первое место по производству нефти в мире с Россией. За последние 40 лет появились новые международные игроки – Ангола, Мексика, Венесуэла, а в последнее время и США. Американские компании не только расконсервировали старые скважины, но и выбросили на рынок (пока только на внутренний) относительно новый продукт – сланцевый газ, цена которого в Северной Америке, согласно докладу саудовских экспертов, опубликованному в «Сауди Газетт» 18 декабря с.г. упала к настоящему времени с 13 долл. за 1млн. британских термальных единиц в 2008 году до 4, 29 млн БТЕ в 2013.

В результате их зависимость от импорта нефти, которая вынуждала их активно влезать в ближневосточные дела, резко пошла на убыль. Согласно прогнозам Международного энергетического агентства, к 2020 году США станут лидером по нефтедобыче в мире, обогнав и Саудовскую Аравию, и Россию. Приблизительно в эти же сроки ( 2018-2022 гг.) Штаты выйдут на энергонезависимость, а к 2030 (по пессимистическому прогнозу – к 2035 году) – превратятся в нетто-экспортеров энергоносителей. Уже сейчас поставки углеводородов из стран Персидского залива в США не превышают 10% от общего производства нефти в этом регионе, заявляет Дэниел Йергин (Daniel Yergin), возглавляющий Cambridge Energy Research Associate. Иначе говоря, Вашингтон стратегически уже не так зависит от региона, как в предыдущие десятилетия, и может в принципе свести эту зависимость к нулю уже в ближайшие годы. В любом случае, эта зависимость отныне уже не является определяющей для США и их поле политического маневра соответственно возрастает, что мы уже увидели в этом году на примере их попыток выйти на новую конфигурацию отношений с Ираном.

Другое дело Саудовская Аравия. Ее поле маневра как раз сужается. Доходы Эр-Рияда на 90% зависят от нефти и от цены на нее. Основными потребителями саудовских углеводородов сейчас является не США (они потребляют 12% производимой в КСА нефти), а Китай (более 40 млн. тонн в год из около 250 млн. тонн производимых КСА), Индия и страны Юго-Восточной Азии. Причем этот быстро развивающийся регион активно наращивает закупки нефти в странах Персидского залива.

Несмотря на энергичные попытки развивать несырьевой сектор (нефтехимия, производство алюминия, титана и других металлов), в ближайшие десятилетия КСА, уверены специалисты, не смогут сколь либо значимо избавиться от нефтяной зависимости. Причем все индикаторы показывают, что положение страны в энергетической сфере будет только ухудшаться, а ее возможность влиять на политику ведущих стран Запада – сокращаться. Это вызвано объективными факторами.

Дело в том, что население КСА за последние 30 лет выросло в четыре раза – с 5 до 20 млн. чел. (согласно переписи 2010 года), а вместе с иностранными рабочими – до 28, а по неофициальным оценкам – до 35 миллионов человек (если считать нелегальных мигрантов, с которыми сейчас саудовскими властями развязана война не на жизнь, а на смерть). Соответственно, выросло потребление нефтепродуктов внутри страны. Оно сейчас составляет 28% от общего объема добычи нефти, который практически не изменился. Если не будут предприняты решительные меры, то к 2030 году практически вся нефть будет потребляться внутри страны. Это означает смерть для КСА, поскольку иных значимых источников дохода, кроме нефти, у страны нет. И вряд ли появятся с учетом полного сворачивания к 2016 году большинства сельскохозяйственных проектов (зерно, птицеводство), производивших товары на экспорт, из-за истощения источников воды.

Как же решать эти острые проблемы? Пути для этого есть. И экономические, и политические.

Очевидно, понадобятся болезненные внутренние реформы в экономике. Как указывают западные эксперты, совершенно необходимо постепенно отказываться от дотирования цен на бензин и электроэнергию, которые не менялись последние тридцать лет. Стоимость литра бензина в КСА составляет 15 центов – и это важный фактор политической стабильности. Но эта запредельная дешевизна поощряет расточительность населения, которое привыкло к огромным внедорожникам и работающим 24 часа в сутки кондиционерам. Ясно, что дальше так жить уже не получится и в один прекрасный день от этой экономической модели придется отказаться.

В энергетике придется переходить к использованию атомной энергии и как можно скорее принимать решение о строительстве комплекса атомных станций. КСА уже два года как говорят о необходимости строительства 16 атомных блоков, но воз и ныне там. Специалистов как не было, так и нет, контракты с иностранными компаниями не подписаны, хотя в продвинутой стадии находятся переговоры с японско-французским консорциумом. Но ведь известно, что цикл строительства АЭС занимает от 6 до 12 лет, а это значит, что времени на реализацию проектов остается очень мало.

Шумно разрекламированные проекты в сфере солнечной энергетики пока только разворачиваются и не ясно, будут ли они играть значимую роль в производстве электроэнергии с учетом технологических проблем, связанных с приспособлением солнечных панелей для тяжелых климатических условий Саудовской Аравии – песчаные бури, резкие перепады температур и т.п. Вряд ли солнечные станции смогут значимо заменить нефть в экономике страны.

Перспективным делом является газификация страны. Запасы газа, в том числе на газоконденсатных месторождениях, в КСА огромны. Но реализация такого масштабного проекта потребует больших инвестиций и опять-таки времени, которое неумолимо истекает.

Что касается внешнеполитических изменений, которые могли бы помочь КСА справиться со сложными экономическими проблемами, которые надвигаются на страну, то голос разума говорит, что Эр-Рияду пойдет на пользу, во-первых, отказ от затратной внешней политики последних лет, амбициозных проектов поддержки арабских «революций» на основе экспорта доморощенной идеологии, на чем уже погорело руководства Катара, уход от изнурительной и дорогостоящей конфронтации с Ираном (чего стоит многомиллиардная поддержка оппозиции в Сирии), поиск компромиссных договоренностей с Тегераном по проблемам безопасности Персидского Залива, а не сколачивание военно-политических блоков с сомнительными целями (именно в его рамках планирует создать единую региональную ПРО под американские системы), которые к тому же не находят поддержки у соседей.

Такие договоренности при участии великих держав могут привести к созданию в зоне Залива – в случае успешного решения проблемы иранской ядерной программы и урегулирования кризиса в Сирии – системы коллективной безопасности наподобие той, что существует и неплохо действует вот уже почти 40 лет в Европе. В случае такого геополитического выбора (понятно, что он должен быть поддержан и Ираном), КСА может получить поддержку ведущих стран мира, заинтересованных в обеспечении стабильности в этой весьма чувствительной зоне.

Источник новости


Вернуться назад