ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Решающий «аргумент» на западе Евразии

Решающий «аргумент» на западе Евразии


24-12-2013, 11:32. Разместил: Moroz50

Игорь Шорников

 

фото

 

Экономика и политика, как правило, явления взаимозависимые. Логично, когда внешнеполитический курс государства определяется вопросами экономической целесообразности. Но политика не должна противоречить таким факторам как культура общества, его история, менталитет. Иначе, даже в случае экономического роста, неизбежна политическая нестабильность. В наше время интеграция является необходимым условием развития любого, даже самого сильного государства. Только с помощью консолидации производственных, сырьевых, интеллектуальных, торговых возможностей группы стран могут обеспечить свой экономический рост, политическую стабильность и безопасность.

Постсоветские государства на западе СНГ оказались в ситуации, когда необходимо выбирать, к какому интеграционному проекту присоединиться – европейскому или евразийскому. Программа «Восточного партнерства» предлагает возможность стать частью экономической системы Европейского союза. Пусть в качестве сырьевой базы, источника дешевой рабочей силы, рынка сбыта и места размещения «грязных» производств. Но часть общества ослеплена ложной перспективой приобщиться к европейской культуре и высокими стандартами жизни Запада. Здоровой альтернативой является Таможенный союз. Он предлагает равноправную кооперацию, дешевые природные ресурсы, емкий рынок. Однако общая история и, по сути, единая культура постсоветских государств оказались препятствием для национальных элит. Они дорожат своей монополией на власть, боятся восстановления СССР, «диктата» со стороны Москвы, а потому с заинтересованностью смотрят на Запад. В результате возник феномен: для таких государств как Украина и Молдова экономическая целесообразность и культурно-историческая общность не становятся стимулом к интеграции с Россией. Вместе с тем, экономические и политические издержки интеграции с ЕС столь весомы, что несут действующим элитам реальный риск утраты власти.

Интеграционные процессы на востоке набирают силу, Европейский союз активно ищет новые ресурсы для поддержания экономики – в силу этих причин Молдове и Украине больше не удастся сохранять статус-кво, им придется делать выбор.

Свой выбор сделали государства Прибалтики и Беларусь. Кто-то прозябает в тени более развитых партнеров, а кто-то процветает за счет большого рынка и дешевых ресурсов. Молдова, похоже, «уходит» на запад. Гражданское общество этой страны оказалось расколотым и не смогло удержать элиту от самоубийственного для народа выбора. После вильнюсского саммита «Восточного партнерства», в ходе которого Молдова парафировала Соглашение об ассоциации с ЕС, шансы этой страны стать частью Евросоюза посредством объединения с Румынией и утраты независимости резко возросли. Продолжается борьба за Украину, у которой также нет возможностей стать полноправным членом ЕС. Однако ситуация в стране столь непредсказуема, что любой фактор может стать решающим при определении вектора ее дальнейшего развития.

На фоне «успехов» Вильнюса и страстей «евромайдана» забытым оказалось Приднестровье – небольшое непризнанное государство, зажатое между Молдовой и Украиной. Между тем именно Приднестровье может стать тем последним евразийским «аргументом», который спасет Молдову от аннигиляции в рамках Румынии и поможет Украине сделать выбор в пользу суверенитета и развития в естественной для нее социо-культурной и экономической среде – вместе с Россией.

***

Приднестровье в выборе своих внешнеполитических предпочтений не колебалось никогда. В республике гарантию безопасности и стабильности всегда видели в России. Естественно, что с началом процессов евразийской интеграции Тирасполь пожелал стать их участником. Уже больше года евразийство официально является внешнеполитической доктриной Приднестровской Молдавской Республики. Присоединение к Таможенному союзу в Тирасполе рассматривают как способ спасения собственной экономики в условиях, когда экономики Молдовы и Украины окажутся в распоряжении чиновников из Брюсселя.

Подать заявку на вступление в Таможенный союз Приднестровье, в силу своей непризнанности, не может. Но в Тирасполе считают, что нет ничего невозможного и предлагают не обуславливать участие приднестровских предприятий в евразийской торговой и производственной кооперации формальными моментами (признание независимости ПМР, официальное членство в ТС). В приднестровском МИДе говорят, что современная мировая практика позволяет находить возможности для организации полноценного торгово-экономического и социо-гуманитарного сотрудничества на трансрегиональном уровне, то есть, невзирая на политические границы. Но для этого необходимо желание обоих партнеров, а не одного из них.

Со своей стороны МИД ПМР предложил концепцию «Евразийского региона «Приднестровье». Этот проект предполагает разработку и внедрение механизмов экономической и гуманитарной интеграции Приднестровья и отдельных региональных субъектов государств евразийского пространства в рамках некоммерческой организации. Евразийский регион не является повторением модели еврорегиона. Данное евразийское образование должно основываться на принципах культурно-языкового и исторического единства с Россией, а также производственной кооперации и технологической общности входящих в него субъектов. Одна из целей такого объединения - найти эффективную схему преодоления искусственных барьеров, созданных между Приднестровьем и странами Таможенного союза.

Особенность приднестровской ситуации в том, что и элита, и общество выступают за самую тесную интеграцию с Россией, не исключая даже превращения республики в регион Российской Федерации. Но в экономике ситуация неоднозначная. Сейчас Приднестровье сильно зависит от возможностей экспорта продукции своих предприятий в Молдову и государства ЕС - больше 65% приднестровского экспорта идет в западном направлении. В самом этом факте ничего плохого нет. Плохо, что экономическую привязанность Приднестровья используют для оказания политического давления на него. Причем, жестко требуя политических уступок, республике не обещают экономических послаблений. Напротив, после подписания Молдовой Соглашения о вступлении в Зону свободной торговли с ЕС (DCFTA) Приднестровье должно будет лишиться большей части своего производства как несоответствующего европейским стандартам. В среднесрочной перспективе это означает ликвидацию государственности ПМР.

Единственная возможность для Приднестровья сохранить свою государственность и выжить экономически – найти способы для переориентации своих товарных потоков с рынков Евросоюза и Молдовы на рынки государств Таможенного союза. Это было бы возможным в случае наделения Приднестровья реальной свободой внешнеэкономической деятельности. Формально таким правом ПМР обладает в соответствии с Меморандумом «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем», подписанном в мае 1997 года президентами Молдовы, Приднестровья, России и Украины, а также Действующим Председателем ОБСЕ. По политическим мотивам документ не исполняется. Поэтому сейчас в Тирасполе поднимают вопрос об установлении специального режима торговли с Российской Федерацией, который обеспечит приднестровским экономическим агентам равные правила игры на рынке Таможенного союза с российскими, белорусскими и казахстанскими предприятиями.

Экспертное сообщество Приднестровья находится в процессе поиска таких механизмов. Еще весной 2013 г. в качестве одного из практических путей реализации проекта «Евразийского региона» и решения задачи по выходу приднестровской продукции на российский рынок была выдвинута идея создания в России совместного российско-приднестровского предприятия или некоммерческой организации в виде госкорпорации. Цель объединения – продвижение экономической интеграции на пространстве СНГ новыми методами. Это вполне отвечает законодательству Российской Федерации, в соответствии с которым целью государственной корпорации является не извлечение коммерческой прибыли, а содействие социо-гуманитарному развитию участников проекта.

По мнению экспертов, создание государственной корпорации, имеющей право на проведение конкурсов и аукционов по закупке товаров в режиме наибольшего благоприятствования, стало бы для приднестровских предприятий своеобразным «спасательным кругом» в условиях экономической блокады со стороны Молдовы и ЕС. Представители бизнес-сообщества Приднестровья настойчиво высказывают свою заинтересованность принять участие в российских программах государственных закупок. В настоящее время это затруднено действующей схемой проведения тендеров в Российской Федерации. Для приднестровских хозяйствующих субъектов постоянное и долгосрочное участие в государственных заказах, размещаемых министерствами и ведомствами Российской Федерации, могло бы стать шансом осуществить на практике переориентацию на российский рынок с минимальными потерями.

Следует отметить, что идея государственных корпораций не нова и давно апробирована в России, несмотря на отсутствие четкой законодательной базы, регламентирующей принципы их создания и функционирования. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственной корпорацией признается некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций. Таким образом, данная организационно-правовая форма позволяет одновременно работать над широким кругом проблем различной направленности. Применительно к Приднестровью это может помочь в решении ряда острых социальных вопросов путем создания новых рабочих мест, снижения уровня эмиграции и привлечения в Приднестровье соотечественников из других стран СНГ.

Каждая государственная корпорация создается на основе отдельного федерального закона. Это означает, что сотрудничество между Россией и ПМР при создании новой структуры не столкнется с затруднениями, связанными с соблюдением российского законодательства и выполнением международных обязательств Российской Федерацией.

Подобно другим формам некоммерческих организаций, государственные корпорации могут заниматься коммерческой деятельностью в той мере, в которой это соответствует достижению целей, ради которых они создаются. Считается, что преимущества государственных корпораций перед другими организационно-правовыми формами заключаются в том, что они позволяют реализовывать важные и затратные проекты с максимальным учетом при этом интересов как государства, так и общества. Применительно к приднестровской ситуации, государственная корпорация позволила бы реализовать программу ревитализации экономики и социальной сферы ПМР, несмотря на непризнанность республики и отсутствие общих границ с Российской Федерацией.

Деятельность государственных корпораций в России была подвергнута критике в связи с недостаточной определенностью их статуса и порядка предоставления отчетности. Тем не менее, этот опыт создания госкорпораций представляется удачным шагом в концентрации усилий государства на определенных стратегических направлениях, с целью создания условий для устойчивого развития. Этот положительный опыт может быть использован для сохранения российских позиций на Днестре.

Приднестровье нуждается в создании новых отраслей производства, диверсификации экспорта, налаживании выпуска высокотехнологичной наукоемкой продукции – это необходимое условие долгосрочного развития экономики, повышения конкурентоспособности на мировых рынках. Это требует подготовки квалифицированных кадров с одновременным развитием научной и производственной базы, укрепления связей академических кругов с реальным сектором экономики. В Приднестровье база для этого уже есть, в Тирасполе функционирует мощный научно-образовательный центр – Приднестровский госуниверситет им. Т.Г. Шевченко. Университет готовит, в том числе инженеров технических специальностей, востребованных сегодня в России, но не имеющих возможности получить работу в Приднестровье. Отсутствие внутренних резервов для инвестирования и развития не позволяет приднестровскому государству реализовать задачи модернизации экономики самостоятельно. Создание российской некоммерческой организации в виде госкорпорации или иной формы могло бы связать Приднестровье с ведущими российскими центрами инновационного развития, превратить его в площадку для апробации и внедрения передовых российских технологий.

Механизм госкорпорации в рамках концепции «Евразийского региона «Приднестровье», обладая широкой сферой применения в теории, недостаточно конкретен на ключевом практическом направлении – преодолении существующих препятствий в проникновении приднестровской продукции на российский рынок. Новым шагом по наполнению этой идеи практическим содержанием стало предложение об открытии торгового дома Приднестровья в России.

Существенным барьером для вхождения приднестровских товаров на российский рынок эксперты называют НДС, который уплачивается российскими импортерами. Торговый дом в виде акционерного общества с участием российского партнера и тех приднестровских предприятий, у которых нет собственных торговых домов в России, мог бы решить проблему. «Оптимально было бы создать такой центр в области-партнере Приднестровья, например, в Московской области, с которой заключить обновленное Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, и разместить этот торговый дом в свободной экономической зоне. В этом центре должен быть достаточно большой оборотный капитал для оплаты НДС. При экспорте в РФ товаров на 500 млн. дол. объем НДС составит 100 млн. дол. Приднестровским предприятиям такую сумму не собрать, но это мог бы быть долевой вклад российского партнера, или средства российской технической помощи на развитие экономики» - пишет издание Торгово-промышленной палаты ПМР журнал «Партнер». По мнению приднестровских экспертов, наибольший интерес к такому проекту возникнет, прежде всего, у средних предприятий и тех экономических агентов, которые сейчас экспортируют свою продукцию в ЕС и в Молдову.

Более чем востребован может быть в России сельскохозяйственный потенциал Приднестровья. Сегодня экспорт свежих овощей и фруктов в Россию невозможен из-за ряда технических барьеров. В Приднестровье необходимо провести модернизацию ветеринарных и фитосанитарных испытательных центров, а также решить вопрос с Минсельхозом РФ и Госпотребнадзором РФ о специальном режиме поставки сельхозпродукции в Россию. Необходимо согласовать перечень предприятий и продукции, признать приднестровские фитосанитарные и ветеринарные сертификаты, выработать порядок инспекции Госпотребнадзором РФ производителей сельскохозяйственной продукции в ПМР.

Итак, организация торгового дома предоставляет возможность снятия барьера на пути приднестровской продукции в виде НДС, помимо этого он мог бы осуществлять рекламу продукции приднестровских производителей на территории Российской Федерации, представлять интересы приднестровских компаний, оказывать содействие в поиске новых бизнес-партнеров, заниматься привлечением российских инвестиций. Для малых предприятий (в том числе в аграрном секторе), не имеющих собственных каналов внешней торговли, торговый дом мог бы стать эффективным инструментом продвижения их продукции на российский рынок, осуществляя торгово-посредническую деятельность по перепродаже готовых товаров и сырья.

Следует отметить, что подобные структуры, оказывающие посреднические услуги, не являются чем-то уникальным, существуя во многих государствах мира и являющихся эффективным инструментом продвижения отечественных товаров на внешних рынках. Характерным примером могут служить японские торговые дома, т.н. «всеобъемлющие торговые фирмы», основой деятельности которых является оптовая торговля. Такие торговые дома как осуществляют поставки сырья частным фирмам и отдельным предприятиям, так и занимаются продвижением готовой продукции на внешних рынках. Последней услугой активно пользуются малые и средние компании, не имеющие собственных возможностей для выхода на международный рынок.

Таким образом, наполнение идеи «Евразийского региона «Приднестровье» посредством создания российской госкорпорации или иной структуры, предусматривающей возможность организации торгового дома, наряду со снятием ряда ограничений технического характера могло бы стать механизмом открытия российского рынка приднестровским производителям. Это позволило бы не только загрузить мощности предприятий республики, создать новые рабочие места и переориентировать приднестровский экспорт на российский рынок, но и дало бы мощный импульс развитию малого и среднего предпринимательства, выходу на внешний рынок новых фирм. В настоящее время малые и средние предприятия лишены такой возможности в силу отсутствия ресурсов для рекламы своей продукции и её продвижения на российском рынке.

«Евразийский регион «Приднестровье», в какой бы форме он не был реализован, может стать гибким инструментом реализации программы поддержки российских соотечественников, проживающих в Приднестровье. Проект позволит решить стратегическую задачу социально-экономического развития ПМР в долгосрочной перспективе, закрепив тем самым российское присутствие в экономической сфере.

Более того, «Евразийский регион» может стать моделью для продвижения российской «мягкой силы» в других регионах СНГ, способствуя интеграции евразийского пространства экономическими средствами. В случае реализации этого проекта Приднестровье становится наглядным примером успешности евразийской модели развития. По силе психологического воздействия контраст между процветающим пророссийским Приднестровьем и разоренной румынизированной Молдовой или самостийной Украиной может оказаться более чем убедительным. Должное информационное сопровождение этого эксперимента позволит создать тот самый решающий «аргумент», который предопределит будущее этой части евразийского пространства.

Приднестровье готово стать площадкой для распространения российской «мягкой силы», слово за Москвой.


Вернуться назад