ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Глобальная стратегия «Росатома». Часть 2. Турция

Глобальная стратегия «Росатома». Часть 2. Турция


30-11-2013, 18:59. Разместил: Moroz50

 

Для понимания сценария развития ситуации с проектами «Росатома» в странах «Внутреннего полумесяца» Евразии — рассмотрим какую-нибудь модельную страну. Для примера возьмём, пожалуй, Турцию — с одной стороны, именно там планы «Росатома» уже более всего воплотились в нечто реальное. С другой стороны, многим читателям «Однако» будет гораздо проще вспомнить реалии своего отдыха на турецком побережье, нежели понять, что же там происходит далёкой Индии.

Рост с опорой на импортное топливо

Итак, Турция. Страна, имеющая население в 74 миллиона человек в 2012 году по оценке ООН и 75,6 миллионов человек по оценке Института статистики Турции, к 2038 году, согласно прогнозу ООН, будет обладать населением от 83 до 100 миллионов человек, со средним прогнозом в 90 миллионов человек. Для справки: запланированная к постройке на южном побережье Турции АЭС «Аккую», возводимая «Росатомом» для Турецкой Республики, должна войти в строй в 2020 году, а вывод её из эксплуатации запланирован на 2083 год, через 70 лет после нашего коллективного «сегодня».

В этом «сегодня» Турция уже имеет массу проблем в сфере электроэнергетики, которые будут только усугубляться в будущем. Если сравнить демографический рост с ростом потребности в электроэнергии в стране, то мы увидим корень этих проблем: при демографическом росте Турции около 1,3% в год — рост потребности в электроэнергии в стране рос уже на 7–8% в год (согласно данным Всемирного Банка). Этот процесс уже привёл к тому, что между 2001 и 2010 годами потребление электроэнергии в стране увеличилось на 70% и продолжает свой рост и сегодня.

Несмотря на то, что население Турции на 75–76% уже представляет собой городских жителей, стандарты энергопотребления в стране, даже с учётом такого взрывного роста, пока далеки от европейских: 2011 год страна закончила с подушевым потреблением электроэнергии всего в 2 709 кВт-часов в год, что соответствует таким странам, как Туркменистан, Иран или Ливан, но никак не уровню Швеции, Чехии или Дании. В целом же, чтобы дотянуть подушевое потребление электроэнергии в Турции хотя бы до уровня таких стран, как Сербия, Болгария или соседняя с ней Греция (около 4500–5200 кВт-часов в год), Турции предстоит ещё как минимум удвоить производство собственной электроэнергии в расчёте на душу населения.

Дополнительной сложностью такой задачи для Турции является то, что у страны нет каких-либо значительных источников минерального топлива на собственной территории: страна уже сегодня импортирует около 90% потребляемого каменного угля, 94% потребляемой нефти и почти 100% потребляемого внутри страны природного газа. Несмотря на этот печальный факт, вплоть до последнего времени около 50% электроэнергии в странепроизводится именно из импортируемого природного газа и ещё около 25% за счёт местного и импортируемого угля.

Баланс производства электроэнергии в стране закрывается за счёт ГЭС, в основном расположенных на востоке страны. Доля возобновляемых источников в стране пока невелика и составляет всего около 1,9%. Исходя из европейской практики по установке и интеграции солнечной и ветровой энергии в единые сети, Турция пока не планирует иметь в этом секторе больше 30% производства электроэнергии даже в перспективе 10–15 лет от текущей даты.

Кроме того, надо учитывать, что никто в Турции не испытывает иллюзий по поводу «дешевизны» возобновляемой энергии: даже в рамках специальных законов, которые приняты в Турции, оптовые цены на электроэнергию из возобновляемых источников установлены в стране на весьма высоком уровне:

Так, стоимость кВт-часа для солнечной энергии установлена, в зависимости от типа установки, в пределах от 18 до 25 евроцентов за киловатт-час. Если учесть, что в настоящий момент розничная цена на электроэнергию в Турции составляет 11,5 евроцента для населения и 7,6 цента за кВт-час для промышленности, то это приводит нас к простой идее: Турции жизненно важна дешёвая электроэнергия.

В противном случае — окупить субсидируемую по факту принятия такого закона «зелёную» энергетику будет просто некому: в Турции просто нет местных ресурсов минерального топлива, за счёт которого можно окупить «банкет» на непостоянной и дорогой энергии солнца и ветра. Да и иллюминировать дискотеки в солнечной Анталии при таком подходе будет просто нечем: солнце зашло — и баста.

Кроме того, надо учитывать, что даже в консервативном прогнозе рост потребления электроэнергии в Турции составит в ближайшие годы как минимум 4% в год, что грозит за десятилетие поднять потребление в стране ещё на 50%. Тогда, в общем-то, Турция сможет, наконец, пройти половину пути к уровням благополучия своей давней соперницы и соседки — солнечной Греции. Безусловно, турецкое правительство чётко осознаёт угрозу «энергетической нищеты», которая грозит стране, если на фоне таких начальных раскладов сейчас будет выбран неправильный путь в будущее. Поэтому на фоне получения почти 1 миллиарда долларов от Всемирного Банка на различные программы по «зелёной» энергетике Турция одновременно ищет и варианты скомпенсировать общую «корзину» производства электроэнергии в стране за счёт источников с низкой себестоимостью.

ГЭС: возможности и проблемы

Повторимся: особой надежды ни на уголь, ни на природный газ, ни тем более на нефть у страны на этом пути нет. Безусловно, у страны до сих пор есть значительный свободныйпотенциал энергии ГЭС, который оценивается как 140 ТВт-часов в год при производстве электроэнергии в стране в 217 ТВт-часов в год в 2011 году.

Однако на пути постройки новых турецких ГЭС встаёт уже совсем другая проблема: вода из турецких рек критически важна для стран, которые зависят от их стока — Ирака и Сирии. И расположен этот гидропотенциал в весьма проблемном и неспокойном Турецком Курдистане. Чтобы понять, какие здесь возникают проблемы, позволим себе достаточно обширную цитату:

«История правового урегулирования ситуации с межгосударственным водопользованием в бассейнах рек Тигр и Евфрат начинается ещё с Договора/Протокола 1946 года между Турцией и Ираком, согласно которому стороны обязались уведомлять друг друга о водных проектах. В 1980 году был создан Совместный технический комитет (СТК) по Тигру и Евфрату… СТК бездействовал до 1983 г., когда к нему присоединилась Сирия. На СТК возлагалась подготовка предложений для определения справедливых потребностей всех трёх стран бассейна на воду из Евфрата и Тигра».

После десятилетия напряжённых согласований стороны договорились в 1990 году о взаимных квотах воды, поступающей из Турции, расположенной в верхней части бассейнов названных рек, на территории Сирии и Ирака. Однако ещё до согласования и нормирования стока трансграничных рек Турция приняла грандиозный Проект Юго-Восточной Анатолии (ЮВА), который тогда оценивался в 32 миллиарда долларов США.

«Проектом предусмотрено строительство 22 плотин, 19 крупных ГЭС … и увеличение площади орошаемых земель в Турции на 1,7 млн гектаров… Производство электроэнергии должно было достигнуть 27 млрд кВт-часов в год, что составляет более половины всей производимой (тогда — А.О.) в Турции электроэнергии. Дешёвая электроэнергия, производимая в Курдистане в рамках Проекта ЮВА, стимулировала в 1990-х годах экономический бум и резкий рост промышленного производства в Турции».

Но, одновременно, это и вызвало массу проблем в соседних с Турцией Ираке и Сирии.

«По оценкам экспертов, реализация Проекта ЮВА уменьшит речной сток в Сирию на 50%, что уже подтверждается. Так, с начала осуществления Проекта ежегодный сток Евфрата на турецко-сирийской границе уже уменьшился с 30 км3 до менее чем 16 км3 в год. Начиная же с середины 1970-х годов уменьшение стока Евфрата в Сирию, вызванное наполнением водных бассейнов и т.д., составило 150 км3, или объём, равный пятилетнему стоку Евфрата. Так как единственными источниками воды в Сирийской пустыне являются реки, стекающие с гор Курдистана, Сирия сильно зависит от турецких проектов, реализуемых в Курдистане. В частности, Евфрат обеспечивает сток 80% совокупных водных ресурсов сирийских рек. В то же время, планы Сирии по строительству собственных новых плотин (из-за уменьшения стока Евфрата), одна из которых должна была повернуть русло реки Тигр, угрожают иракским ГЭС.

В начале 1990 года отношения между Турцией и Сирией были накалены до предела, так как в январе 1990 года турецкие гидротехники для заполнения водохранилища плотины Ататюрка на месяц остановили сток Евфрата в Сирию, и русло реки от южных границ Турции до искусственного озера Эль-Асад в районе г. Алеппо высохло. Хотя Турция и утверждала, что приняла все необходимые меры для минимизации ущерба Сирии и Ираку, вызванного «технической необходимостью» строительства плотины, в арабском мире эти действия Турции однозначно оценивались как преднамеренное лишение арабских стран вод Евфрата.

Летом 2007 года в Дамаске состоялось заседание СТК по Тигру и Евфрату, во время которого сирийская и иракская стороны выразили обеспокоенность возобновлением строительства ещё одной из мегаплотин Проекта ЮВА — Ылысу (в другой транскрипции — Илису — А.О.). В частности, иракская сторона заявила, что сооружение плотины Ылысу уменьшит сток реки Тигр в Ирак, и настаивала, чтобы после строительства плотины объём речного стока Тигра на иракской границе не был менее 200 м3/сек, однако турецкая сторона отвергла эти доводы как неприемлемые.

Проект строительства плотины Ылысу, расположенной в 65 км от границы Турции с Сирией и Ираком, является одним из самых спорных в межгосударственных отношениях в бассейне реки Тигр. Проект Ылысу является одним из крупнейших в рамках Проекта ЮВА. Дамба Илису стоимостью в 2 миллиарда долларов США станет крупнейшей на реке Тигр (длина 1820 м, высота 135 м, площадь водохранилища 313 км2, максимальный объём — 10,4 км3). До начала сооружения этой плотины противоречия между Турцией, Сирией и Ираком концентрировались главным образом на водных ресурсах Евфрата, но теперь они характерны и для бассейна реки Тигр».

Пуск Илису запланирован на 2014 год. В общем-то, исходя из прошлого опыта и из практики постройки ГЭС в рамках Проекта ЮВА в прошлом, можно сказать точно: сток Тигра в сторону Ирака в 2014 году уменьшится столь же резко, как и сток Евфрата в сторону Сирии в 1990-м. А это значит, что Турция в вопросе постройки ГЭС и получения от них дешёвой электроэнергии бежит по очень тонкому льду.

Да и зависеть в столь большой степени от неспокойного и неуправляемого Турецкого Курдистана всей остальной Турции совсем не с руки. А значит — вдобавок к дорогим ветрякам и солнечным панелям, в дополнение к ГЭС в Курдистане и в дополнение к импортируемым нефти, газу и углю — Турции надо иметь хотя бы одного козырного туза в той колоде «мелких шестёрок», которые ей сдали история с географией.

Турции жизненно необходима АЭС, даже если это будет русская АЭС. Всё-таки Турция уже не Оттоманская Империя, Ирак и Сирия теперь — независимые государства, последняя русско-турецкая война отгремела почти 100 лет тому назад, а на дворе уже XXI, а не XIX век.

Но — «Большая Игра» всегда с нами. В Средней Азии, на Ближнем и на Дальнем Востоке. Ну а «Росатом» теперь — передовой отряд России в этой игре.

Окончание следует.


Вернуться назад