ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Что кроется за сближением Ирана и США
Что кроется за сближением Ирана и США30-11-2013, 10:50. Разместил: Moroz50 |
На переговорах в Женеве Ирану и «шестерке» удалось прийти к соглашению, которого мировое сообщество ожидало в течение 10 лет. Фундаментом договоренностей стали предложения, которые ещё два года назад были выдвинуты В. Путиным и которые с приходом к руководству в Иране президента Роухани получили новое развитие, будучи принятыми Соединёнными Штатами и европейскими участниками диалога. Значение достигнутого консенсуса сложно переоценить, соглашение по праву отнесено в разряд исторических, а готовность сторон к компромиссу названа «сделкой века», позволившей сделать важный шаг к безопасному миру, прежде всего, на Ближнем Востоке. Многое будет зависеть оттого, как Иран станет сотрудничать в рамках промежуточного соглашения. Еще весной этого года мало что указывало на возможность договориться с Ираном, а вероятность совместной работы американских и иранских дипломатов над черновым проектом соглашения этого документа могла вызывать только скепсис. Однако в июне сего года в Иране произошла смена президентов, и получившее благословение аятоллы Хаменеи новое руководство сразу же взяло курс на нормализацию отношений с Америкой. Россия иранские устремления поддержала, европейские участники «шестерки» отнеслись к перспективе американо-иранского сближения с некоторой ревностью, опасаясь за свои интересы в экономике Ирана, региональные противники Тегерана усмотрели в новом курсе президента Роухани прямую угрозу своей безопасности. Не только Саудовская Аравия, но и Израиль выступили с резкой критикой политики американского президента, не оттолкнувшего Иран и начавшего с иранцами диалог. Многое стало зависеть от политической воли Барака Обамы, встретившего серьезное сопротивление в конгрессе США. Придёт ли Обама к согласию с конгрессом? Барак Обама достигнутое соглашение поддержал одним из первых. В своей речи, с которой он выступил в Белом доме 23 ноября, Обама заявил: «Эта договоренность — только первый шаг, который очень важен для заключения всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной программе». Нет сомнений, что Вашингтон на этот раз был нацелен на прогресс. План США заключается в том, чтобы подойти к проблеме ядерных разработок Ирана в два этапа. На первом намечается заключить промежуточное соглашение сроком действия на шесть месяцев, которое, как отмечает помощник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс, «остановит прогресс в ядерной программе» Ирана и «откатит ее назад ключевым образом». Шестимесячная пауза по замыслу американцев должна позволить подготовить принятие «всеобъемлющего долгосрочного решения, которое полностью снимет обеспокоенности мирового сообщества». До достижения этого соглашения приостановку действия санкций против Ирана предполагается сделать «ограниченной, временной и обратимой». Санкции по-прежнему остаются основным аргументом Белого дома. С точки зрения американской администрации иранское руководство настроено на заключение ядерной сделки исключительно благодаря беспрецедентному экономическому давлению на Иран. Исходя из этого, администрация Обамы пытается убедить сенаторов не торопиться с принятием очередных санкций против Ирана и заверяет конгрессменов, что обещанное Тегерану размораживание активов даст иранской экономике не более 10 млрд. долларов. В сравнении с потерями Ирана от санкций это более чем скромная компенсация, хотя есть предположения о том, что администрация Обамы ослабляет некоторые санкции без решения конгресса, подыгрывая таким образом новому руководству ИРИ в расчете на его уступчивость. Стремление обойти сенаторов понятно: большинство в конгрессе принадлежит тем, кто выступает за ускорение процесса принятия новых санкций. Их логика проста: жесткие санкции вынудили иранское правительство пойти на серьезные переговоры по ядерной программе, поэтому дополнительное давление на Иран только усилит американские позиции в этом диалоге. Полезного для США смысла в промежуточном соглашении с Ираном они не видят и требуют жестких мер в отношении Тегерана. Позиция законодателей США совпадает с подходом израильских властей, которые настаивают на бессмысленности нынешних переговоров США с ИРИ. Пока же обе палаты конгресса согласились отложить введение новых санкций, а борьбу за общественное мнение в США по иранской проблеме еврейское лобби проиграло. Опрос, проведенный в Соединённых Штатах по вопросу о соглашении с Ираном, показал, что 65% американцев согласны на ослабление санкций против Ирана в обмен на уступки Тегерана в вопросе о его ядерной программе. Ищет ли Израиль новых союзников на замену США? Много лет внешняя политика Израиля была односторонней и ориентированной лишь на США, несмотря на это, Израиль откровенно вставлял палки в колеса подготовки промежуточного соглашения с Ираном, пытаясь поставить диалог на грань срыва для последующего предъявления Тегерану ультиматума. Перспектива сближения США с Ираном фактически означает отказ Вашингтона от стремления добиться капитуляции Тегерана и в конечном счёте смены существующего в ИРИ режима. В этом главная причина израильского недовольства Америкой. В свете ухудшения отношений с Вашингтоном, по мнению израильского министра иностранных дел Авигдора Либермана, пришло время искать новых союзников, которые хотели бы сотрудничать с Тель-Авивом «на основе новых взглядов на ситуацию». Идет ли речь о попытке всеобщей переориентации израильской политики? Сейчас мало что указывает на реальность подобного сценария. Пока глава израильской дипломатии критикует Вашингтон за готовность к достижению компромисса между США и Ираном по иранской ядерной программе, министр обороны Израиля Моше Яалон встречается со своим американским коллегой Чаком Хэйгелом, где, несмотря на споры по иранскому вопросу, стороны подтвердили перспективы развития военного сотрудничества. Особые отношения между теми ведомствами двух стран, которые отвечают за обеспечение безопасности, израильским руководством под сомнение не ставятся, военный союз между Израилем и США в обозримом будущем вряд ли подвергнется принципиальному пересмотру. Хотя в условиях снижения авторитета Америки на Ближнем Востоке и нерешительности администрации Обамы недружественная риторика в отношениях двух стран может нарастать. Упреки раздаются из обеих столиц, но к радикальным шагам разногласия едва ли приведут, речь может идти лишь о тактически манёврах сторон.Так, к примеру, было накануне последнего раунда переговоров с Ираном в Женеве, когда премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, желая досадить Белому дому, предпринял заведомо неудачную попытку отговорить президента Путина от соглашения с Тегераном. Претендует ли Россия на роль США в регионе? Не только в Израиле, но и среди арабских союзников США крепнет убеждение, что Америка перестала быть надежным партнером на Ближнем Востоке. После неудач американских планов в Ираке и в Афганистане у стран региона возникли обоснованные сомнения в способности США обеспечивать на Ближнем Востоке предсказуемое развитие событий. Сейчас неясно, как дальше будет развиваться ситуация в Египте, что ожидает регион в связи с наметившимся восстановлением отношений Америки с Ираном, как поведет себя Саудовская Аравия, удовлетворится ли Турция отводимой ей второстепенной ролью и, главное, как не допустить окончательное превращение Сирии в «арабский Афганистан»… Практически по всем направлениям наблюдается ослабление влияния США, а для стран Ближнего Востока, неспособных самостоятельно защитить свои интересы, возникает вакуум союзнических отношений с крупными мировыми державами. В этих обстоятельствах лидерами ближневосточных стран начата переоценка своих отношений с Российской Федерацией, которая все чаще рассматривается в качестве альтернативы односторонней стратегической ориентации на Вашингтон. Россия может играть важную роль на Ближнем Востоке, переломным моментом в её возвращении в регион многие эксперты сочли недавний визит российских министров в Каир. Действительно, если Россия, которая уже уверенно присутствует в Сирии и имеет тесные отношения с Ираном, будет развивать сотрудничество с Египтом, вполне возможно, что это приведет к началу новой эпохи в отношениях Москвы и Ближнего Востока. Сейчас тенденции к этому стали просматриваться, к примеру, в Ираке, премьер-министр которого Нури аль-Малики совершил в прошлом году две поездки в Москву и ни одной в Вашингтон. Переговоры фокусировались на военно-техническом сотрудничестве, что всегда говорит о серьезности намерений договаривающихся сторон. Тем не менее утверждать, что Россия стремится таким путем вытеснить из региона США, нет весомых оснований. Скорее, можно говорить о желании Кремля быть для Белого дома равноправным партнером, мнение которого принимается во внимание при решении региональных проблем. Исходя из этого, Россия содействует нормализации ирано-американских отношений, в том числе и в разрешении иранской ядерной проблемы, так что ссылки на якобы секретные и неизвестные Кремлю предварительные переговоры американцев с иранцами являются не более чем выдумкой. Именно принципиальная позиция Москвы по разрешению ядерной проблемы Ирана, которая известна партнерам и не меняется уже в течение нескольких лет, взята на вооружение всеми участниками «шестерки», включая и США. Российский подход базируется на признании права Ирана на обогащение урана как части его неотъемлемых прав в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия при обязательной постановке иранской ядерной программы под всеобъемлющий международный контроль. Если такая договоренность будет достигнута, тогда Россия предлагает снять все санкции и в полном объеме. Напомним, что наличие санкций ООН является препятствием для вступления Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества, усиление влияния которой отвечает интересам мира и стабильности в Центральной Азии. Выход из международной изоляции Ирана увеличит влияние Тегерана на Ближнем Востоке, что для России, имеющей прочные партнерские отношения с Ираном, будет скорее выгодным. Россия выступает против санкций еще и потому, что экономическая и торговая блокада всегда были атрибутами подготовки к войне, а возможное закрытие иранского ядерного досье с помощью военной силы до сих пор в США и Израиле с повестки дня не снято. Иран заключил соглашение с “шестеркой” (Россией, США, Китаем, Францией, Великобританией и Германией) по результатам многочасовых переговоров в Женеве, согласившись заморозить ядерную программу в обмен на финансовую помощь и снятие санкций. Президент США Барак Обама уже назвал достигнутые договоренности “историческими”. Согласно договоренностям, МАГАТЭ расширит контроль над ядерной программой Тегерана, приостановит сооружение ядерного реактора в Араке, а также нейтрализует в ближайшие полгода все запасы урана с 20%-ным уровнем обогащения и в дальнейшем не будет обогащать уран свыше 5%. Кроме того, как заявили в Вашингтоне, власти Исламской республики откажутся от установки новых центрифуг для обогащения урана и остановят производство плутония, который, как и уран, может быть использован для создания ядерной бомбы. В обмен будут ослаблены санкции, введенные против Ирана, в частности, касающиеся поставок золота, нефтехимии и автомобилей. При этом Исламской республике выделят для реализации соглашения $4,2 миллиарда. Соглашение, как сообщает со ссылкой на источники в американском Белом доме Associated Press, стало возможно в результате тайных переговоров между Ираном и США. При этом о них не знали даже самые близкие союзники Соединенных штатов, в том числе, члены “шестерки”, а также Израиль. Президент США Барак Обама, комментируя договоренности, отметил, что Иран не сможет развивать ядерную программу под прикрытием переговоров. “Существенные ограничения помогут предотвратить создание Ираном ядерного оружия. Они лишают Иран наиболее вероятных путей к (ядерной) бомбе. И этот первый шаг даст в следующие шесть месяцев время для более тщательных переговоров, чтобы полностью проработать все вопросы иранской программы. И благодаря этому соглашению, Иран не может использовать переговоры для скрытого развития своей программы”, – сказал он, выступая с телеобращением. Обама подчеркнул, что США не планируют пока вводить новые санкции против Ирана, но предупредил, что прежние ограничения останутся в силе. “Если Иран не полностью выполнит свои обязательства за эти шесть месяцев, то мы обратим вспять смягчение санкций и увеличим давление”, – пояснил американский лидер. Вместе с тем Обама признал, что у Ирана есть право на мирный атом, и соответствующее соглашение будет готово в течение полугода. “Мы подходим к этим переговорам исходя из базового принципа: Иран, как всякая страна, должен иметь возможность доступа к мирной ядерной энергии”, – подчеркнул президент США, добавив, что Тегеран “должен принять жесткие ограничения своей ядерной программы, которая сделает невозможной разработку ядерного оружия”. Госсекретарь США Джон Керри, в свою очередь, заявил, что соглашение стало возможным благодаря санкциям. “Мы считаем, что именно санкции привели нас к этим переговорам и, точнее, к знаменательным переговорам, которые завершились соглашением. Я прошу не делать ошибки: не считайте, что это были санкции ради санкций. Целью санкций всегда были переговоры”, – сказал он. Сейчас у Ирана, по словам Керри, есть 200 кг урана, обогащенного до 20%, через полгода Исламская республика полностью от него избавится. При этом госсекретарь подчеркнул, что соглашение не дает права Тегерану обогащать в дальнейшем уран. В итоге переговоров по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы удалось приблизиться к развязке одного из самых сложных узлов мировой политики. Президент России Владимир Путин, комментируя договоренности, выразил уверенность, что они окажут “позитивное влияние на развитие международной ситуации, особенно в ближневосточном регионе”. “Россия всегда принципиально выступала за решение иранской ядерной проблемы переговорно-дипломатическим путём. И важно, что женевский план действий основывается именно на такого рода идеях и подходах. В частности, предложенные нами ранее принципы поэтапности и взаимности нашли полное отражение в согласованном документе, получили поддержку и международное признание”, – цитирует Путина пресс-служба Кремля. Женевские договоренности, по мнению российского лидера, стали “выигрышем для всех”. “Сделан прорывной, но лишь первый шаг на долгом и непростом пути. Мы совместно с партнерами готовы продолжить терпеливый поиск взаимоприемлемого, более широкого комплексного решения, обеспечивающего неотъемлемые права Ирана на развитие мирной ядерной программы под контролем МАГАТЭ и безопасность всех стран Ближнего Востока, включая Израиль”, – добавил Путин. Договоренности дают МАГАТЭ возможность существенно расширить контроль над иранской ядерной программой, заявил после переговоров министр иностранных дел России Сергей Лавров. “Иран согласился на целый ряд дополнительных мер, помимо тех, которые сейчас применяет агентство, – сказал он журналистам. – Теперь будет очень сложно избегать тех фактов, которые МАГАТЭ будет устанавливать. У нас есть уверенность, что Иран будет добросовестно сотрудничать с агентством”. Кроме того, как отметил Лавров, итоги переговоров помогут созыву конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия. “Так что вся совокупность факторов – в плюс, никто не проиграл, все оказываются в выигрыше”, – подытожил министр, добавив, что Иран и “шестерка” продолжат переговоры по ядерной программе. Глава МИД РФ также подтвердил, что посредники признают право Ирана на мирный атом. “Договоренность эта означает — признать право Ирана на мирный атом, включая право на обогащение, при понимании, что все вопросы, которые к иранской ядерной программе сохраняются, будут закрыты, и сама эта программа будет поставлена под строжайший контроль МАГАТЭ. Это конечная цель, но она уже зафиксирована в сегодняшнем документе”, – пояснил он. Заключение соглашения, по словам Лаврова, стало возможным после прихода к власти президента Ирана Хасана Роухани. “С приходом наконец-то в Иране нового президента мы ощутили, что заявления о желании эту проблему решить имеют под собой серьезные основания. Это проявилось в переговорных позициях наших иранских коллег”, – отметил глава МИД РФ. В ближайшие полгода США и ЕС ослабят санкции против Ирана для укрепления доверия между сторонами переговоров, сообщил также Лавров. “В течение этих шести месяцев будет не просто соблюдаться статус-кво, условлено, что этот период будет посвящен продолжению переговоров для того, чтобы достичь окончательных договоренностей о тех параметрах, которые будут требоваться Ирану для мирной ядерной деятельности, прежде всего, для производства топлива для атомных электростанций, для исследовательских реакторов, для реакторов, которые производят изотопы в медицинских и прочих гуманитарных целях”, – добавил министр. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи также приветствовал соглашение об урегулировании ядерной проблемы. “Это (соглашение) может стать основой для дальнейших осмысленных действий. Без сомнения, милость Божия и молитвы иранского народа стали фактором успеха”, – говорится в его письме президенту Хасану Роухани. Достижение договоренностей между “шестеркой” и Ираном приветствовал генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Он выразил надежду на то, что соглашение станет “началом исторического соглашения для народов и стран Ближнего Востока и за его пределами”, а также призвал всех участников диалога “сделать все возможное для развития этого воодушевляющего начала, устанавливая взаимное доверие и продолжая переговоры для расширения рамок начальных договоренностей”. Глава МИД Германии Гидо Вестервелле назвал соглашение поворотным моментом в разрешении проблемы ядерной проблемы Ирана. “Мы сделали решающий шаг в направлении нашей цели — предотвратить атомное вооружение Ирана”, — сказал он. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, напротив, раскритиковал женевские договоренности, назвав их “исторической ошибкой”. “Соглашение, достигнутое в Женеве, — это не историческая сделка, а скорее историческая ошибка. Мир становится гораздо более страшным местом, поскольку самый опасный режим на планете предпринимает существенные шаги для того, чтобы получить самое опасное на планете оружие”, – заявил премьер, призвав “великие державы” не ослаблять давление на Иран, пока тот полностью не откажется от производства ядерного топлива и не демонтирует соответствующую инфраструктуру. Напомним, переговоры по “ядерному досье” ведутся между Ираном и Россией, США, Китаем, Францией, Великобританией и Германией с 2003 года. По мнению “Шестерки”, масштабы ядерной программы Ирана могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения. Ряд западных стран и Израиль также обвиняют Иран в том, что под прикрытием программы мирного атома в стране производится ядерное оружие. В отношении страны введены четыре санкции ООН, а также ряд резолюций, принятых в одностороннем порядке некоторыми странами и организациями. Санкции запрещают экспортировать в страну атомную, ракетную и весомую часть военной продукции. Кроме того, запрещены иностранные инвестиции в газовую, нефтяную и нефтехимическую промышленность, экспорт продукции тонкой нефтепереработки, а также любые контакты с банками и страховыми компаниями, финансовые транзакции и сотрудничество с морским флотом.
Вернуться назад |