ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Крах европейского мультикультурализма
Крах европейского мультикультурализма25-11-2013, 20:10. Разместил: Moroz50 |
|
От редакции "РН": Автор Елена Семеновна Косых — к.ист.н., доцент кафедры всеобщей истории Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой (Башкирия). Опубликовано в издании: Культура мира на современном этапе: материалы Республиканской научно-практической конференции (Уфа, 28 апреля 2011 г.).— Уфа: Вагант, 2011. *** Мультикультурализм — это характеристика современного общества, заключающаяся в том, что люди разной этничности, религии, расы должны научиться жить бок о бок друг с другом, не отказываясь от своего культурного своеобразия. Истоки европейской политики мультикультурализма восходят к середине XVII века, когда после Тридцатилетней войны католики и протестанты пошли на компромисс, и были приняты первые законы о религиозной толерантности. Современный мультикультурализм берет свое начало в послевоенные десятилетия, когда на волне отвращения к нацизму и колониализму в европейском общественном мнении возобладали подходы, которые должны были снять комплекс у европейцев в отношении "инородцев". В концептуальном плане они нашли свое выражение в доктрине мультикультурализма. Согласно ее установкам иммигранты имеют право и должны сохранять свою культуру и самобытность, что делает современные европейские нации похожими на "культурную мозаику". Как понятие "мультикультурализм" получил свое название в 1957 году для характеристики политики Швейцарии. В научно-политический обиход данный термин окончательно вошел в 1971 г., когда в Канаде правительство премьер-министра Пьера Э.Трюдо приняло Официальный акт о мультикультурализме. Помимо Канады, мультикультурализм является государственной политикой Австралии. В Старом Свете идеи мультикультурализма получили официальное признание после прихода к власти лейбористов в Великобритании в 1997 г. и правительства СДПГ/Зеленых в 1998 г. в ФРГ. Мультикультурализм возник как интеллектуальная реакция на концепцию "плавильного котла", господствовавшую в Америке в ХХ веке. В США иммигранты приезжали в огромную страну, где быстро растворялись и ассимилировались.
турки в Германии, алжирцы во Франции, марокканцы в Испании и пакистанцы в Великобритании. При этом мигранты цепко держатся за свои веру, обычаи, язык и уклад жизни. Они стали частью "глобализированного ислама", по выражению французского востоковеда О.Руа [1]. Особенно в крайних формах мультикультурализм сформировался в Нидерландах и Великобритании, где мигранты фактически были предоставлены самим себе. Власти охотно закрывали глаза на создание закрытых гетто, поскольку мультикультурализм позволял не интегрировать иностранцев в европейское общество, а просто изолировать их. При этом европейские государства выглядели достойно благодаря обилию прав, предоставляемых национальным меньшинствам. Результаты политики мультикультурализма оказались весьма неоднозначны. Сколько мигрантов мусульманского происхождения живет в настоящее время в странах ЕС, точно неизвестно. По приблизительным подсчетам, их численность может составлять 15–20 млн. чел., то есть 4–5 процентов общего населения. Прогнозируется, что к 2025 году их численность как минимум удвоится. Мигранты с Востока четко осознают свою национальную и религиозную идентичность и воспроизводят свой традиционный образ жизни в Европе, часто в более консервативной форме, чем в своих странах. Это приводит к правовому бесправию женщин и детей. Они ничем не защищены от власти мужа и отца, в то время как в своих странах их права могут обеспечить родственники. Фото: EPA (источник) Мигранты-мусульмане не стремятся интегрироваться в европейское культурное пространство, а их жены часто не знают и государственного языка страны проживания. Правда, в Германии турчанка Айгёль Озкан стала министром земельного правительства Нижняя Саксония (в апреле 2010 года), однако это единичный случай, который только подтверждает общее правило.
Появляется "азиатские" общежития или дискотеки для "цветных", вход в которые для "белых" практически заказан. Мигранты заведомо неконкурентоспособны на общем уровне страны. Это порождает у мусульманской молодежи чувство второсортности. Молодые люди, которые, по европейской логике, должны были бы полностью адаптироваться к западным демократическим и правовым ценностям, вместо этого хватаются за нож или надевают пояс шахида. По данным Центра Никсона, проводившего наблюдение за "моджахедами" в ЕС и США, выяснилось, что из четырехсот исследованных исламистов большинство составляют французские граждане, а число исламистов с британскими паспортами превысило граждан других проблемных стран — Судана, Йемена, ОАЭ, Ливана и Ливии вместе взятых. Четверть джихадистов являлись гражданами европейских стран, то есть имели право безвизового въезда в США. Все это заставило европейцев внимательнее взглянуть на проблему эмигрантов. Дискуссию открыла вышедшая в августе 2010 года книга бывшего члена правления Федерального банка Германии Тило Саррацина "Германия упраздняет себя" (Deutschland schafft sich ab). Она расколола немецкое общество. Левые и либералы заклеймили позором идею финансиста о том, что массовая иммиграция из мусульманских и слаборазвитых стран ведет к экономической деградации и общему оглуплению населения страны. Социал-демократическая партия Германии, в которой состоит банкир, на три месяца исключила его из своих рядов. Однако опрос института общественного мнения Emnid в сентябре 2010 г. показал, что 56% немцев поддерживают идеи Саррацина [2]. В апреле 2011 г. стали известны результаты социологического исследования, проведенного по заказу германского правительства среди мигрантов. Выяснилось, например, что каждый четвертый турок в Германии не знает немецкого, а каждый второй практически не общается с немцами. Почти 67% поляков и 60% греков, живущих в Германии, имеют законченное среднее образование. Среди итальянцев и иммигрантов из бывшей Югославии этот показатель составляет около 44-45%. Среди турок — лишь 41%. Количество турок, живущих на социальное пособие, составляет в их группе до 15%, тогда как среди греков таких лишь 7,5% [3].
В конце 2010 — начале 2011 гг. лидеры трех стран — Германии, Великобритании и Франции — высказались по поводу "провала" политики мультикультурализма. Ни один из трех лидеров не подверг сомнению саму необходимость мирного сожительства представителей разных культур в одном государстве. Все они использовали слово "провал", оценивая мультикультурализм исключительно как особую политическую стратегию, то есть говоря об ошибочном, неверно выбранном государственными деятелями принципе организации взаимодействия разных этнических, расовых и религиозных общин в единой стране. Они выступили против других сторон мульткулькурализма, рассматривая его сквозь призму государственной политики. В речи канцлера ФРГ Ангелы Меркель 18 ноября 2010 года содержалась критика вульгарного мультикультурализма, то есть такой политической практики, которая привела к раздельному и замкнутому существованию общин в составе одного государства. Именно эту замкнутость ("живут бок о бок, но не взаимодействуют") канцлер определила как "абсолютный крах" политики мультикультурализма. В этом же ключе высказался и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Он подчеркнул, что у новых британцев отсутствует единая гражданская, общая британская идентичность. Треть британских мусульман считает, что им ближе мусульмане из других стран, нежели их сограждане-англичане. Суть же гражданской интеграции состоит в том, что люди, принадлежащие к разным культурным сообществам, "освободившись от государственного гнета, обретут общую цель", например, в виде общей гражданской заботы о своей стране как едином доме. В феврале 2011 года, последним из лидеров стран ЕС, тему мультикультурализма затронул президент Франции Николя Саркози, сам являющийся живым воплощением мультикультурализма. Президент заявил, что если кто-то приезжает во Францию, то он должен влиться в единое сообщество.
начать постепенную интеграцию мусульман, полностью ограничив при этом приток мигрантов, или смириться с демографической и культурной мутацией прежней Европы [5]. Беспорядки в Лондоне: путь к краху европейского "мультикультурализма" (источник) Мультикультурность единой Европы возможна лишь в том случае, если сохранится все еще достаточно явное разделение европейского пространства культурными и политическими границами, которые в свою очередь диктуют также и сохранение европейских государств в качестве независимых экономических субъектов. Вернуться назад |