- Как Вы оцениваете нынешнее социально-экономическое положение в Армении? В состоянии ли армянская экономика выйти из долгового коллапса без поддержки со стороны?
- Вы знаете, со стороны можно говорить сколько угодно. Но посмотрим на официальную статистику самой Армении. С одной стороны, она сообщает, что социально-экономическое положение страны растет. С другой, по состоянию на 1 октября этого года, с января по сентябрь Армению покинуло на 10% людей больше, чем за тот же период прошлого года. Та же официальная статистика говорит, что 220 тысяч трудовых мигрантов в прошлом году перевели из России в Армению 1,45 миллиарда долларов. Это превышает весь армянский экспорт прошлого года на 150 миллионов долларов. Думаю, не надо объяснять, сколько здесь рисков для национальной безопасности Армении. Тем более что нынешнее геополитическое положение этой страны нельзя назвать безоблачным. И если власти Армении не исправят это положение, дальше будет еще хуже.
В современном мире надеяться надо только на себя и свои собственные силы. Поверьте, в истории есть немало примеров тому, как надо действовать. И здесь слишком многое зависит от того, готов ли народ терпеть какие-то лишения на пути к общему процветанию, и насколько убедительными будут те, кто его к нему поведет. Цивилизация разбаловала нас настолько, что многие мечтают о том, как купить импортную машину, и немногие – как неплохо было бы наладить собственный выпуск таких машин. Внешняя помощь, по сути, кормит только продажные элиты на местах – простой народ не получает ничего.
- Как Вы думаете, Армения привлекательна для Таможенного союза или же наоборот? А может, все же западная модель развития гораздо целесообразнее в обоих случаях?
- Никакой универсальной «западной модели развития» не существует. Каждая страна на Западе развивается по-своему. Поэтому ни Армении, ни странам Таможенного союза, коли о них зашла речь, не стоит слепо копировать западный опыт. Все эти страны имеют свою собственную тысячелетнюю историю развития. Зачем нужен западный опыт, если его внедрение в начале 1990-х ничего не принесло странам бывшего СССР кроме проблем? А ведь это – еще не самый худший пример. Посмотрите на Африку. Сейчас немногие помнят про франко-африканский саммит в Ла-Боле 1990 года. Между тем, именно на нем Запад поставил африканским странам условие - помощь в обмен на демократию. Что произошло в итоге? Конфликты между племенами, пиратство, в местных парламентах депутаты друг дружку скамьями бьют… В общем, как говорится: «Не все полезно, что в рот полезло». В идеале, конечно, стоит взять то лучшее, что есть у других, примерить его к нашим реалиям и менталитету – подойдет или нет, и только потом внедрять.
Что касается участия Армении в Таможенном союзе, то любая интеграция всегда лучше геополитического эгоизма. Только она должна быть продуманной и соответствующей ожиданиям простого народа. К Таможенному союзу в его нынешнем виде много претензий и со стороны самих «отцов-основателей». Да и не решено еще ничего, по сути. От слов любого президента (а Серж Саргсян – не исключение) до его действий, как показывает практика, – огромная дистанция.
- Есть ли перспективы у ЕврАзЭс и, соответственно, у потенциальных стран-участниц этого объединения?
- Любая структура в первую очередь должна быть эффективной, чтобы можно было говорить о каких-то там перспективах. Эффективность зависит от того, чего хотят добиться созданием какого-либо конкретного блока его основатели – главы государств. Принцип «объединение ради объединения» уже не работает. Евразийскому союзу осталось главное – придать этому объединению принципиально иной смысл. Думается, он должен лежать не в экономической плоскости, а в принципах безопасности дальнейшего существования республик бывшего СССР в своих национальных границах. Мы в своем постсоветском развитии почти вплотную подошли к ситуации средневековья, когда деньги имеют куда меньшее значение, чем сила.
- Могут ли межнациональные конфликты привести к дестабилизации обстановки в России? Считаете ли Вы миграционную политику в РФ не достаточно эффективной?
- Позиция президента России Владимира Путина по данному вопросу известна. Во-первых, никакого визового режима со странами СНГ быть не должно. Во-вторых, в системе учета и контроля миграции в России давно пора наводить порядок.
Однако просчеты чиновников среднего и низшего эшелона власти и привели к тому отношению к мигрантам, которое мы сегодня видим. По большому счету, не все мигранты в России ведут себя законопослушно. Но та кампания, которая сейчас идет в некоторых СМИ России, напоминает тщательно спланированную спецоперацию. Ее цель просчитать несложно, - чтобы все народы СНГ сидели по своим «национальным квартирам» и ни о какой интеграции с Россией не мечтали.
Что же касается конфликтов между народами в РФ, то в свое время именно такие проблемы очень сильно поспособствовали развалу СССР. Желающих же поспособствовать подобному сценарию в России и сегодня немало. Но если это, не дай Бог произойдет, больно будет всем.
- Как будут складываться азербайджано-российские отношения в будущем?
- Не надо забывать, что ни Россия, ни Азербайджан друг без друга никогда не смогут обойтись. Главное – не поддаваться на провокации, - которые, к сожалению, еще будут, - направленные против дружественных отношений между двумя странами. И в Москве, и в Баку хватает тех, кто делает деньги на противоречиях между двумя государствами. Однако гораздо больше людей доброй воли, желающих, чтобы между Россией и Азербайджаном всегда существовала дружба. В конце концов, здравый смысл двух народов – русского и азербайджанского – всегда служил фундаментом для того, чтобы между двумя странами не возникало противоречий.
- Будет ли решена в перспективе ближневосточная проблема, в частности сирийская? Какой Вы видите последовательность решения данного вопроса, в том числе и относительно иранской ядерной программы?
- Здесь все зависит от умения дипломатов и от здравого смысла политиков. Вторым, к сожалению, в решении сирийского вопроса мало кто сейчас может похвастаться.
Что же касается иранской проблемы, то Тегеран неоднократно заявлял, что его ядерная программа не предназначена для создания атомной бомбы. И нет оснований не верить Ирану, пока не доказано обратное. Истерия США вокруг этой темы стала по своей форме напоминать «процесс поиска у Ирака химического оружия». Как мы знаем, сначала официальный Багдад обвинили в том, что он производит химоружие, но после вторжения США в Ирак и казни Саддама Хусейна выяснилось, что никакого оружия там не производилось. В силу этого предстоит еще большая работа, так как новый очаг нестабильности в регионе никому не нужен.
Оригинал публикации: 1news.az
Опубликовано: 20/11/2013 20:57