ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Значимость общины и общности, идеология Убунту, Швейцарская модель протокоммунизма и экономика дара
Значимость общины и общности, идеология Убунту, Швейцарская модель протокоммунизма и экономика дара21-11-2013, 11:38. Разместил: Landgraf |
Первичную возможность «перехода к коммунистической формации» демонстрирует одна из наиболее буржуазных стран Европы - Швейцария. Только ли «развитие производственных отношений» способствовало такому решению, или у этого явления есть иные корни? В Швейцарии собраны 126 тысяч подписей за введение «Безусловного основного дохода», гарантирующего безбедную жизнь даже тем, кто не хочет работать. Теперь вопрос о «безусловном основном доходе» будет вынесен на всенародный референдум. Сергей Токарев в «Русской Германии» пишет о том, что «Безусловный основной доход» (БОД) гарантировал бы каждому взрослому жителю Швейцарии ежемесячный доход в размере 2500 франков (примерно 2000 евро). За эти деньги не надо было бы работать или стоять на бирже труда, эти деньги не являются социальной помощью нуждающимся. Они выплачиваются государством просто так, без каких-либо условий, повторюсь – настолько это невероятно звучит – всем жителям Швейцарии независимо ни от чего. Работающим, кстати, тоже. Это звучит как утопия. Швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung уже сравнила проект закона с идеей отменить силу тяжести. Однако не всё так просто. Инициаторы введения БОД считают, что законопроект вполне реалистичен, полезен для общества и посилен для бюджета. Сторонники БОДа уверены, что гарантированный прожиточный минимум не лишит нас желания работать. Большинство работает, поскольку видит в своей деятельности смысл и чувствует, что работа положительно оценивается обществом. С введением гарантированного дохода в этом ничего не изменится. Однако чтобы привлечь людей на работу, которая сейчас является непривлекательной и низкооплачиваемой, работодателю придётся создавать лучшие условия труда и повышать зарплату. Как ни странно, многие работодатели не являются противниками БОДа. Так, основатель сети магазинов dmГётц Вернер (Götz Werner) уже в течение нескольких десятилетий последовательно отстаивает идею БОДа для всех. Вернер сравнивает возможное введение гарантированного дохода с открытием, которое сделало человечество, когда узнало, что Земля не плоская, а круглая. По мнению Вернера, с введением БОДа мы неожиданно поймём, что не материальная нужда заставляет нас работать, а наоборот, материальная обеспеченность позволяет нам работать по-настоящему. Продуктивность труда вырастет, поскольку все будут заниматься тем, что им действительно по душе. Никто не будет бояться менять работу и экспериментировать. Для Вернера также важно, что при наличии гарантированного дохода каждый из нас сможет больше времени посвящать воспитанию детей и уходу за больными родственниками. Негативно к введению БОДа относятся профсоюзы. В частности, официальная позиция крупнейшего немецкого профсоюза Ver.di звучит так: «Государственную помощь должны получать только те, кто в ней нуждается, а не всё население». В Ver.di опасаются, что БОД приведёт к резкому снижению зарплат. Здравый смысл как будто подсказывает, что невозможно найти средства для выплаты БОДа. Однако государство уже сейчас тратит огромные деньги на социальные выплаты. Так сторонники законодательной инициативы подсчитали, что в Швейцарии БОДа на уровне 2500 франков для взрослых и 625 франков для детей необходимы 200 миллиардов франков в год. Сейчас расходы государства на социальные выплаты составляют 70 миллиардов – и это без учёта расходов на бюрократический аппарат, который решает, кому положена социальная помощь, а кому нет. БОД сделает бюрократию в этом вопросе ненужной. Деньги будут положены всем. Кроме того, инициаторы БОДа планируют упростить налоговую систему. Например, владелец сети магазинов dm Вернер считает, что все налоги можно заменить налогом на добавленную стоимость в размере 50% – сейчас в стоимости товара все налоги учтены, поэтому резкое повышение налога на добавленную стоимость при полной отмене других налогов не приведёт к инфляции, однако позволит сократить бюрократию. В итоге у государства появятся дополнительные средства. Сейчас БОД не выплачивается ни в одном государстве мира, однако эксперименты проводились, и результаты были положительными. Так, в Намибии, в деревне Очиверо с населением около тысячи человек, благотворительные организации в течение года выплачивали каждому жителю ежемесячно 100 намибийских долларов (примерно 9 евро). В первый месяц жители просто напились на эти деньги. Однако затем в деревне начали происходить удивительные изменения. Жители открывали булочные, парикмахерские, артели по производству кирпича. Дети перестали голодать, мужчины перестали заниматься браконьерством. Потребление алкоголя и преступность резко сократились. Иными словами, всё произошло по рецепту Вернера: «не материальная нужда заставляет нас работать, а наоборот, материальная обеспеченность позволяет нам работать по-настоящему». В Швейцарии идея ввести БОД мгновенно нашла активных сторонников. С 1891 года жители Швейцарии могут вынести любой вопрос на референдум. За более чем век были собраны подписи для 420 различных инициатив. Однако ещё никогда не удавалось собрать необходимые 100 тысяч подписей так быстро, как в случае с БОДом, – всего за полгода. Общее количество собранных подписей также стало рекордом – в итоге 4 октября 126 тысяч заверенных подписей были переданы в федеральную канцелярию. Процедура передачи подписей сопровождалась художественной акцией. В Берне на площади из грузовика были высыпаны 8 миллионов медных монеток – по монетке на каждого жителя Швейцарии. Для проведения акции инициаторам БОДа пришлось взять кредит. Затем в банке в течение 10 дней 75 добровольцев вытаскивали монетки из бумажных рулонов. Общий вес мелочи составил 15 тонн. Теперь у правительства есть максимум пять с половиной лет, чтобы вынести на референдум проект закона о «безусловном основном доходе». Однако возможно, что голосование состоится уже в следующем году. Швейцария – один из рекордсменов по доходам на душу населения - $43,3 тыс. Но идея «швейцарского коммунизма» основывается не не только на деньгах – в конце концов, Швейцарию обходят другие страны - Гонконг с его $ 44.996 на человека; США - $ 46.874; ОАЭ - $ 47.694; Бруней – $ 48.943; Норвегия – $ 51.959; Сингапур – $ 56.498; Люксембург – $ 85.432; Катар – $ 88.222, - где о «коммунизме» никто не говорит по разным на то причинам. Между тем, есть все основания предполагать, что «подтверждение коммунизма» возможны лишь в тех сообществах, где присутствует общественная мораль, люди объединены коллективными интересами, хорошо знакомы друг с другом. Т.е. при сохранении общих интересов.
Швейцария – весьма своеобразная страна. С одной стороны – жесткий «протокапитализм» кальвинизма, оправдывающего ростовщичество. При этом, местное ростовщичество, в соответствии с ветхозаветным «второзаконием», оказалось распространено больше на «чужих», нежели своих. Так «швейцарские банки» изначально были ориентированы на «работу с иностранцами» - преимущественно генуэзскими ростовщиками и работорговцами(официально католиками, названными в русских летописях «жидами»), а затем и «такими же» венецианским капиталами (в русских летописях - «фрязами»). Позже, в результате наполеоновского удара по северу Италии, капиталы были выведены в Швейцарию, где достаточно быстро оформился финансовый и родственный союз между венецианскими и протестантскими семьями. По некоторым сведениям, ранее сюда же перетекли часть капитала тамплиеров. Из Швейцарии же вышло и весьма своеобразное квазирелигиозное учение «социан» (по имени Фаусто и Лелия Социана), - по одной из версий и ставшее основой термина «социализм». С другой стороны – в стране сохранено местное самоуправление и отстаиваются местные традиции (вплоть досамых своеобразных). И роль кантонов является ведущей - даже в капитале Национального банка Швейцарии 43 % принадлежит частным лицам, а 57% - кантонам. И именно осознание потерь заставило вовлеченных в управление страной швейцарцев 18 июня 2013 годапроголосовать против законопроекта, который обязывал банки предоставлять информацию о своих зарубежных клиентов другим странам – как на том и не настаивали «адепты наднационального управления». Мы не даем в этой статьей оценку тому, что плохо ли хорошо, но лишь констатируем факт, что говорящие на четырех разных языках народы Швейцарии имеет инструмент отстаивания общих интересов. Как так получилось? Не будем забывать, что Швейцария организована по базовому коммунитарному принципу – когда управление страной базируется все же на местных Советах самоуправления – «кантонах», а не на «партийной демократии», копирующей «типичную иудо-протестанскую» (читай «англосаксонскую») систему «парламентской демократии», когда в парламент попадают только представители «партий». Которые иявляются изначально основой системной коррупции и власти капитала. Так, к примеру, в Швейцарии недавно прошел общенациональный референдум, постановивший навести порядок в зарплатах, бонусах и «золотых парашютах» для «топ-менеджеров» любых компаний, акции которых продаются в Швейцарии на бирже. А заодно в Швейцарии отказались зимней олимпиады – поскольку жители одного из кантонов не согласились выделять на это какие-то 300 миллионов швейцарских франков (сравните с нашими уже превысившими все мыслимые пределы расходами на сочинскую олимпиаду). Швейцария не стремится открываться для иммигрантов – местное законодательство до сих пор одно из самых строгих с точки зрения получения гражданства иностранцами, хотя «либералы» и пытаются совершить убийство страны, начав зазывать туда «жителей третьих стран». Референдумы в Швейцарии являются формой законодательной инициативы – причем, в некоторых малых кантонах они проходят буквально в виде схода общины на площади, где и проходят голосования. При этом результатам референдумов придается статус законов. Но то, что возможно в общинной Швейцарии, невозможно в обществах «вавилонского типа». Например, то, что было бы возможно в «американской глубинке», практически неосуществимо для Нью-Йорка. Сложно представить, что космополитичное население, разделенное этническими, религиозными и мировоззренческими барьерами, начнет трудиться «ради всеобщего блага» и «необходимости». Скорее всего, в мире неконтролируемого чистогана, находящегося в руках «лиц либеральной национальности», БОД будет изъят из кошельков граждан в виде повышения квартирных плат. Так же, как и России – любое повышение пенсий сопровождается повышением тарифов ЖКХ и «естественных монополий», находящихся в руках «космополитов», не имеющих понятия о национальных интересах. Как мы отмечали ранее, коммунизм сам по себе не является несбыточной футурологией. Более того, коммунизм всегда был, он существует и сейчас в форме социальной организации малых социумов - семьи, племена, монастыри, экспедиции, малые поселения и т.д. Например, тот же рассмотренный нами выше пример с африканской философией «убунту», характерной для ВСЕХ традиционных обществ.
ЭКОНОМИКА ДАРА В ДРЕВНИХ И СОВРЕМЕННЫХ ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ Как мы говорили ранее, современная сберегающая экономика, основанная на стремлении собрать вещественные подтверждения блага в одном месте, является достаточно поздним порождением. До этого им предшествовал «потлач» - одаривание. Переход вещей осуществлялся в форме раздачи, предыдущие вещи уничтожались в жертвенных кострах, и только после этого становилось возможным производство новых. Вопреки распространенному мнению, нет никаких доказательств и того, что общество опиралось прежде всего на бартер, до того как начало использовать деньги для торговли. На самом деле, неденежные общества действовали в значительной степени по принципам экономики дарения и долга. В то же время, бартерные отношения возникали, как правило, между незнакомцами или потенциальными врагами. Согласно исследованиям антрополога Маршалла Салинс, (Stone Age Economics, 1972 г.) экономическая система в Каменном веке была по своему характеру экономикой дарения и изобилия, а не дефицита, несмотря на современные представления читателей о её объективной бедности. Философ Льюис Хайд в своей известной книге «Дар. Как творческий дух преображает мир» обосновывает происхождение экономики дарения в обмене пищей. Но далее это явление расширяется. Так, например, в протоколе Тробрианских островитян, подарок в «Круге Кула» называется «пищей, которую мы не могли есть» - хотя подарок изначально здесь не является пищей, а предметом, изготовленным специально для передачи в качестве подарка. Явление расширения круга дарения можно также наблюдать в обществах, где охотники отдают животных священникам для пожертвования их части божеству (ожидается, что взамен оно даст обильную охоту). Охотники не жертвуют самих себя божеству. При этом подаренное животное должно быть съедено и не идёт на развод потомства. Однако «гибель подарка» не обязательно должна состоять из его потребления. Во многих обществах дар может передаваться дальше. В других обществах принято предоставлять ответный подарок либо непосредственно в обмен, либо третьей стороне. Предосудительно сохранять дар и не давать ничего другому. При этом Хайд замечает: «В народных сказках, человек, который пытается удержать подарок, обычно умирает». Между тем, в том же «Круге Кула» сохраняется принцип свободного дара, а превращение ритуала в бартер считается позором. И это характерно для множества культур. Например, в кашмирской сказке рассказывается о двух женщинах браминах, которые пытались выполнять свои обязательства давать милостыню, просто передавая подаяние туда и обратно друг другу. После смерти они превратились в два отравленных колодца, из которых никто не мог пить, что отражает бесплодие этого жалкого подобия благотворительности. Тихоокеанские островные общества до XIX в. были, по существу, экономиками дарения. На сегодняшний день такая практика там по-прежнему присутствует, например, на некоторых отдаленных островах Кука. В Токелау, несмотря на постепенный приход рыночной экономики, форма экономики дарения по-прежнему сохраняется в строгом уравнительном распределении всех продовольственных ресурсов на каждом атолле. При этом значительная часть диаспоры тихоокеанских островитян, живущих в Новой Зеландии, Австралии и США, несмотря на то, что они оказываются вовлечены в рыночную экономику этих стран, до сих пор сохраняют отношения, характерные для экономики дарения. Многие общества имеют строгие запреты перехода подарков в торговлю или товарный капитал. Профессор социальной антропологии Оксфордского ун-та Венди Джеймс пишет, что между Удуками в северо-восточной Африке (Судан и Эфиопия) существует стойкий обычай, в котором любой подарок, который пересекает межродовые границы, должен быть потреблён, а не сохранён. (Wendy James, 1979. `Kwanim Pa: The making of the Uduk people. Clarendon Press, Oxford, 1979 и др.). Упомянутое нами явления «потлача» изначально зародился как «большое кормление родных», переросшее в фестиваль по раздаче подарков. Несмотря на откровенное преследование, североамериканские индейцы, живущие на Северо-западе у тихоокеанского побережья (в первую очередь квакиютли), практиковали и практикуют ритуал «потлач», в котором вожди отдают большое количество товаров своим соплеменникам.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИКИ ДАРА Разные социальные теории по разному характеризуют экономику дарения. Некоторые считают ее взаимного альтруизма. Другие заявляют, что в обмен на дары приобретается социальный статус. Кто-то ссылается на опыт охотников-собирателей, для которых обмен добытой пищей является «гарантией» от неудачи в их ежедневной добыче. Упомянутый нами выше Льюис Хайд в своем исследовании показывает, что традиционная экономика дарения основана на «обязательстве давать, обязательстве принимать, а также на обязательстве отвечать взаимностью», что несёт в себе «одновременно экономический, юридический, моральный, эстетический, религиозный и мифологический смысл». Есть разница между «истинным» даром в знак благодарности, и «ложным» даром, сделанным только лишь из обязательств. Бескорыстный дар создаёт связь, выходящую за пределы любой товарной сделки, но «мы не можем стать по-настоящему связанными с тем, кто даёт нам ложные подарки». Когда экономика, основанная на принципе дарения, превращается в товарную экономику, социальная структура сообщества неизменно искажается, в ней низменно появляются «ветхозаветные элементы», отличающиеся пристрастием к производству «законов». Впрочем, не так все просто и в экономике дара племенных обществ, какой бы привлекательной она нам не казалась. Зачастую, здесь можно оказаться запутанным в паутине обязательств. Социолог Марсель Моссутверждает, что «дар, который ещё не оплачен, унижает человека, который принимает его». Так в традиции потлача её характер обязывает получателя подарка подтверждать подчинение, а структура даров может приводить к практике, которая определяет различные роли для участвующих в ней сторон, устанавливая роли ведущего и ведомого. В этих словах есть определенная доля истины – поскольку имеет место быть адресное обращение. Так, в упоминаемой нам традиции потлача, принося в жертву накопленные богатства, лидер получал почёт среди народа, а также бросал вызов своему сопернику, ответить на который можно было новым потлачем, более щедрым, чем первый.
РУССКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И МОРАЛЬНЫЙ БАЗИС ЭКОНОМИКИ ДАРА Щедрость является одной из основ культуры и мировоззрения Русского народа. При этом и русские анархисты, в частности, Петр Кропоткин, утверждали, что взаимная выгода является более сильным стимулом, чем взаимные распри, что ведёт к повышению личной производительности и, в конечном счете, это более эффективно для коллектива в долгосрочной перспективе. В основе экономики дарения делается упор на концепцию увеличения индивидуальных человеческих возможностей и его средств производства, которые затем (теоретически) повышают способность общества отвечать взаимностью на дары отдельного человека. Но именно экономика дарения способствует построению межчеловеческих отношений. Подарки между людьми или между группами помогают выстроить отношения и работать вместе. Щедрость подарка повышает престиж человека и его социальное положение. Искренность дара – приближает нас к Богу Различия в социальном ранге определяются не доступом к товарам, а способностью давать другим; желание накапливать рассматривалось в традиционных обществах как признак слабости. С появлением городов-государств – «вавилонов» - экономика дарения была заменена экономикой на основе товарно-денежных отношений.
КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В СССР И ЭКОНОМИКА ДАРА ВОКРУГ НАС СЕГОДНЯ Но и в т.н. «развитых» обществах, экономика дара или «коммунизм» возможен. Не только в виде денежного протокоммунизма «безусловного основного дохода», на который собираются пойти в Швейцарии. В котором, деньги все же остались.
Но для достижения этого, нужно принципиально менять отношения в обществе. Попытки приблизиться к экономике дара происходят и в США. Впрочем, для иудо-протестанского менталитета они считаются «радикальным экспериментом. «Burning Man» («Горящий человек») — ежегодное восьмидневное событие в мире искусства, проводимое в пустыне Блэк-Рок на севере штата Невада в США. Для организаторов этот событие представляется экспериментом по созданию сообщества «радикального самовыражения» («radical self-expression»). Торговля на событии находится вне закона(за исключением продажи льда, кофе, и билетов на само мероприятие), всячески поощряется дарение, которое является одним из 10 ключевых принципов фестиваля. Участникам события предлагается руководствоваться принципами экономики дарения как во время фестиваля, так и в остальное время. О практике дарения на Burning Man рассказывается в документальном фильме 2002 года «Gifting It: A Burning Embrace of Gift Economy». В Нью-Йорке есть движение Солидарности - которое предоставляет бесплатные услуги. Но все это как бы выходит за рамки обыденности. Между тем, высококоммунитарные отношения «экономики дара» присутствуют и в нашей повседневной жизни. Просто мы не всегда отдаем себе в этом отчет. Так, например на нашем сайте вся информация об исследованиях распространяется без финансовых стимулов, как и на большинстве сайтов, что является частью «экономики дарения». У большинства ученых научные публикации открыты и все могут пользоваться эти открытиями и получать пользу от увеличения объема знаний. Сами авторы не имеют прямой выгоды от публикации собственной работы, но повышают свою репутацию в научном мире. Отказ от ссылки на оригиналы работ авторов (что лишает их должной репутации) считается неприличным поведением. Кроме того, с помощью файлообменных сетей любой пользователь, используя поиск, может найти на компьютере любого из миллионов других пользователей те ресурсы, которые тот выложил в свободный доступ, и бесплатно скачать их. А так как количество пользователей таких файлообменных программ исчисляется сотнями тысяч, а иногда даже миллионами, пользователь скорее всего найдёт нужный ему файл. Хотя на эти действия и усиливаются гонения со стороны «хозяев глобального дискурса». Частью экономики дара являются и программы с открытым кодом, разработчики которых создали «культуру дарения», соревнуясь за престиж, вкладывая своё личное время, энергию и творчество. Кроме престижа, другой причиной безвозмездного раскрытия знаний – это удовольствие от обучения и сотрудничества с интересными и умными людьми. Так, многие члены сообщества Linux, которая предлагает для скачивания более 35000 бесплатных программных пакетов с открытым исходным кодом, часто называют свою деятельность экономикой дарения. На принципах экономики дарения относятся и система оплаты по принципу «плати, сколько считаешь нужным» («Pay what you want»). В отсутствие фиксированной цены получатель имеет возможность самостоятельно определить ценность полученного блага и отблагодарить дающего в соответствии со своими возможностями. «ПОТЛАЧ» В МАКРОЭКОНОМИКЕ ИЛИ ЭКОНОМИКА ДАРА В ВЫСОКОКОММУНИТАРНОЙ ТЕОРИИ Льюис Хайд в своем исследовании описывает дух экономики дарения (и её отличие от рыночной экономики) следующим образом: «В противоположность «индейцу-дарителю» ставится «белокожий хранитель»... Всё полученное предполагается отдавать не сохраняя. И если что-то сохраняется, то что-то, имеющее равную ценность, должно уходить... Дар может быть возвращён своему первоначальному дарителю, но это не обязательно... Самое главное: дар должен постоянно двигаться». Это интересное замечание. Мы уже разбирали, что именно «застой капиталов» во владении одной семьи/клана/кагала порождает «королей крыс». Понятие «частной собственности» давно трактуется следующим образом: «не важно, как она была приобретена; не имеет значение, как я собираюсь с ней поступить; пока я действую в рамках закона, мое право на нее абсолютно и ничем не ограничено». Все это напоминает историю с выведением упомянутых нами «королей крыс»:
В результате глобальной экономикой сегодня распоряжается ограниченной количество компаний в виде «суперсубъекта-147»; и семей – здесь речь идет о нескольких десятках, объединенных по кагальному принципу пресловутых ротшильдов- рокфеллеров-оппенгеймеров-дюпонтов и пр. Чтобы этого не происходило, выскококоммунитарная теория предлагает «макроэкономический системный потлач» в двух направлениях: 1. В применении «гезеллевских» денег с демерреджем: 2. В изменении подхода к правам наследовании на средства производства: «Настоящий вождь умирает бедным» — говорится пословице народа квакиютл. Он раздаривает все свое имущество людям, но умирает в чести и почете. Вернуться назад |