Мишель Бачелет очень рассчитывала победить в первом туре президентских выборов, но не добрала 3-4 процента голосов. Взять верх без дополнительной попытки за последние 20 лет не удавалось ни одному из кандидатов в президенты Чили. Второй тур назначен на 15 декабря. Её соперница - Эвелин Маттеи, возглавляющая правящий консервативный «Альянс за Чили» и получившая поддержку 25 процентов электората, настроена оптимистично, рассчитывая на финансовую подпитку из олигархических кругов.
Однако сторонники Бачелет из коалиции «Новое большинство» уверены в её победе. Эта левая коалиция получила большинство голосов на проходивших одновременно парламентских выборах. Следом идут представители «Альянса за Чили». В сенате Бачелет может рассчитывать на поддержку 21 сенатора, а 17 будут представлять интересы правоконсервативного сектора. Главным пунктом предвыборной программы Бачелет было проведение реформы Конституции, принятой ещё при Пиночете… Для проведения этой реформы Бачелет потребуется поддержка двух третей сенаторов, так что ей придётся добиваться консенсуса с правыми, смягчать некоторые положения предвыборной программы в сфере образования, пенсионного обеспечения, здравоохранения. Думается, встретят сопротивление планы Бачелет по увеличению налогов для корпораций на 3-4 процента, чтобы обеспечить этими дополнительными финансами реформу образования.
Сможет ли Мишель Бачелет, которой недавно исполнилось 62 года, возглавить борьбу за Конституцию? Слишком много законодательно-бюрократических препятствий придётся преодолеть в поисках компромиссных соглашений с правоконсервативными кругами. Недоброжелатели Бачелет из лагеря реакции указывают даже на её состояние здоровья: проблемы с ногами, аневризму сосудов головного мозга и другие болезни.
Бачелет традиционно поддерживает хорошие отношения с Вашингтоном. Она окончила военную академию в Чили, но сочла «политически целесообразным» пройти курс обучения в военном колледже США. С неизменно лояльных позиций она подходила к сотрудничеству с Пентагоном после её назначения министром обороны в 2002 году. Именно Бачелет придала новый импульс военному сотрудничеству Чили с Соединёнными Штатами. В американском посольстве в Сантьяго, пожалуй, больше военных, чем дипломатов. Представлены практически все рода войск, а также спецслужбы – от ЦРУ до Управления по борьбе с наркотиками (DEA). Команда сотрудников АНБ обеспечивает электронную прослушку граничащих с Чили государств и южной акватории Тихого океана. О подрывных операциях спецслужб США против Аргентины, Боливии, Эквадора, Венесуэлы с территории Чили в правительственных кругах известно. Достаточно назвать нынешнего министра обороны Родриго Хинспетера, бывшего министра внутренних дел, который более озабочен легализацией военного присутствия США в стране, чем перспективой усиления оборонительного потенциала Союза южноамериканских наций (UNASUR).
Бачелет в свой первый президентский период (2006-2010) дистанцировалась от «популистских» правительств, прежде всего от Уго Чавеса. Необоснованные обвинения правых в «чавизме» и «киршнеризме» Бачелет и её окружение воспринимали с негодованием: в чём, в чём, а в отклонениях от неолиберального курса её правительство упрекнуть невозможно. Зато консультации с североамериканскими партнёрами осуществлялись на всех уровнях и без каких-либо ограничений. У чилийского руководства секретов от Госдепа и Пентагона нет. Если политологи до сих пор обсуждают вероятность назначения того или иного политика из близкого окружения Бачелет на ключевые министерские посты, то в посольстве США располагают на этот счёт точным знанием. Назначения обсуждались (не буду использовать слово «согласовывались»), и уже на этой предварительной стадии кандидаты без лишней шумихи, под предлогом обсуждения будущих совместных проектов выезжают на смотрины в Вашингтон.
Стоит отметить, что посольство США функционирует последние месяцы без посла. Проблем с назначениями подобного рода в Госдепе никогда не было. В данном случае сигнал читается просто: мы не вмешиваемся во внутренние дела Чили. Мы будем плодотворно работать с любым избранным президентом. Стив Листон, временный поверенный, обеспечивает всестороннее освещение избирательного процесса в Чили. О его специализации можно судить по прежним миссиям: шеф политического отдела в посольстве США в Бразилии, сотрудник экономического отдела в Судане и Перу. В его активе также работа в Генеральном консульстве в Монтеррее (Мехико).
Впервые участие в голосовании не было для чилийцев обязательным, и неявка не наказывалась денежными штрафами. Из 13 миллионов граждан, обладающих правом голоса, только 56 процентов пришло к избирательным урнам. Пассивность электората - тревожный фактор, свидетельствующий о кризисе доверия к существующей системе, партиям, парламенту. Правоконсервативное правительство миллиардера Себастьяна Пиньеры бесславно уходит с политической арены. Впрочем, оно выполнило свои обязательства перед реальной властью в стране – олигархическими группировками, обеспечило неприкосновенность того порядка, который был выстроен по чертежам Пиночета. Однако давление снизу растёт. Несколько лет страну сотрясают протесты студентов и школьников, требующих бесплатного качественного государственного обучения под лозунгами полной отмены коммерциализации образования. Молодёжь поддержали профсоюзы, средний класс, рабочие и служащие, медицинские работники. Президенту Пиньере пришлось пойти на некоторые уступки. Чилийское общество готово к продолжению борьбы, и Бачелет известно, что её второе президентство не будет безоблачным. О новой Конституции говорят сегодня все политики, СМИ и политически активные граждане. Борьба за модернизацию Основного закона станет доминирующей темой в деятельности будущего правительства.
Президент Пиньера поздравил Бачелет и Маттеи с выходом во второй тур. Он не скрывает, что его симпатии на стороне кандидата «Альянса за Чили». Объявил Пиньера и о том, что попытается вновь принять участие в избирательной кампании 2017 г. На это откликнулись многие обозреватели: «Типичный самовлюблённый неолиберальный политик. Чем больше провалов, тем выше самооценка». В ходе предвыборных баталий прозвучало немало критических оценок реального состояния дел в стране. Рекламный имидж Чили давно потускнел. Зависимость экономической стабильности в стране от объёмов добычи меди и уровня мировых цен на неё, нерешённые энергетические проблемы, фактическое отсутствие современного производства делают перспективы чилийской модернизации всё более туманными. Растущее социальное неравенство, долговые обязательства среднего класса, поощрение потребительства любой ценой достигли критической отметки. Надежда на улучшение качества жизни для половины населения остаётся несбыточной, хотя обещания «прорыва в будущее» звучат со времён Пиночета.