ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Послание Федеральному собранию: от Путина ждут отставки правительства и изменения Конституции
Послание Федеральному собранию: от Путина ждут отставки правительства и изменения Конституции15-11-2013, 16:36. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
В День Конституции президент РФ Владимир Путин выступит с традиционным посланием к Федеральному собранию. После пламенной речи Путина на Валдае многие укрепились в вере, что и послание к Федеральному собранию продолжит тему сохранения идентичности и воспитания патриотизма. Близкие к Кремлю СМИ утверждают, что в послании Путин будет говорить о том, что если и нужно будет менять текст ельцинской Конституции, то это следует делать очень мягко и осторожно. Но все же менять! – об изменении Конституции речь идет давно, но чего именно нам следует ждать от изменений? В Кремле при президенте даже появится особый Конституционный совет, который займется совершенствованием Основного закона. Чего еще ожидать от ежегодного послания - мы задали этот вопрос нашим постоянным экспертам, и они рассказали, что хотели бы услышать от президента. Их мнения - в материале Накануне.RU. Политический консультант Анатолий Вассерман "Я надеюсь, что мы услышим хотя бы сведения о дальнейшем продвижении по пути реинтеграции постсоветского пространства" Более всего мне бы хотелось услышать о разрыве президента с догматами либертарианства, которые на протяжении всей постсоветской истории только и составляют экономический блок российского правительства. Насколько я могу судить, Владимир Владимирович идет примерно по тому же пути избавления от этой веры, которым в свое время прошел и я. Естественно, мне очень хочется увидеть скорейшее окончание этого пути, хотя бы потому, что сами деятели экономического блока правительства весьма регулярно объявляют указания и проекты президента ошибочными или неприемлемыми просто потому, что эти указания не соответствуют догматам либертарианства. Но, к сожалению, на этом пути есть серьезные препятствия. В частности, либертарианство у нас насаждается и поддерживается извне, причем такими силами, которые способны очень серьезно помешать развитию страны, и понятно, президент ответственный за страну, вынужден двигаться очень осторожно. Но, а что мы скорей всего услышим - я надеюсь, что мы услышим хотя бы сведения о дальнейшем продвижении по пути реинтеграции постосоветского пространства. Хотя этой реинтеграции противятся те же силы по тем же причинам, но им труднее нам воспрепятствовать. А что касается масштабных вопросов, все остальное, что может прозвучать в послании, лично мне кажется существенно менее важным. Новая идеология нам, естественно, нужна, но в Конституции у нас предусмотрен запрет государственной идеологии, и это означает, что в стране господствует идеология антигосударственная. Но, в то же время, я очень опасаюсь, что при нынешнем виде нашей бюрократии, разработка государственной идеологии обернется такой же бессмыслицей и нелепицей, какой оборачивается разработка единого учебника истории. Мне все-таки важен не процесс, а результат, поэтому я готов подождать с разработкой новой идеологии до лучших времен, лишь бы быть вполне уверенным, что разрабатывать эту идеологию будут именно как государственную, а не как очередную антигосударственную. И мне сложно представить, как нашу Конституцию можно сделать еще либеральней, поэтому я очень надеюсь, что новая Конституция будет менее либеральной, чем нынешняя. И это в любом случае полезно для страны. А уж как именно она будет выглядеть - интересно, но не принципиально. Профессор МГИМО, доктор экономических наук Валентин Катасонов "Заявление на Валдае было действительно важным, президент дал некий сигнал через голову своего ближайшего и даже среднего окружения, сигнал простому народу. Но Федеральное собрание – это не то место, где произносятся такие пламенные речи" Я в последнее время даже не вспоминаю про это послание Федеральному собранию. Было бы интересно сравнить, что говорилось в предыдущих посланиях, и что из этих заявлений, обещаний было реализовано. Мы все интуитивно чувствуем, что это просто какие-то вербальные интервенции, и я уже много раз говорил о том, что я лично уже даже не слушаю эти выступления, потому что это какие-то сеансы психотерапии. Экономика, в общем-то, не улучшается. И я ничего не ожидаю. Правительство сейчас находится в состоянии замороженности, и из этой замороженности оно добровольно выйти не в состоянии. Нужны какие-то внешние толчки, нужны какие-то внешние точки опоры - либо это будут кризисы, либо потрясения. Либо те точки опоры, которые мы, граждане, можем создавать на своем уровне. Смотрите, сколько хороших слов было сказано на Валдае, но ничего не выполняется. Вот и, например, когда президент еще готовился стать президентом, он несколько раз говорил, что необходима деоффшоризация экономики, я думаю, он не хуже нас с вами понимает, к чему ведет оффшоризация. И я даже не думаю, что он не хочет избежать выполнения своих обещаний – у него просто нет реальных рычагов. Нет реальных рычагов, потому что его окружение, и ближайшее, и средний круг - они достаточно заинтересованы в создании и сохранении этого оффшорного характера экономики, это оффшорная аристократия. Возвращаясь к выступлению на Валдае, оно было действительно важным, президент дал некий сигнал через голову своего ближайшего и даже среднего окружения, сигнал простому народу. Народ получил импульс, заряд, появилась активность. Но Федеральное собрание – это не то место, где произносятся такие пламенные речи, которые действительно заряжают духовный потенциал общества, там речь, скорее всего, будет идти о текущих делах, о бюджете, о денежно-кредитной политике, мне кажется, что там уже сложился определенный стиль мероприятий, традиционных выступлений президента перед Федеральным собранием. Это выступление президента адресовано народным избранникам, и в какой-то степени рассчитано на то, что это будут слушать и изучать наши западные партнеры – как угодно их можно называть: партнеры или оппоненты, или даже враги. Потому речь будет произнесена с этим учетом, и я не думаю, что Путин захочет сильно обострять отношения с нашими партнерами, поэтому это выступление будет спокойное, это не будет аналог Валдайской речи.
"Я хотел бы услышать, что он отправляет правительство в отставку. Ну, хоть не целиком, но хотя бы ту его вторую половину, у которой известные рейтинги" А вот нынешняя Конституция не мешает осуществлению любого курса, а реализация юридических норм может осуществляться в рамках этих конституционных положений, причем достаточно широко, например, можно принять закон, по которому депутаты думы избираются прямым голосованием, но из кандидатур, утвержденных президентом. Смысл Конституции - в наличии некой сохранности, а когда и Конституция, и даже просто закон, начинает меняться слишком часто, зачем мне тогда соблюдать его, если, например, к тому моменту, когда меня могут за это осудить – он может быть изменен. Если руководствоваться логикой, то нужно восстановить строй, в том или ином формате существовавший до этой Конституции, и собрав, скажем, в соответствии с тем законодательством съезд народных депутатов РСФСР, принять некую новую Конституцию, которая, допустим, будет всех устраивать. Но опять-таки, мне бы понравилось это, но я сейчас не вижу, что в этой-то Конституции плохо. У нас есть запрет на объявление какой-либо идеологии государственной или обязательной, но это вовсе не значит, что в стране не может быть идеологии, и более того, это не значит, что не может быть следования определенной идеологии правящей партии или тем или иным кандидатам, завоевавшим пост президента. Здесь есть два момента: любое объявление государственной идеологии обязательной – нелепо. Потому, что, с одной стороны, это ничего не может реально утвердить, с другой стороны – ничего не гарантирует. Либо никто не будет соблюдать, либо напрямую игнорировать. Власть всегда имеет идеологию, если она имеет какой-то внятный курс, но обычно это решается путем голосования. За кого проголосовал, того курс и осуществляется, а следовательно реализуются некие идеологические постулаты. Но те, кого назначает на должности человек у власти, должны следовать и исполнять требования этой идеологии – это нормально, это не государственная идеология, это идеология правящей партии. Власть не может требовать, чтобы каждый гражданин исповедовал то, что захочется власти. "Путин не сможет обойти вниманием ослабление роста экономики" Я считаю, что там будет несколько таких моментов. Совершенно точно, он не сможет обойти вниманием ослабление роста экономики и меры, принимаемые в связи с этим, но и задачу поставят правительству, наверняка, в этом смысле. Второе, я думаю, что будет довольно большой кадровый блок и по молодежной политике, по подготовке кадров, и по всем антикоррупционным вещам, но это тоже связано со многими причинами, с происходящими переменами во власти – самыми разными, явно наметился процесс обновления кадров и возникший в связи с этим дефицит позиций, дефицит подготовленных людей. И про армию, обороноспособность и вооружение, учитывая, что сейчас все именные программы повисли в воздухе именно в связи с проблемами бюджета. Я думаю, он про это тоже скажет. Потому что есть большая амбициозная программа перевооружения. Конституция в этом году не может быть обделена вниманием, а также тема патриотического воспитания, в том числе патриотическое воспитание молодежи - конечно, обо всем этом тоже будет. А принцип о запрете идеологии в Конституции, он же, на самом деле, скорее отражает политические реалии 1990 гг. Потому что, на самом деле, всегда, в любой конкретный момент времени, какая-то идеология существует, просто она не фиксируется в качестве государственного официоза, и это есть некое пространство свободы. Разные идеи борются, и сама возможность этой свободы, и само обеспечение возможности борьбы, в общем-то, становятся одним из идеологических принципов. Поэтому, наверное, сейчас как-то эти позиции и будут уточняться. Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин "Модель лояльности в элитах в обмен на рост дохода себя исчерпала" Если честно, хотелось бы услышать больше конкретики о том, как мы в ухудшающейся экономической ситуации будем решать проблемы образования, здравоохранения, ЖКХ, безопасности. Это то, что волнует среднестатистического россиянина, судя по соцопросам, больше всего. Особенно россиянина-горожанина, но боюсь этого мы не услышим или услышим очень в общей форме, выступление будет посвящено вещам, скажем так, возвышенным. То есть, наверное, опять будет попытка предложить или обсудить духовные скрепы, наверняка, будет много сказано о патриотизме, о допустимости стабилизации ситуации с помощью межконфессиональных, межнациональных конфликтов, и так далее. Ну и, возможно, будет сигнал о тревожности на границе страны и необходимости консолидироваться вокруг национального лидера. Что касается изменений и Конституции, по сути Конституция – вещь декларативная, она не противоречит созданию идеологии, но если предложить создать моральный кодекс строителя коммунизма, то я не уверен, что власть на это готова пойти, и что самое главное - как население это воспримет. Разговоры об изменении Конституции идут давно, но насколько власть готова менять Конституцию в корне? Потому что тихой сапой она меняется, вот внесли законопроекты об изменении Высшего и Арбитражного судов - это же изменение Конституции. Можно сказать, что тихой сапой что-то изменяется, но чтобы принимать совсем новую Конституцию – власть к этому не готова, сам Владимир Путин раньше говорил, что не нужно Конституцию менять каждые 20 лет. Это, на мой взгляд, вполне аргументировано, это разумная позиция – что-то должно быть такое крепкое, устойчивое, что живет больше, чем один политический режим. Может быть, будут какие-то резонансные инициативы в патриотической и духовной сферах, я не исключаю, что Путин предложит в послании новую модель социального контракта взамен себя исчерпавшей - лояльности в обмен на рост дохода. Власть прекрасно понимает, что контракт себя исчерпал, может быть, она что-то попытается предложить новое, я бы не сказал, что совсем сенсации не стоит. Возможно, там будет что-то интересное. Политолог, историк Александр Фоменко "Хотелось бы услышать о дальнейшем развитии Евразийского союза, хотелось бы дальнейшего развития Валдайской речи президента Путина и развитие его Мюнхенской речи" Во-первых, никто никогда, на самом деле, не знает, о чем будет говорить президент. И это хорошо, потому что если бы он был излишне предсказуем, он не был бы самим собой - это во-первых. Во-вторых, его речи, как и речи любого большого политического деятеля, готовят специалисты, но в отличие от остальных, для Путина готовят только предложения. И окончательный текст утверждается им самим только перед самым началом выступления. О чем бы мне хотелось услышать? О дальнейшем развитии тех идей, о построении нового Евразийского союза, о котором мы уже слышали, хотелось бы дальнейшего развития Валдайской речи президента Путина и развития его Мюнхенской речи. Как известно, на Путина стали смотреть другими глазами после его речи в Мюнхене, где он вывел самостоятельную внешнюю политику России после долгого перерыва. После Валдайской речи во властных структурах стало хорошим тоном говорить о том, что Россия – это страна-"цивилизация", все то, о чем говорили и писали русские мыслители 19-20 столетия. Это стало частью так называемого официального дискурса. Амбициозные проекты Путина требуют рассмотрения не только с точки зрения чисто экономической, но и политической, геополитической, культурной, образовательной. В частности, я ожидаю, что будут поставлены задачи для создания образовательного проекта в России, которые будут привлекать не только наших граждан, но партнеров по Таможенному союзу, по будущему Евразийскому союзу. Сегодня такого образовательного проекта нет. Я надеюсь, что новый министр или даже этот министр – если он окажется достаточно дисциплинированным - наконец вспомнит, что у нас должна быть система не только образования, но и народного просвещения. Что касается изменения Конституции, то я не думаю, что она мешает построению новой идеологии – в ее рамках можно делать какие угодно пируэты, все что угодно, и мы это видели. Вернуться назад |