На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге заложен головной ледокол нового поколения. Это будет головной корабль по новому проекту 22220 (ЛК-60Я). И без преувеличения это событие можно назвать историческим.

Это будет самый большой атомный ледокол из когда-либо строившихся в мире. До сих пор самым большим в мире считался отечественный ледокол «50 лет Победы». Новый ледокол превзойдёт его по всем основным параметрам. Мощность на валах будет достигать 60 мегаватт (у «50 лет Победы» — 49 МВт), габаритная ширина 32 м (у «50 лет Победы» — 30 м), наибольшая длина 172 м (у «50 лет Победы» — 159,60 м).

Для ледоколов предыдущего поколения расчётная ледопроходимость составляла 2,25 м, хотя фактически они преодолевали льды до 2,9 м толщиной. ЛК-60Я получил новые обводы корпуса, улучшающие ледопроходимость и ледостойкость. Вкупе с большой мощностью энергетической установки это позволит добиться увеличения толщины преодолеваемых льдов.

Кроме этого, он сможет выполнять ту работу, для которой сейчас используется два типа ледоколов. Проводку по Северному морскому пути (СМП) осуществляют тяжёлые ледоколы, имеющие большую осадку, а в руслах рек работают мелкосидящие. ЛК-60Я — двухосадочный ледокол. В зависимости от условий и задачи, его осадка может меняться от 10,5 до 8,5 метра. Балластные цистерны для изменения осадки будут принимать или отдавать свыше 9 тыс. тонн воды. Благодаря этому ледокол сможет работать на морском маршруте и проходить и в устья северных рек.

ЛК-60Я обладает абсолютно новой атомной энергетической установкой типа «Ритм-200». Она обладает улучшенными показателями надёжности и безопасности эксплуатации.

Кораблю будет присвоено имя «Арктика» ― в честь атомного ледокола, выведенного из эксплуатации в 2008 году.

У прежней «Арктики» была славная история. В 1977 году «Арктика» впервые в истории человечества в активном плавании достигла географической точки Северного полюса. Это был первый надводный корабль, побывавший на Северном полюсе. В 1983 году этот ледокол пробился в Восточный сектор Арктики. Тогда там стояли затёртые льдами десятки судов, под угрозой срыва находился завоз снабжения, топлива, продовольствия на Чукотку, а на уровне Совета министров решался вопрос об эвакуации населения.

Но к 2008 году технический ресурс «Арктики» был почти исчерпан, и дальнейшая его безопасная эксплуатация требовала больших материальных затрат. Корабль был выведен из эксплуатации. Та же участь постигла и другие ледоколы ― «Сибирь», «Россию», «Советский Союз». Первый атомный ледокол «Ленин», построенный в 1959 году, теперь является кораблём-музеем. Сейчас у нас остаются четыре атомных ледокола: два крупных — «Ямал» и «50 лет Победы» и два ледокола для мелководья — «Таймыр» и «Вайгач». Их ресурс также невечен. Состав атомного ледокольного флота России надо обновлять.

Новая «Арктика» вступит в строй в 2017–2018 году. Ещё два аналогичных ледокола должны быть построены до 2020 года. Позднее к ним присоединится четвёртый.

Кроме атомоходов должны строиться и дизельные ледоколы. Они тоже работают на Северном морском пути и тоже требуют замены. В основном это ледоколы типа «Ермак» и «Капитан Сорокин», которые строились для СССР в Финляндии. В прошлом году на замену им был заложен первый ледокол ЛК-25Д (мощность на валах 25 МВт), который также предназначен для работы на Севморпути.

Но наиболее амбициозным проектом станет атомный ледокол ЛК-110Я. Это будет поистине огромный корабль длиной свыше 200 м и шириной около 40 метров. Мощность на валах, как следует из названия проекта, должна составить около 110 МВт. Гигант сможет преодолевать льды толщиной свыше 3,5 метра. И самое главное: такой ледокол способен воплотить в жизнь круглогодичную навигацию по Северному морскому пути! Вдумайтесь — круглогодичную!

В общем-то можно констатировать, что мы возвращаемся в Арктику. Причин для такого возвращения три.

Во-первых, Крайний Север скрывает огромные запасы минеральных ресурсов — как на континентальном шельфе, так и на суше. Однако их добыча и транспортировка затруднена тяжёлыми климатическими условиями. Северный морской путь является единственным возможным транспортным коридором, способным обеспечить доступ к северным кладовым нашей Родины. И без развития ледокольного флота ― а также всей транспортной инфраструктуры ― невозможно говорить о добыче полярных ресурсов.

Во-вторых, Северный морской путь может стать важнейшей мировой транспортной артерией. И дело здесь не только в таянии приполярных льдов и ощутимом уже сейчас увеличении периода навигации. Другие маршруты морских перевозок уже в обозримой перспективе могут утратить безопасность. В Юго-Восточной Азии обостряются всевозможные конфликты. Обстановка в Пакистане (который является для Китая важнейшим транспортным коридором) постепенно утрачивает стабильность. Египет, владеющий Суэцким каналом, ещё не оправился от потрясений последних лет и пока не избавился полностью от опасности затяжной гражданской войны. Китай, который в скором времени станет первой экономикой в мире, сталкивается с желанием прежних мировых лидеров ограничить его рост всеми доступными способами. И для Китая наиболее безопасным транспортным коридором, на который внешние силы не смогут повлиять, будет путь через Россию, в том числе и по СМП.

В-третьих, освоение Арктики необходимо по соображениям безопасности. Протяжённая линия арктического побережья России в настоящий момент защищена довольно слабо. Именно поэтому создаётся Арктическая группировка войск. Восстанавливаются ещё советские военные объекты вдоль трассы СМП и строятся новые. 29 октября на аэродром «Темп», расположенный на острове Котельный, сел первый за 30 лет самолёт. Это был самолёт военно-транспортной авиации Ан-72. Да и сам аэродром восстанавливают в военных целях. Напомним, что только в начале сентября на остров была доставлена группа восстановления аэродрома. А участвовал в доставке весь надводный атомный флот России: тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и четыре атомных ледокола: «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр». Без ледокольного обеспечения в этих водах нельзя обойтись ни гражданским, ни военным кораблям.

Ну и ещё. Если не мы будем осваивать свою Арктику, то вместо нас нашу Арктику освоят другие. Так, американский Центр стратегических и международных исследований (CSIS) по заданию Госдепартамента США регулярно готовит аналитические доклады по Арктике. В одном из них (The New Foreign Policy Frontier. U.S. Interests and Actors in the Arctic) задачи американской арктической политики формулируются так: «Чтобы американские историки в будущем не задавали вопрос: «кто потерял Арктику?», сегодня нужно задаться вопросом: «как Соединённым Штатам выиграть Арктику?» А знаете, у кого американцы планируют выигрывать Арктику? В первую очередь ― у нас с вами.

Для США «выигрыш Арктики» представляет собой сложную задачу, ведь территориально они присутствуют там только на небольшом участке, который занимает побережье Аляски. Но задача эта окажется вполне решаемой, если мы будем сидеть сложа руки. Для её выполнения предлагается комплекс мер.

В настоящий момент Береговая охрана США располагает только тремя небольшими дизельными ледоколами (WAGB-20, WAGB-10 и WAGB-11). Из-за этого американские ВМС и БОХР не могут самостоятельно расширять своё присутствие в Арктике. Поэтому администрации предлагается разработать программу создания нового ледокольного флота. Впрочем, дело это небыстрое. А потому пока планируется опираться на ресурсы и возможности других приарктических государств, сохраняя таким образом свою доминирующую роль. Совместно с другими арктическими государствами планируется на регулярной основе проводить учения и тренировки по таким «животрепещущим вопросам», как ликвидация последствий экологических катастроф и стихийных бедствий, спасение на море. В целом, США будут делать упор на необходимость поддержания экологической безопасности Арктики. Это поможет усилить роль международных контролирующих органов (таких как Арктический совет) и сделать из них центры принятия решений в регионе вместо национальных органов власти. Это же сможет затормозить освоение Арктики отдельными государствами (конечно, по экологическим соображениям) до тех пор, пока США не способны заняться этим самостоятельно. И недавнее нападение «зелёных» на нашу платформу «Приразломная» вполне вписывается в американскую «экологическую» стратегию управления арктическими делами. Такие нападения почти наверняка продолжатся и в будущем.

В перспективе предлагается рассмотреть вопрос «сотрудничества» с Россией. Имеется в виду совместное освоение нашего СМП за счёт американских инвестиций в строительство объектов инфраструктуры на российской территории, в том числе глубоководного морского порта для обслуживания крупнотоннажных судов (ЗВО №6, 2013, Полковник А. Федосеев «Доктринальные взгляды США и Канады на освоение Арктики»). Ну, то есть не можете сами освоить свой Север? Давайте освоим мы!

Иными словами, США видят и транспортную перспективу нашей Арктики, и сырьевую. Они пока не могут влезть в Арктику так же, как привыкли в других регионах, — своё военное присутствие по всему миру они объясняют заботой о безопасности. А наша Арктика — это абсолютно безопасное место. И именно потому, что она наша. И осваивать её мы будем без помощи «партнёров» и их экологически озабоченных прихвостней.