Украина проводит системную работу по сближению с Евросоюзом. И берет на себя обязательства «постепенной адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС». В связи с этим Украину коснутся разные изменения и нововведения, в том числе и процесс реституции.
В европейском законодательстве есть понятие реституции — возвращение бывшим владельцам незаконно конфискованного имущества. В ЕС оно служит гарантией права граждан полноправно и надежно распоряжаться своим имуществом. Согласно Конвенции о защите собственности, государства берут на себя обязанность возврата незаконно изъятой собственности.
В Украине раннее существовало много мест компактного проживания евреев, в которых строились синагоги, иешивы, школы и больницы. Насколько возможен и каким образом может проходить в Украине процесс реституции имущества, некогда принадлежащего евреям и еврейским общинам, а затем незаконно отобранного?
С этим вопросом медиа-проект «Киев еврейский" обратился к эксперту.
Своими рассуждениями с нами поделился адвокат, помощник главного раввина Киева и Украины Якова Дов Блайха Геннадий Белорицкий:
— В соответствии с европейским правом и правоприменительной практикой, каждое государство, претендующее на членство в ЕС, должно осуществить реституцию ранее национализированной собственности (как культового, так и общегражданского назначения). Опыт центральноевропейских и восточноевропейских государств демонстрирует, что вышеуказанный принцип европейского права может быть реализован различным способом – возвращение имущества в натуре, выплата наследником денежной компенсации, предоставление альтернативной по стоимости недвижимости, выдача налоговых льгот и преференций и т.п.
В связи с тем, что в Украине процессы реституции находятся на самом начальном этапе и ограничиваются фрагментарными всплесками передачи религиозным организациям отдельных объектов культового назначения, сложно оценить истинные масштабы реституционных претензий. Учитывая масштабы еврейского присутствия в Украине до 1917 года, следует предположить, что число объектов, потенциально подпадающих под европейское определение реституции только относительно национализированной еврейской собственности, измеряется не сотнями, а десятками тысяч объектов, большую часть которых вернуть в натуре не представляется возможным в силу целого ряда причин. Наиболее реальная схема реституции может быть выстроена на основе следующих принципов:
— принятие законодательства о реституции с установлением определенного срока для предъявления государству всех претензий, по окончанию срока которого, претензии больше приниматься не будут;
— в аспекте реституции культового имущества – подписание меморандума между государством и основными украинскими конфессиями о плане поэтапного возвращения культовых объектов и другого имущества, с описанием механизмов денежной, налоговой и имущественной компенсации в тех случаях, когда нет возможности возвратить такое имущество в натуре;
— принцип индивидуальной реституции в отношении физических лиц, по следующему алгоритму – если имущество можно вернуть в натуре, его возвращают, если нельзя вернуть – предлагают альтернативное имущество той же стоимости, вида и целевого назначения, если и это не возможно – предлагают денежную компенсацию с рассрочкой выплат на много лет вперед.