Через 150 лет после знаменитой Геттисбергской речи американцы вспоминают этническое многообразие своих предков. Потому что в стране преобладают потомки вовсе не англичан, а переселенцев из Центральной Европы.
«…И что власть народа волей народа и для народа не исчезнет с лица Земли». Американские школьники до сих пор заучивают наизусть эти слова, которые президент Авраам Линкольн произнес 18 ноября 1863 года во время церемонии открытия военного кладбища на поле битвы при Геттисберге после того, как армия юнионистов победила силы южан. Эта Геттисбергская речь явилась риторической основой второго образования американского государства. Если до гражданской войны США называли себя Союзом наций, то после нее они стали, наконец, одной нацией.
Когда в начале июля тысячи американцев реконструировали и воссоздали историческое сражение непосредственно на поле боя под Геттисбергом, это не в последнюю очередь имело символическое значение. 4 июля, в День независимости США, весть о победе долетела до Вашингтона. 4 июля в 2 тысячах километров на запад капитулировала крепость конфедератов Виксберг на Миссисипи. «Отец всех вод вновь беспрепятственно течет в море», - объявил тогда Линкольн.
Юбилейные празднества под Виксбергом и Геттисбергом не могут, однако, передать всех трудностей пути к становлению американской нации. Во-первых, окончательная победа над мятежным югом была одержана лишь двумя годами позже. А во-вторых, в этой войне, самой кровопролитной за всю историю США, участвовали не только штаты как политические образования, но и люди - потомки многочисленных народов, переселившихся когда-то на американский континент.
В конфликте с обеих сторон принимали участие индейские племена. Более 180 тысяч рабов, привезенных из Африки, бились на стороне северян, а их 11-й корпус, защищавший Геттисберг от южан, считался «немецким», потому что некоторые генералы юнионистов, как, например, Франц Зигель или Карл Шурц, были немецкими иммигрантами.
Двенадцать поколений после отцов-переселенцев
В Нью-Йорке вскоре после Геттисберга и вовсе произошло настоящее восстание. 50 тысяч иммигрантов, главным образом ирландцев, отказались идти на войну. Вслед за этим они начали бить и убивать темнокожих (которых они считали конкурентами в борьбе за рабочие места) и пошли маршем через весь город, круша все на своем пути. Властям пришлось вывести против них войска. События этого «Призывного бунта» легли в основу фильма «Банды Нью-Йорка» режиссера Мартина Скорсезе.
В отличие от европейских стран, США были и остаются нацией иммигрантов, и большинство американцев до сих помнят, откуда были родом их предки. Ведь с тех пор, как первые переселенцы прибыли в Новый Свет, прошло всего двенадцать поколений.
В связи со 150-летним юбилеем победы в решающем сражении гражданской войны историки вновь подняли тему «немецкого» вклада в ее исход. Приведенные ими цифры впечатляют: 23,4% (516 тысяч) солдат армии юнионистов имели немецкие корни. 210 тысяч из них родились непосредственно в Германии.
Хотя Зигель со своим 11-м корпусом вошел в американскую историю, прежде всего «благодаря» своим не особо удачным военным действиям, статистика свидетельствует о том, что больше 80% американцев немецкого происхождения сделали выбор в пользу Севера. Таким образом, немцы стали самым многочисленным народом, боровшимся против рабовладельческого Юга. Их корни уходят глубоко в прошлое. Еще в 1688 году жители Джермантауна, города в Пенсильвании, основанного квакерами и меннонитами из немецкого Крефельда, выступили с первыми протестами против рабства.
Результаты переписи населения США 2000 года открывают еще более ясную картину: более 49,2 миллиона из всего 282 миллионов человек, проживавших в стране на рубеже тысячелетий (сегодня население США составляет около 312 миллионов человек), указали на свои немецкие корни. Таким образом, они образуют крупнейшую национальную группу в стране. На «чисто английские корни» указали лишь 26,9 миллиона американцев и оказались лишь на пятом месте по численности, пропустив вперед также афроамериканцев (41,3 миллиона), ирландцев (35,5 миллиона) и мексиканцев (31,79 миллиона).
Легенда Мюленберга
За всем этим кроется множество различных историй и даже настоящих легенд. Самая известная из них – так называемая Мюленбергская легенда, согласно которой, Палата представителей США в 1794 году лишь небольшим большинством голосов проголосовала против назначения немецкого официальным языком Соединенных Штатов. Правда, в действительности тогда речь шла лишь об издании законов не только на английском, но также и на немецком языке.
Тем не менее, карта США, составленная с учетом этнического происхождения их жителей, дает серьезный повод для всевозможных спекуляций. Во многих частях страны потомки переселенцев из Германии (хотя к ним спустя столетия иногда причисляют также иммигрантов из Габсбургской монархии и из альпийских и балканских регионов) составляют большинство населения. Эта территория простирается от западных границ штата Нью-Йорк через Средний Запад и до северной части тихоокеанского побережья (в том числе Аляски).
Подобное преобладание потомков англичан наблюдается лишь в Новой Англии и у восточного подножия Скалистых гор. На старом Юге большинство составляют афроамериканцы, в окрестностях Нью-Йорка - потомки итальянцев и ирландцев (всего 17,5 миллиона), а на границе с Канадой и в окрестностях Нового Орлеана - потомки французов (9,1 миллиона). Особенной категорией является многочисленная группа (19,9 миллиона) населения, считающая себя «американцами», что предположительно является следствием некоего вторичного переселения народов на территории страны.
Тогда как высокая концентрация потомков афроамериканцев и французов объясняется территорией оседлости их предков, а большая численность мексиканцев в южных районах - их перемещениями последних лет, удивительной является такая разница в распространении потомков немцев, ирландцев и итальянцев. В то время как последние проживают главным образом на Восточном побережье, немцы достигли самого Тихого океана.
«Мягкое и доброе правительство»
Католическая конфессия - а в случае с итальянцами еще и язык - определенно «законсервировали» самоидентификацию многих переселенцев. К тому же ирландским иммигрантам в англосаксонской среде была уготована роль «второсортной» категории населения. Такая роль у них столетиями была и на родине по отношению к их английским повелителям. Однако благодаря им группа англоговорящих жителей США существенно выросла.
Немецкие переселенцы также покидали Германию не от хорошей жизни и искали в Новом Свете лучшей участи. Но у них было три преимущества: их язык был идиоматически очень похож на английский. По этой причине они считались народом, родственным с англичанами. А кроме того, большинство из них были протестантами.
Будучи «религиозными беженцами», они были признательны британской короне, а после основания США - и США за прибежище. Революционеры, покинувшие Германию после 1848-1849 годов из политических соображений (в частности, будущий министр внутренних дел США Карл Шурц), также испытывали большую благодарность к своей новой родине. «Помните, что большинство из нас в Европе не имели ни дома, ни двора, ни какого-то другого имущества, а некоторые и вовсе жили в большой нужде, - говорил немецкий издатель Кристоф Зауэр из Джермантауна своим землякам. - И помните, какое мягкое и доброе правительство мы нашли здесь».
Антинемецкая истерия
Немцам как никакой другой категории иммигрантов было легко адаптироваться в англоязычных Соединенных Штатах. Именно поэтому они и «распространились» по всей территории своей новой родины. Немецкие «острова», появившиеся между Милуоки, Цинциннати и Сент-Луисом, в так называемом «немецком поясе», были исключением. Около 1900 года немцы создали самую крупную и лучше всех организованную иностранную диаспору во всех Соединенных Штатах, члены которой издавали свои газеты и вообще вели очень активную культурную жизнь. И вместе с тем немцы вполне ощущали себя американцами.
То, что историк Джон Хайем позднее назвал «самым необычным случаем коллективной ассимиляции» 20-го века, стало результатом большой политики. В ходе двух мировых войн американцам с немецкими корнями пришлось доказывать свою верность новой родине и воевать против старой. Особенно во время Первой мировой войны им пришлось противостоять настоящей антинемецкой истерии, когда целых 26 штатов США запретили употребление немецкого языка на своей территории.
Потомки немецких иммигрантов, однако, проявили себя хорошими американцами и в течение довольно короткого времени отказались от своего национального фольклора. А зверства фашистов в Третьем рейхе окончательно оборвали их эмоциональную связь с исторической родиной.
Вместо этого германофоны стали главными партнерами англосаксов и «приложили руку» к тому, что доминирующей культурой в США стала именно английская, белая и протестантская.