Итак, звезда Михаила Саакашвили закатилась окончательно. Целая эпоха в жизни незалежной Грузии, начавшаяся с революции роз, завершилась достаточно мирно.

Причём главная интрига была вовсе не в проигрыше кандидата-преемника Саакашвили и даже не в победе Георгия Маргвелашвили. Вопрос состоял скорее в том, преодолеет ли последний 50% барьер или придётся проводить второй тур.

Главной интригой смещения Саакашвили был вопрос: отдаст ли Бадри Иванишвили власть и уйдёт ли с поста премьера после выборов? Потому что Грузия сегодня является парламентской республикой, а вся исполнительная власть сосредоточена у премьер-министра.

Представим себя на месте Бадри Иванишвили. Вы — миллиардер, популярный политик, которого поддерживает парламентское большинство и чей выдвиженец получил 60% голосов на президентских выборах. И вот вам, такому популярному, одерживающему победу за победой, предстоит добровольно отдать власть. Сложный выбор.

Но Иванишвили власть отдал, за что заслуживает справедливого уважения. Потому что соблазн был слишком велик. На самом деле отказом от поста премьер-министра Иванишвили показал, что с Грузией теперь можно иметь дело.

Понятно, что никуда из политики Иванишвили не денется. Более того, он сделал очень изящный ход: в качестве своего преемника Иванишвили предложил 31-летнего министра МВД Ираклия Гарибашвили, который с 22 лет делал карьеру в его бизнес-структурах.

Уходящий популярный и уважаемый грузинский премьер Иванишвили передаёт власть своему воспитаннику — в прямом и переносном смысле этого слова. Следовательно, политика Грузии впервые за 25 лет будет последовательной, прогнозируемой и прагматичной.

Вырабатывая союзную политику в отношении Грузии, следует избегать иллюзий пророссийскости или просоюзности новой грузинской власти. При власти в Тбилиси скорее жёсткие прагматики, понимающие значение и роль России в Закавказье. При этом никто в Тбилиси не будет сворачивать военно-техническое сотрудничество с США, также как и попытки претендовать на американскую финансовую помощь.

Грузия после Саакашвили перестанет быть антироссийской республикой, это факт. Но от этого Грузия вовсе не станет пророссийской или просоюзной.

Поэтому, учитывая курс новой Грузии, необходимо выстраивать соответствующую союзную политику — предельно прагматичную, исходящую исключительно из целей, которые ставит перед собой Союз на кавказском направлении.

Транзитная интеграция

Первый интеграционный проект, который стоит предложить Грузии, — наладка евразийского транзита с Арменией. После того как в Ереване определились с вектором интеграции — евразийским — необходимо отрабатывать предметный алгоритм интеграции Армении в Союз. Учитывая отсутствие границ с Россией, никаких других вариантов, кроме транзитных проектов между Союзом и Грузией, просто нет.

Причём, учитывая растущий товарооборот между Грузией и Россией, такой транзит был бы выгоден и Тбилиси.

Однако, исходя из важности евразийского транзита в первую очередь для Армении, именно армянская сторона должна выступить главным переговорщиком с Тбилиси. Поэтому Еревану следует подключить к переговорному процессу лоббистские возможности армянских диаспор в Грузии, ЕС и США. Евразийский транзит через Грузию — это общекавказский проект, в котором заинтересованы по обе стороны гор, но Армения — в первую очередь.

Соответственно, все интеграционные проекты с участием Грузии так или иначе связаны с глобальной задачей евразийского транзита. Поэтому придётся думать над реанимацией железной дороги в регионе и готовиться к открытию грузино-абхазской границы.

Судить Саакашвили

Ещё одно направление, в котором Союз может помочь новой грузинской власти, — довести дело с осуждением Михаила Саакашвили до конца. Позиция России и союзников должна быть предельно чёткой: Михаил Саакашвили должен быть осуждён за развязывание войны.

Причём в самой Грузии претензий к бывшему президенту более чем достаточно. Новоизбранный президент Маргвелашвили пока что достаточно осторожен и уклончиво заявляет, что судьбу Саакашвили должен решить народ.

Поэтому чем жёстче будет союзная позиция о необходимости суда над Саакашвили, тем больше шансов, что в Грузии начнётся судебный процесс. Тем более что если новая власть готова опираться на мнение народа, то можно предложить провести плебисцит с одним вопросом: «Можно ли судить Саакашвили за развязывание гражданской войны 08.08.08?». Как решит большинство граждан Грузии — так тому и быть. Если позиция Союза относительно осуждения Саакашвили будет основываться на мнении самих грузинских граждан, то такую позиция новая власть в Тбилиси просто не сможет не учитывать.

Вместе с тем нужно понимать, что наличие новых лиц при власти в Тбилиси вовсе не означает, что сторонники и воспитанники Саакашвили куда-то исчезнут из системы власти. Более того, когда через 1,5-2 года начнётся разочарование в новой власти, в республике вполне возможен новый политический кризис. Поэтому, решая интеграционные задачи в Грузии, важно не забывать, что прагматичность и прогнозируемость в грузинской политике, скорее всего, продлятся очень недолго. И за это время нужно успеть сделать многое.