ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Камо грядеши, Украина? Что такое Европейский союз
Камо грядеши, Украина? Что такое Европейский союз2-11-2013, 14:07. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Камо грядеши, Украина? Что такое Европейский союзУкраина последние годы стоит на перепутье между Западом и Востоком. Положение страны на фронтире между двумя принципиально разными цивилизационными системами обуславливает региональные различия в самой Украине. Исторические, ментальные и другие предпочтения раскалывают страну. Различные политические силы использую тот или иной «край» общества пытаются затащить державу в ту или иную сторону. Руководствуясь, в первую очередь, не реальной необходимостью того или иного выбора, а выбором спонсоров этих партий (ФПГ) и личными корыстными интересами. При этом и те, и другие наводнили украинское общество многочисленными мифами, заведомо приукрашая «сильные» стороны Востока или Запада и «забывая» освещать проблемные вопросы.
События последних месяцев указывают на то, что Украина всё же, взяла курс на сближение с ЕС. В связи с этим «Хвиля» начинает цикл статей, посвящённый ЕС. Необходимо трезво и объективно подойти к тому – что приобретает и теряет Украина при подписании ЗСТ и в перспективе дальнейшей евроинтеграции. Для этого, прежде всего, необходимо разобраться – что такое ЕС, как он управляется, как функционирует его экономика, судебная система и т.д. Внимания также заслуживают основные страны-участник ЕС и ряд других аспектов. Для начала, необходимо уточнить – какие именно страны входят в ЕС: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония. Всего 28 стран. Хорватия официально присоединяется к ЕС. Государство стала 28 участником организации. Договор о вступлении был подписан 9 декабря 2011 года. Шесть стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Сербия, Турция, Хорватия и Черногория, при этом Македония, Сербия и Черногория ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания и Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, т. к. независимость страны от Сербии признана не всеми членами Еврооюза. Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации. Я не буду здесь рассматривать предысторию создания ЕС. Нас будут интересовать нынешняя ситуация и процессы последних лет. Скажу только, что процесс объединения поучителен с точки зрения выстраивания долгосрочных отношений между бывшими врагами по II-й Мировой войне. И начиналось объединение с экономической интеграции в отдельных отраслях. Существует очень много общедоступных материалов, где об этом можно узнать намного больше, чем возможно отразить в одной статье. Здесь можно увидеть хорошую инфографику о «рождении» ЕЭС (Европейского экономического сообщества), трансформации его в Европейский Союз и его расширения Датой образования ЕС, действующего в тех принципах, которые существуют (с оговорками) и сейчас можно считать дату подписания Маастрихтского договора 7 февраля 1992 года, который вступил в силу 1 ноября 1993-го года. Официально он так и назывался – «Договор о Европейском Союзе». Союз создавался на базе Европейского экономического сообщества, которое по условиям договора переименовывалось в Европейское сообщество, дополненного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с вновь заключаемым договором. Ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза возложена на Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ), в составе Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ) государств ЕС. Последствием договора было введение евро как европейской валюты и установление трёх основ союза — экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел. Договор подписали Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия. Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз, так называемые Маастрихтские критерии:
В июне 1993-го года в Копенгагене были подписаны «Копенгагенские критерии» для стран, желающих вступить в ЕС. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза. Шенгенские соглашения были подписаны в 1997-м году в Амстердаме и вступил в силу в с 1 мая 1999-го года. Единая валюта Евро была введена только 2002-м году. При этом Великобритания и Швеция в зону Евро не вошли. Ниццкий договор 2001-го года реформировал предыдущие договора и реформировал институты ЕС перед расширение ЕС на восток. И, наконец, в 2007-м году был подписан Лиссабонский договор, который определил и реформировал все положения ЕС, структуры ЕС, правосубъектность ЕС (см. ниже), принципы и цели ЕС в том виде, в котором они существуют на нынешний день. Коротко говоря, Европейский союз базируется на следующих принципах, которые можно увидеть в данной диаграмме (рис. 1) Кроме этого, в основу ЕС на сегодняшний день заложены следующие экономические принципы общего (единого) рынка стран ЕС:
Политическое устройство ЕС. На самом деле, Европейский Союзе является конфедерацией государств, в каждом из которых действует своя Конституция, своё правительство, парламент, проходят свои выборы глав государств и законодательных властей. И что намного важнее – каждая из стран проводит собственную фискальную и регуляторную политику, отчасти согласованную с другими странами через правила и стандарты ЕС. Тем не менее, существуют надгосударственные общеевропейские структуры и институты. При этом я заметил, что многие, в том числе и журналисты, очень часто путаем и попросту не знаем – какие международные европейские организации и структуры являются институтами ЕС, а какие нет. Так, например, Европейский Совет, Совет ЕС и Европарламент – это три совершенно разные организации, хотя все и входят в институт власти ЕС. А такие организации, например, как ЕБРР (Европейский Банк реконструкции и развития) и ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) никакого отношения к структурам Европейского Союза не имеют. Итак, какова же организация структур Европейского Союза?
- Совет по общим вопросам - Совет по внешним отношениям - Совет по экономическим и финансовым вопросам (Экофин) - Совет по правосудию и внутренним делам - Совет по сельскому хозяйству и рыболовству - Совет по окружающей среде - Совет по образованию, делам молодежи и культуре - Совет по занятости, социальной политике, здравоохранению и защите потребителей - Совет по транспорту, телекоммуникациям и энергетике - Совет по конкурентоспособности (внутренний рынок, промышленность и исследования) В Совете представлен один министр из каждого государства-члена. Число голосов членов Совета зависит от размера и экономического значения страны. В данном совете решения принимаются большинством голосов.
(рис. 2) В составе текущего Европарламента 7 партийных фракций и внефракционные депутаты. (рис. 3) Председатель Европарламента – Мартин Шульц (Германия – Европейская Народная Партия). Расположен Европарламент в Брюсселе (Бельгия). Последние выборы в Европарламент (согласно регламенту Лиссабонского договора) прошли в 2009-м году. Следующие должны проходить в 2014-м. Самое интересное, что нет единой процедуры выборов евродепутатов, каждое государство вправе утвердить свою систему, которая должна соответствовать трем ограничениям: - выборы должны проходить по пропорциональной избирательной системе; - избирательные территории могут быть разделены, если это не повлияет на пропорциональный характер системы голосования; - процентный барьер не должен превышать 5 %. При этом выборы проходят в разных странах как по одномандатным округам, так и по партийным спискам – в зависимости от законодательства страны-члена ЕС.
- проверка отчетов о доходах и расходах Европейского союза и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам Европейского союза; - контроль качества управления финансами; - составление доклада о своей работе после завершения каждого финансового года, а также представление Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам; - помощь Европарламенту в контроле исполнения бюджета Европейского союза.
- выработка и осуществление валютной политики зоны евро; - содержание официальных обменных резервов стран зоны евро и управление ими; - эмиссия банкнот евро; - установление основных процентных ставок. - поддержание ценовой стабильности в еврозоне, то есть обеспечение уровня инфляции не выше 2 %. Все ключевые вопросы, касающиеся деятельности Европейского центрального банка, таких как учётная ставка, учёт векселей и прочие, решаются дирекцией и советом управляющих Банка. Председателем правления ЕЦБ на данный момент является Марио Драги (Италия). В состав дирекции входят шесть человек, в том числе Председатель ЕЦБ и Заместитель председателя ЕЦБ. Кандидатуры предлагаются Советом управляющих, одобряются Европейским парламентом и главами государств, входящими в еврозону. Директора назначают сроком на восемь лет и смещать его нельзя (!).Традиционно четыре из шести мест занимают представители четырёх крупных Центробанков: Франции, Германии, Италии и Испании. Для интересующихся более подробно – ссылка на сайт ЕЦБ
ЕС является субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров.[12] Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС. Необходимо отдельно отметить, что ключевые решения в ЕС принимаются не простым большинством, а единогласно. Т.е. в Совете Европы, например, действует право «вето» (принцип консенсуса). Если хоть одна из стран проголосует «против» — решение принято не будет. Это, например, касается приёма новых членов в Европейский Союз или принятия Бюджета ЕС. Пример с последним был дан в статье «Крах Соединённых Штатов Европы: Лиссабонская конфронтация» Также какое-либо решение, затрагивающее изменение уже имеющихся Договоров (в первую очередь – Лиссабонского) должно быть принято во всех странах-членах ЕС. Если хоть одна страна такое решение не принимает, то оно не может быть введено, даже если все остальные проголосуют положительно. Типичные пример – это непринятие Конституции ЕС в 2005 году. Во Франции и Нидерландах, например, Конституция ЕС принята не была. Данное описание Европейского Союза общеизвестно. Здесь я так долго её описывал, т.к. большинство читателей, к сожалению, слабо представляют структуру ЕС. Далее нас будут интересовать экономическое состояние ЕС, проблемы, которые возникли в нём на сегодняшний день Вернуться назад |