ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Китайская экспансия на пути в ЕС: украинцам угрожают China Тауны, чиновникам — откаты
Китайская экспансия на пути в ЕС: украинцам угрожают China Тауны, чиновникам — откаты30-10-2013, 14:03. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Китайские города” или “чайна-тауны” (china towns) широко распространены в мире и являются, если мягко выражаться, местами компактного и не всегда комфортного проживания китайцев. Стараниями представителей правящей власти в Украине вскоре могут появиться сhina villages, т.е. китайские села. Это будут земли, которые китайские корпорации получат в собственность в обмен на экзотические китайские деньги — юани, на которые наше чиновничье ворье готово землю обменять в неизбывном стремлении к дерибану всего что ни попадя! Эта информация недавно распространилась в информационном пространстве, но особого ажиотажа не вызвала, поскольку внимание общественности было отвлечено скандальным языковым вопросом. А зря, ибо речь идет о сдаче украинской земли китайцам, которые давно на нее положили глаз и уже сконцентрировали немалые финансовые ресурсы для ее скупки, когда начнется запланированная властью продажа земель сельскохозяйственного назначения. “Рога и Копыта” под госгарантии Кабинет министров обратился в Верховную Раду с предложением привлечь дополнительно в специальный фонд госбюджета кредит в размере до 3 млрд долларов, предназначенный для реализации проектов в сельском хозяйстве. В парламент был внесен соответствующий законопроект (№11034) , согласно которому будут увеличены предельные размеры дефицита госбюджета и госдолга Украины, чтобы осуществить государственные заимствования на реализацию меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в области приоритетных проектов в сельском хозяйстве. Что и было сделано! На скандальной внеочередной сессии парламента 30 июля в отсутствие кворума, по сути, нелегитимно, этот законопроект был протянут в первом чтении и вцелом. Пустой на две трети зал поддержал увеличение граничного размера государственных заимствований с 15 млрд. до 39.3 млрд. грн., т.е. 24.3 млрд. грн., что составляет искомые 3.04 млрд. долл. Причиной стал тот факт, что 28 июня министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк подписал с Экспортно-импортным банком Китая меморандум о сотрудничестве по поддержке проектов сельского хозяйства, который дает возможность Украине привлечь до 3 млрд. долл. Дальше станет ясно, что речь идет даже не долларах, а о юанях, точнее о китайских товарах и технологиях сомнительного качества. По сообщению пресс-службы Минагропрода, конкретные проекты и условия привлечения средств будут обсуждаться позже, т.е. еще не ясно зачем все это нужно, но чиновники уже готовят “дырку в бюджете” и втягивают страну в дополнительные долги. По информации из Минагрополитики, программа направлена на поддержку Государственной продовольственно-зерновой корпорации и мелких фермеров, поскольку крупные агрохолдинги не рискуют связываться с китайской продукцией, отдавая предпочтение мировым брендам, и только крупный агрохолдинг Ukrlandfarming сельхозолигарха Олега Бахматюка якобы заинтересован сотрудничать с Китаем. По данным издания “Коммерсантъ-Украина”, другие крупные холдинги не рискуют покупать китайскую сельхозтехнику. По образному сравнению их менеджеров, покупать китайскую технику или американскую John Deere — это то же самое, что купить ВАЗ или Merсedes. Крупный агробизнес выбирает качественную технику, зарекомендовавшую себя в мире. К тому же, существует масса как лизинговых, так и кредитных программ. В свою очередь, экономия на гербицидах и семенах ставит под угрозу срыва работу всего года, поэтому крупный агробизнес предпочитает недешевые, но проверенные материалы. Инвестиционные “разводы” made in China Не смотря на это, по информации из Минагропрода, чиновники усиленно разрабатывают проекты по закупке в Китае средств защиты растений, а также семян и сельхозтехники. В Государственной продовольственно-зерновой компании утверждают, рассматривается не только возможность закупки китайской сельхозтехники и средств защиты растений, но также реконструкции существующих и строительство новых зернохранилищ и перевалочных и элеваторных мощностей, модернизацию сахарных заводов, создание протеиновых кластеров, а новая китайская техника обойдется дешевле, чем даже подержанная европейская или американская. Кроме того, работа с китайскими фирмами позволит открыть для Украины рынок сбыта украинской сельхозпродукции, в частности уже в нынешнем году планируется экспортировать в Китай до 1.5 млн. т кукурузы. Но подобные планы представляются крайне опасной коррупционной маниловщиной. Дело в том, что китайские инвестиции чаще всего не являются таковыми, а представляют собой так называемые связанные кредиты. Суть состоит в том, что китайские банки открывают кредитные линии только при условии, что будет закупаться оборудование китайских компаний и работы будут выполняться китайскими специалистами, т.е. значительным часть кредита остается в китайской экономике, управляют проектом и контролируют его дальнейшую работу тоже китайцы, но иностранный заемщик выплачивает тело кредита и проценты по нему. Эксперты и аграрии-практики вовсю критикуют такие планы. По их мнению, китайские семена нуждаются в адаптации к нашим климатическим условиям, и говорить об их массовом применении не приходится. Производство средств защиты растений в Украине тоже маловероятно, поскольку для Китая более выгодно заниматься экспортом готовых продуктов или ингредиентов для их приготовления, а сам по себе китайский завод в Украине, если он будет, не удешевит продукцию. Многие комментаторы сходятся на том, что указанные планы Кабмина — это пустышка. Филькина грамота Анализ пояснительной записки к законопроекту ведет к тем же выводам. В ней указано, что законопроект разработан с целью обеспечения реализации проектов в сфере сельского хозяйства, а именно — закупки китайских средств защиты растений, семян для сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственного инвентаря и другой сельхозпродукции или продажи украинских злаковых культур в Китай, строительство завода средств защиты растений, переработки органико-минеральных удобрений и другие строительные проекты в Украине, культивация земли, посадка и другое. Такое, с позволения сказать, технико-экономическое обоснование втягивание Украины в дополнительные долги на сумму 3 млрд. долл., по мнению экспертов, представляет собой наскоро состряпанную “отмазку”. К тому же оказалось, что подаваемый Кабмином в парламент документ не согласован с Министерством экономразвития и торговли (МЭРТ) и Минюстом на предмет экономической обоснованности и соответствия действующему законодательству. Выходит, это документ не Кабмина, а Минагропрода и лично министра Присяжнюка, который под маркой Кабмина проталкивает документы в своих интересах. Очевидно, что от такого “прожекта” за версту смердит коррупцией, дерибаном и откатами! Дальнейшее изучение пояснительной записки еще более укрепляет подозрение, что дело тут нечистое. Авторы документа утверждают, что проект не требует согласования с региональными властями и местным самоуправлением. Хотя при этом предполагается выделение земельных участков под строительство производственных мощностей и земель под выращивание сельхозкультур и т.д. Но по действующему законодательству, все это требует согласования на местах. Более того, в проекте утверждается, что он не требует согласования с общественностью и не касается социально-трудовой сферы! А главное, утверждается, что в проекте отсутствуют правила и процедуры, которые могут содержать риски совершения коррупционных правонарушений. Хотя налицо попытка протащить норматив, позволяющий выделять земли кому попало и без конкурсов, точно так же покупать оборудование для заводов и сельхозработ, выделять квоты на поставку в Китай украинского зерна и т.д., что предоставляет просто неограниченные возможности для разворовывания бюджетных средств, откатов, взяток. Складывается впечатление, что именно для этого все и затевается! Земля — китайцам, чиновникам — откаты? На фоне проталкивания столь скандального норматива весьма красноречиво прозвучало заявление пресс-службы Минагропрода, посвященное ежегодному посланию Януковича парламенту. Пресс-служба ведомства указывает на необходимость ускорения реформ в сельском хозяйстве. Главная “реформа” видится в скорейшем снятии моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения, к чему, по мнению министра, государство готово. Министр Присяжнюк утверждает: автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра будет основой системы обеспечения государством прав собственности на землю, покупать и продавать землю сельхозназначения смогут только граждане Украины, юридические лица-предприятия и иностранцы такого права не получат, что защитит украинских сельхозпроизводителей. Но это все слова, а перед глазами стоит пример приватизации промышленности, в результате чего она оказалась в руках олигархии. В случае с Китаем все очень серьезно. Известно, что Китай предоставляет кредиты под государственные гарантии. Налицо именно такой случай, потому что кредит получает Украина как государство. Известен также недавний опыт Европы, когда на фоне долгового кризиса ряд европейских государств планировали получить займы у Китая, накопившего огромные золотовалютный резервы на сверхэксплуатации своих трудовых и природных ресурсов, но Китай требовал гарантии в виде земли и/или объектов стратегической инфраструктуры в виде аэро— и морских портов, коммуникаций и пр. Европейцы от планов отказались, решив не связываться. Можно совершенно уверенно утверждать, что китайцев в Украине привлекла именно скорая распродажа земли, ибо в современном мире наибольший вес все более приобретают энергоносители, питьевая вода и продукты питания, а значит земля. Китай однозначно выделит деньги под гарантии земли, поскольку других гарантий Украина с ее куцыми золотовалютным запасом и ВВП предоставить не может. К тому же, согласно проекту закона о рынке земель, распоряжаться землей будет Земельный банк, а уж вывести землю в пользу китайцев — это дело техники. Чиновники торопятся с рынком земли, поскольку это огромный гарантийный фонд, позволяющий, с том числе, хватать подобного рода “кредиты” и “инвестиции”, распихивая по карманам “откаты”. А заплатит за все Украина — землей! И это только одна схема… Вот и выходит, что китайцы получат землю, чиновники — взятки, а граждане страны у которых уже отобрали предприятия, превратятся в наймитов на не принадлежащей им земле. Кстати, есть данные, что Саудовская Аравия и ряд других арабских нефтяных стран также испытывают огромный интерес к украинскому чернозему… Вернуться назад |