"Дебют" "Черного блока" в Бразилии состоялся в ходе протестных уличных выступлений в середине этого года, и было не очень понятно, зачем они пришли и каковы их цели. Тогда Бразилия только "пробуждалась ото сна", и в ходе многолюдных акций выдвигались требования самого разного толка. Но и сейчас, по прошествии пяти месяцев, когда митинговая активность заострилась на конкретных проблемах, пресловутый "Чёрный Блок" так ничего и не прояснил относительно своих целей. При этом нельзя сказать, что ответственность за погромы несут исключительно "черноблочники".
Обычно они смешиваются с теми, кто открыто выступает за свои требования. Для них это игра, которая им понравилась, и они выставляют себя чуть ли не героями, будто без них не будет перемен ни в политике, ни в экономике, ни в социальной сфере. Этот созданный самими "черноблочниками" ложный образ красной нитью проходит через всё интервью, которое дал "Голосу России" администратор страницы в Facebook "Черный Блок – Рио-де-Жанейро". Разумеется, анонимно.
Если они действительно анархисты, или по крайней мере часть их считает возможным называть себя последователями этого идеологического течения, рождённого Уильямом Годвином на рубеже XVIII и XIX веков, то они с порога впадают в грех лукавства, как, например, когда интервьируемый выступает в защиту "прямой демократии".
Анархизм не приемлет никакого верховенства на каком бы то ни было уровне, ибо это предполагает наличие руководства и централизм принятия и исполнения решений. Стало быть, анархизм – это противоположность прямой демократии.
В интервью, опубликованном 20 августа в бразильском журнале "Форум", "черноблочница", скрывающаяся под псевдонимом Зулейди Силва, высказалась более определённо, заявив, что в ходе демонстраций "ЧБ" стремится защитить активистов от репрессивных сил. "Мы делаем то, на что у манифестантов не хватает духу. Мы грудью стоим за всех", – поведала она.
Между тем "черноблочников" никто о защите не просил. У манифестантов достаточно смелости, чтобы выходить на улицы и открыто выражать свои требования. И грудью стоят как раз они: их фотографируют, снимают на видео, и соответствующие органы, вполне возможно, формируют на них досье.
Что же касается полицейских репрессий, упомянутых молодой "черноблочницей", то поначалу они, бесспорно, имели место, однако потом пошли на убыль, по мере того как движение росло и набирало обороты, вселяя во власти предержащие панический ужас. Действия насильственного характера, совершаемые участниками этой так называемой "линии фронта", столь же предосудительны, как и непропорциональное применение силы в отношении отдельных индивидумов.
Когда на днях защитники животных ворвались в институт "Ройал" в городе Сан-Роке (штат Сан-Паулу), движимые желанием спасти подопытных собак, якобы подвергающихся там плохому обращению, "черноблочников" туда никто не звал. Не звали их и на следующий день, когда численность митингующих перед зданием этого медико-фармакологического исследовательского центра значительно возросла. Люди в масках появились там по собственному почину и отнюдь не ограничились скандированием лозунгов.
Каждое действие рождает противодействие, но слова "черноблочника" из Рио-де-Жанейро, администратора страницы движения в Facebook, что "мы только отвечаем, сами не нападаем", отражают реальное положение дел с точностью до наоборот.
То, что активисты "Черного Блока" устраивают провокации и совершают акты вандализма, - отнюдь не вина "гоняющихся за сенсацией СМИ", которые, дескать, навесили на "ЧБ" ярлык "вандалов" и в Бразилии, и в других странах. Даже если допустить с натяжкой, что своими действиями "ЧБ" стремится приблизить крах "мира мегакорпораций", то причём здесь автобусные остановки, муниципальные здания и многое другое, что они под горячую руку крушат?
Ведь завтра на разгромленную накануне автобусную остановку придут именно те самые секретарши, официантки, продавщицы, тот самый рабочий люд, защитником которого провозглашает себя "Чёрный Блок". И аукнется это всем им двойными потерями, потому что восстанавление пострадавших объектов городского хозяйства будет осуществляться за счёт налогов, которые они же и платят. К слову, на данный момент в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, согласно отчётам органов городского хозяйства, на указанные цели уже израсходовано около 6,22 млн бразильских реалов.
Драйв от ощущения себя лидерами ведёт к насилию, или, как выражаются сами "черноблочники", к применению единственно возможного средства борьбы за правое дело. Однако если бы речь шла действительно о правом деле, отпала бы необходимость скрывать свои лица под масками.
Поверить в то, что "до сих пор мирные действия не привели ни к каким изменениям", как говорится всё в том же интервью "Голосу России", может только человек несведующий или злонамеренный. Ведь решение о замораживании стоимости проезда на городских автобусах и тарифов на платные дороги, принятое скрепя сердце мэрами и губернаторами под напором требований движения "За бесплатный проезд", побудившего Бразилию выйти на улицы, является как раз результатом мирных массовых выступлений.
В Бразилии и за рубежом есть сотни примеров движений, которые честно борются за свои требования и добиваются успеха именно ненасильственными действиями. Так было и раньше. Упомянем лишь ненасильственную тактику Ганди и его соратников, в результате применения которой Индия обрела независимость от британской короны, а также отстранение от власти в Бразилии президента Фернанду Колора.
Ненасильственные действия – это единственная законная форма протеста. Впрочем, Лео Винисиус, автор книги "Натиск улицы: движения Black Bloc, Reclaim the Streets и Дни Глобальных Акций" (изд. Conrad) ставит это утверждение под сомнение. И идет дальше. Говоря о порче имущества и разрушениях, он утверждает, что битьё окон "черноблочниками" не является насильственным действием, поскольку "насилие – это понятие субъективное".
Насилие, более того – насилие, совершаемое под маской анонимности, лишь тогда имеет право на существование, когда оно направлено против диктаторских политических режимов, которые подавляют любые, в том числе и мирные, формы протеста. Как это было в 60-х и 70-х годах прошлого столетия, когда многие бразильцы встали на путь вооружённой борьбы.
Анархизм, которым прикрываются многие "черноблочники", это далеко не синоним насилия и тем более хаоса. Анархизму так и не представилась возможность явить миру то, ради чего он родился. Но у него всегда была цель, которая заключалась в полной ликвидации всех форм принудительного управления и государства, искоренении любых иерархических структур.
Зная, возможно, о трудности осуществления великой утопии, Михаил Бакунин, русский теоретик и практик анархизма, внёсший в XIX столетии значительный вклад в систематизацию этого течения философской мысли, и сам не выступал, и своих последователей не призывал выступать против острой критики анархизма, высказывавшейся Карлом Марксом с трибуны Первого Интернационала. Немецкому идеологу удалось завоевать симпатии трудящихся, и на свет появился коммунизм. И произошло то, что произошло. Это, впрочем, уже совсем другая история.