ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Сингх в России. И труба, и крейсер, и Таможенный союз

Сингх в России. И труба, и крейсер, и Таможенный союз


23-10-2013, 12:52. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Сингх в России. И труба, и крейсер, и Таможенный союз

 

На днях состоялась встреча между российским президентом Владимиром Путиным и индийским премьер-министром Манмоханом Сингхом. Это уже четвёртая встреча российской и индийской, назовём их, делегациями в текущем году. Если говорить о российско-индийских саммитах вообще, то этот стал 14-м. Речь на встрече зашла о развитии торгово-экономических связей между двумя странами.

Сингх в России. И труба, и крейсер, и Таможенный союз


Если говорить о нынешнем состоянии экономических взаимодействий России и Индии, то выражаясь предельно мягко, можно сказать: хотелось бы большего. Ну, в самом деле, уровень товарооборота в 11 миллиардов долларов для наших экономик, которые вдобавок являются ещё и составными частыми общей экономики БРИКС, выглядит близким к маловразумительному. 11 миллиардов долларов – это около 12% от товарооборота России и Китая – для примера. По уровню импорта Россия для Индии занимает более чем скромное 36 место (тройка лидеров: США, ОАЭ, Китай). По уровню экспорта - 28 место. Есть, куда расти, есть, к чему стремиться.

И хотя ежегодно между Индией и Российской Федерацией наблюдается прирост товарооборота, называть его впечатляющим для столь масштабных экономических систем попросту нельзя. Чтобы ситуацию улучшить, в Москве рассматривались меры по стимулированию взаимной торговли и повышению числа реализуемых совместных проектов.

Для начала стоит перечислить все те направления сотрудничества, по которым взаимодействие Москвы и Дели в ближайшее время должно быть интенсифицировано. Первое – сфера энергетики, второе – возможность участие Индии в проекте ГЛОНАСС с одновременным размещением на территории этого государства двух сигнально-калибровочных станций, третье – новые проекты в военно-техническом сотрудничестве. Если на всех этих направлениях работа будет вестись активно и продуктивно, то к власти обеих стран считают, что через пару лет есть возможность довести товарооборот до значения в 20 миллиардов долларов.

Теперь стоит перейти к рассмотрению отдельных проектов более основательно.

Итак, первое – сфера энергетики и поставок энергоносителей. Здесь индийская сторона высказывает идею о том, что Россия могла бы увеличить объёмы поставок нефти и газа на южном направлении за счёт наземного соединения (соединения трубой) российских месторождений с индийскими потребителями. В ходе саммита была достигнута договорённость создать совместную российско-индийскую исследовательскую группу, которая должна изучить возможность строительства трубопровода, способного в будущем соединить российских поставщиков нефти и газа с потребителями этих энергоносителей в Индии.

Если временно вынести за скобки те риски, которые строительству и последующей эксплуатации таких газо- и нефтепроводов сопутствуют, то можно получить внушительный прирост объёмов товарооборота. Однако именно существенные риски сегодня и являются главным пугалом для любого инвестора такого масштабного проекта. Чтобы соединить Россию и Индию трубой для перекачивания энергоносителей, придётся осуществить самую настоящую стройку века. Самый оптимальный (если в этом случае вообще есть оптимальный) наземный маршрут выглядит следующим образом: Россия-Казахстан-Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия. И в этом маршруте, как минимум, один пункт уже вызывает сомнения. Речь, конечно же, в первую очередь об Афганистане. Начинать строить нефтепровод, который может пройти через афганские территории тогда, когда так называемый «объединённый воинский контингент» (по сути, НАТО) собирается покинуть Афганистан, та ещё авантюра. Даже если бы американцы в Афганистане остались бы ещё на «эндцать» лет, то при том экономическом и политическом состоянии, в котором центрально-азиатское государство находится сейчас, инвестировать в строительство транзитного нефте- и газопровода - риск даже не в квадрате, а в кубе. Заполучить доступ, простите, к халявным энергоносителям здесь захотят и талибы, и «шмалибы» и все остальные…

Если же в этой цепочке государств обратить внимание и на Пакистан, у которого с Индией, скажем так, давняя «дружба», то ещё и Исламабад в удобный для себя момент может «сесть на трубу», чтобы диктовать свои условия индийским «партнёрам».
В общем, упомянутый маршрут, возможно, и начнут реализовывать, но только в этом случае хотелось бы услышать все те позитивные доводы, которые представит экспертная комиссия. Если доводы сведутся к фразам «окончательно построенная демократия и наведённый порядок в Афганистане» и «вечный пакистано-индийский дружественный «пхай-пхай», то с трубопроводом точно ничего хорошего не получится.

Повести трубу, конечно, можно и без использования территории Афганистана и Пакистана. Например, через Китай, обогнув упомянутые государства, и выйдя к Индии с севера. Но тут нужно не забывать про препятствие самое что ни на есть натуральное – Гималайский хребет. Прокладывать трубу между пиками, средняя высота которых составляет 6000 метров – это посерьёзнее перехода армии Ганнибала со слонами через Альпы… Можно, конечно, тоннели рубить, как вариант…
Так что индийское предложение о строительстве трубы из России в Индию сегодня двумя выше обозначенными путями – дело глухое.

Если Индия и хочет получать российские энергоносители в более существенных масштабах, то вряд ли здесь нужно говорить о трубе. Куда более эффективно обратить внимание на поставки нефти и СПГ морем. Если в скором времени в Приморском крае и на Сахалине будут построены новые предприятия по сжижению газа, то из портов этих российских регионов энергоносители можно будет доставлять в Индию. Кстати, договоры о поставках сжиженного природного газа между российскими и индийскими компаниями есть и сейчас. Так, в частности, СПГ у России пожелали покупать индийские GAIL, Petronet, Indian Oil Corporation Limited и GSPC. До 2030 года GAIL должна получить около 50 млн. тонн СПГ. Остальные упомянутые компании должны будут получить по 50 млн. тонн СПГ каждая в течение следующих 25 лет. Такой проект будет реализован в том случае, если на Дальнем Востоке России будут возводиться новые газоконденсатные предприятия по намеченным планам.

Здесь тоже есть свои риски: например, Малаккский пролив, где нередко проявляют себя международные пиратские группы, но всё же здесь больше шансов проконтролировать транзит, чем, к примеру, на территории Афганистана.

Пока существенный рост поставок российских нефти и газа в Индию – только планы, на этом рынке в Индии царят страны Персидского залива – Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и др.

Тот совместный российско-индийский энергетический проект, который уже сейчас начинает свою работу – АЭС «Куданкулам». На данный момент запущен один энергоблок АЭС, второй находится в стадии строительства. В Москве лидеры России и Индии договорились об интенсификации работ, которая должна привести не только к скорейшему вводу в строй второго энергоблока, но и к выходу на строительство ещё 4-х энергоблоков на «Куданкулам». Нужно напомнить, что первоначальные планы были грандиозными и речь шла о возведении 16-блоковой АЭС, но потом от таких масштабов индийская сторона по разным причинам (в том числе и после аварии на «Фукусиме-1» в Японии) решила отказаться.

Теперь о военно-техническом сотрудничестве. На встрече Путина и Сингха речь зашла о продаже российского оружия в Индию. Уже менее чем через месяц в Россию прибудет индийская делегация во главе с министром обороны Аракапарамбилом Куриеном Энтони, которая (делегация) должна будет принять для ВМС Индии модернизированный авианесущий крейсер «Викрамадитья» - бывший «Адмирал Горшков». Ремонт и модернизация шли дольше запланированного, но это не оттолкнуло индийских партнёров от продолжения сотрудничества с Россией.

Кроме того, обсуждались успешные проекты по передаче Россией Индии лицензий на производство танков Т-90С, самолётов СУ-30МКИ.

До встречи государственных лидеров в прессе прошла информация о том, что Дели собирается арендовать у России вторую атомную субмарину 971-го проекта «Щука-Б» (одна субмарина аналогичного проекта индийской стороной у России уже арендуется). Однако после встречи никаких подробней о договоре по новой аренде не поступало.

Была на саммите «Россия- Индия» и ещё, как минимум, одна тема для разговора – это проявившееся желание Индии сотрудничать с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана. Представитель индийского МИД заявил, что Дели желает подписать с ТС договор о всестороннем экономическом сотрудничестве, который, цитата: «приблизил бы Индию к этому объединяющему пространству». А вот что понимается под всесторонним экономическим сотрудничеством в данном контексте – это уже отдельный вопрос. Если снятие таможенных пошлин, то тут тоже нужно думать – не меньше, чем с трубопроводом.

 

 

Автор Володин Алексей

Вернуться назад