ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Организационно-практический опыт некоторых стран в борьбе с международным терроризмом
Организационно-практический опыт некоторых стран в борьбе с международным терроризмом17-10-2013, 14:22. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Непрекращающиеся и становящиеся все более опасными акции террористов требуют адаптации государственных органов к складывающимся современным условиям антитеррористической борьбы
Предпринимаемые государственными органами ряда стран меры по противодействию новому терроризму носят как контртеррористический, так и антитеррористический характер, учитывающий многообразие и особенности сложившихся к настоящему времени террористических структур, а также их возможности по проведению крупномасштабных террористических акций. Одним из ответов открыто действующим террористическим структурам явилась разработка концепции «сетевой войны» со всеми входящими в нее компонентами, а также «наступательной обороны». Вместе с тем, к разбросанным по всему миру и конспиративно действующим, автономно или взаимосвязано, террористическим организациям, их ячейкам, группам или индивидуумам метод военных операций с применением современных технических возможностей не подходит. Несмотря на активизировавшееся международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, утверждать, что новым террористическим сетям мировое сообщество противопоставило действенную, хорошо организованную, эффективную систему антитеррористических мер на международном уровне представляется преждевременным, поскольку реальные достижения в этой области еще очень скромны. Более существенная адаптация к изменившимся формам и методам террористической деятельности прослеживается в организации работы различного рода государственных органов, задействованных в борьбе с новым терроризмом, на национальном уровне. Объявляя ряд страны «спонсорами терроризма», США помимо борьбы с международным терроризмом преследуют и свои геополитические интересы, особенно в таких важных для «жизненных интересов» регионах, как Ближний и Средний Восток.
В условиях роста активности террористических организаций и группировок в различных регионах мира, увеличения числа проявлений насилия и угроз, совершения террористических актов в отношении мирных граждан, важных стратегических объектов и даже дипломатических миссий органы государственной власти многих стран последовательно разрабатывают систему мер противодействия и борьбы с этим явлением. Основными ее направлениями являются: совершенствование правовой базы, укрепление и совершенствование деятельности специальных служб, усиление борьбы с финансированием терроризма, а также активизация разъяснительной и пропагандистско-идеологической работы. Совершенствование правовой базы противодействия терроризму В США политика в отношении международного терроризма базируется на следующих принципах: никаких уступок террористам; оказание всестороннего давления на страны, поддерживающие терроризм; использование в полной мере легальных механизмов наказания международных террористов; оказание помощи в этой сфере другим странам. В Соединенных Штатах, начиная с 1958 года принято несколько десятков законов и подзаконных актов, в той или иной степени касающихся борьбы с терроризмом. Наиболее важными среди них являются секретная Исполнительная директива президента № 39 (июнь 1995 года), Закон «О борьбе с терроризмом и применении смертной казни» (апрель 1996 года), Исполнительная директива президента № 62 (май 1998 года), Закон «О предоставлении дополнительных полномочий спецслужбам в сфере борьбы с терроризмом» (октябрь 2001 года) и др. Эти законодательные акты значительно расширили права федерального руководства, правоохранительных органов и администрации штатов по выявлению и пресечению готовящихся террористических актов, как на территории США, так и за рубежом. Они определили новый, более системный подход к противодействию терроризму в XXI веке. В целях повышения эффективности борьбы с международными террористическими организациями и координации деятельности различных ведомств на этом направлении разработаны обновляемые на регулярной основе документы с перечнем организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность или оказывающих содействие в ее проведении. К таким документам относятся: - список зарубежных террористических организаций (ЗТО); - список юридических и физических лиц, чьи активы подлежат блокированию в рамках пресечения финансирования международного терроризма; - список запрещенных в США организаций, оказывающих поддержку терроризму. Список ЗТО госдепартамента США формируется следующим образом. Первоначально в ходе совместной работы государственного департамента, министерств юстиции и финансов, а также разведывательного сообщества США составляется секретный «перечень правонарушений» (administrative record), в котором хронологически задокументирована вся террористическая деятельность организации, планируемой к занесению в список ЗТО. На его основе указанные ведомства проводят тщательное изучение всех полученных из открытых и закрытых источников свидетельств деятельности организации и принимают решение о включении ее в список ЗТО. За 7 дней до официального опубликования обновленного списка Госдепартамент направляет об этом уведомление в Конгресс США. В уведомлении содержится информация о международных террористических организациях, в том числе разведывательная, поэтому оно также является секретным. Затем список официально публикуется в Федеральном Регистре, а также средствах массовой информации и Интернете. Организация, попавшая в список ЗТО, имеет право оспорить это решение в суде. В случае судебного разбирательства ответчик - правительство США, представляемое госдепартаментом, - в ходе защиты своей позиции опирается на «перечень правонарушений». «Срок пребывания» террористической организации в списке ЗТО - 2 года. Если за этот период не появится новых свидетельств террористической деятельности организации, являющихся основанием для ее повторного включения в список, то она автоматически выбывает из него. При наличии оснований закон разрешает госсекретарю в любое время (по согласованию с министрами юстиции и финансов США) внести в список ЗТО новую организацию. Законодательной основой внесения организаций в список ЗТО является Федеральный закон США «Об иммиграции и предоставлении гражданства» с изменениями и дополнениями, внесенными в него законом «О борьбе с терроризмом и применении смертной казни». В список запрещенных в США организаций (Terrorist Exclusion List - TEL), которые квалифицируются госдепартаментом США как «оказывающие поддержку терроризму», включаются и иностранные организации (юридические лица), в соответствии с законом «Об иммиграции и предоставлении гражданства» с изменениями и дополнениями, внесенными в него «Патриотическим актом» (Федеральный закон № 107-56 «USA PATRIOT Act, 2001»). Это влечет за собой жесткие ограничения на въезд и пребывание на территории США представителей или членов таких организаций и предоставляет соответствующим органам США полномочия на выдворение их из страны (если они не являются гражданами США). В свою очередь, закон «О предоставлении дополнительных полномочий спецслужбам в сфере борьбы с терроризмом» (октябрь 2001 года) скорректировал определение терроризма, содержавшееся в действующем федеральном законодательстве, расширил понятие «федеральное преступление, связанное с терроризмом», включил в эту категорию ряд тяжких насильственных преступлений, дополнил «федеральный уголовный кодекс» ранее законодательно не существовавшим понятием «внутренний терроризм». Все это резко усилило санкции за преступления, связанные с терроризмом (в США уголовное наказание определяется путем сложения санкций), пополнило арсенал карательных возможностей федерального правительства в борьбе с терроризмом как разновидностью организованной преступной деятельности. Этот закон существенно расширяет нормативные рамки применения правоохранительными органами оперативных методов, сил и средств, облегчает работу по расследованию преступлений. Так, полиции предоставляется возможность задерживать нелегальных иммигрантов, подозреваемых в ведении террористической деятельности на срок до 7 дней без предъявления обвинения. Упрощаются требования для получения санкции на контроль телефонов и электронных средств связи и т. д. Признается также противоправным приобретение без соответствующего разрешения материалов, которые могут быть использованы в качестве компонентов химического или бактериологического оружия. Законом утверждены дополнительные меры, которые, как предполагается, будут способствовать повышению эффективности борьбы с терроризмом. К ним относятся: усиление охраны государственных границ, снятие временных ограничений на сроки расследования уголовных дел по терроризму, денежные вознаграждения непосредственным участникам операций по пресечению терактов и др. Другой важной мерой, которую США рассматривают как наиболее эффективное оружие в борьбе с экстремизмом и терроризмом, является объявление американским конгрессом с соответствующим законодательным закреплением ряда стран в качестве «государств-спонсоров терроризма» и введением против них санкций политического, торгово-экономического и военного характера. Диапазон санкций против таких стран, в основном исламских, включает в себя ряд запретов, в том числе на торговлю и инвестиции, оказание им любого вида помощи, арест их государственной собственности в США и счетов в американских банках, запреты на авиарейсы и заходы судов, а также принуждение других стран и их национальных компаний к аналогичным действиям с принятием к ним в случае «непослушания» соответствующих санкций. Объявляя ряд стран «спонсорами терроризма», США, безусловно, преследуют помимо целей борьбы с международным экстремизмом и терроризмом свои геополитические интересы, особенно в таких важных для «жизненных интересов» регионах, как Ближний и Средний Восток. Наблюдается корректировка действующего законодательства в направлении создания благоприятных условий для антитеррористической борьбы, ужесточении уголовных наказаний за террористическую деятельность и в государствах Западной Европы. После сентября 2001 года властями Великобритании в срочном порядке были пересмотрены положения закона «О терроризме» в сторону расширения функций спецслужб. Специальные и правоохранительные органы получили дополнительные полномочия по противодействию экстремистским группировкам. Полиции предоставлены дополнительные права арестовывать и допрашивать лиц по подозрению их в причастности к террористической деятельности. Расширен список организаций, чья деятельность на территории страны запрещена, за счет включения в него ряда североирландских и исламистских группировок, осуществлены иные мероприятия. Бундестагом ФРГ приняты поправки в антитеррористическое законодательство, направленные на расширение полномочий иммиграционных служб МВД по высылке за пределы страны нежелательных иностранцев. Ужесточаются требования к удовлетворению прошений о предоставлении политического убежища или статуса беженца. Национальная ассамблея Французской Республики в октябре 2001 года одобрила предложенные президентом и правительством дополнительные меры по обеспечению государственной безопасности, которые значительно расширяют полномочия спецслужб по проверке сигналов о возможности совершения терактов. Предусматривается ограничение прав личности, в частности на свободу передвижения и выбор места жительства. Полиция получила право досматривать подозрительные автомашины и производить личный обыск граждан без судебного решения, руководствуясь лишь подозрением в их причастности к террористической деятельности. Общие подходы европейских государств к проблеме борьбы с международным терроризмом были сформулированы на Лакенском саммите Евросоюза, состоявшемся в декабре 2001 года в Бельгии. В документе, в частности, зафиксировано, что члены ЕС будут стремиться в рамках единой европейской политики в области обороны и безопасности создать необходимый потенциал для противодействия террористическим угрозам. В практическом плане достигнуто принципиальное соглашение по вопросам введения единого европейского ордера на арест, пресечения канала финансирования экстремистских организаций и формирования списка террористических организаций, чья деятельность на территории ЕС должна быть запрещена. После кровавых терактов в марте 2004 года в Испании члены Евросоюза приняли решении о необходимости проведения еще более тесной совместной работы по противодействию терроризму. Для этого создана структура по координации такого рода деятельности в рамках общей борьбы с терроризмом в Европе, назначен ее руководитель, определен соответствующий штат, выработаны цели, сформулированы задачи. Таким образом, в ЕС отрабатывается общий плановый механизм борьбы с терроризмом, усиливается сотрудничество как по линии национальных спецслужб и правоохранительных органов, так и с использованием международных структур. Укрепление и совершенствование деятельности специальных служб Это направление деятельности предусматривает также усиление их взаимодействия на государственном и межгосударственном уровнях, введение в практическую деятельность новых и эффективных методов работы, улучшение их технической оснащенности и т. д. Особое внимание этому вопросу, естественно, уделяют власти США. Администрация и конгресс Соединенных Штатов принимают меры по кадровому и материально-техническому укреплению спецслужб, повышению их роли в системе обеспечения национальных интересов. Так, в ноябре 2002 года был утвержден закон о создании Министерства внутренней безопасности (МВБ, Department of Homeland Security). МВБ полностью или частично объединило в одну структуру 22 ведомства (ЦРУ и ФБР не входят в состав МВБ). Его штатная численность достигает 170 тыс. человек, а годовой бюджет исчисляется десятками миллиардов долларов. Основные задачи МВБ включают в себя предупреждение террористических актов против США, снижение уязвимости страны от внутреннего терроризма, минимизация ущерба и устранение последствий террористических нападений. В соответствии с законом США о внутренней безопасности, основными обязанностями министерства являются: - информационный анализ и защита инфраструктуры; - химическая, биологическая, ядерная безопасность и меры по противодействию этим угрозам; - транспортная безопасность и охрана границ; - подготовка к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; - координация действий с другими правительственными ведомствами и учреждениями штатов. Кроме того, МВБ продолжает исполнение функций тех структур, которые вошли в его состав. МВБ, ЦРУ и ФБР совместно вырабатывают приоритеты и стратегию обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов. В ФБР создан ведомственный Центр по изучению и анализу терроризма, в структуре которого функционирует Информационная система по террористам, содержащая в электронном виде данные, как на конкретных лиц, так и подозреваемые в причастности к терроризму группы и организации. Информационная система позволяет оперативно получать информацию и прослеживать связь между отдельными террористами, группами и/или террористическими проявлениями. Ряд аналитических подразделений и баз данных по проблемам терроризма существует и в других ведомствах и учреждениях США - министерстве обороны, РУМО, АНБ, Службе береговой охраны, Командовании специальных операций США и др. С 2003 года в стране действует независимая антитеррористическая структура - Объединенный центр по противодействию угрозе терроризму, главной задачей которого является сбор, обобщение и анализ всей поступающей информации по проблемам борьбы с терроризмом. Тем не менее, в целях дальнейшего укрепления национальных спецслужб в рамках реформы всего разведывательного сообщества (РС) США предполагается введение поста директора Национальной разведки (National Intelligence Director), куратора всех организаций, входящих в РС, и образовать Национальный контртеррористический центр (National Counterterrorism Center) с более широким представительством в нем различных ведомств и с большими информационными возможностями, который должен войти в аппарат Белого дома. В современных условиях перед спецслужбами США поставлена первостепенная задача по противодействию угрозе международного терроризма, особенно таким его проявлениям, как захваты самолетов, кибертерроризм, диверсии в отношении жизненно важных объектов промышленности и транспорта, попытки совершения терактов с применением химического и биологического оружия, ядерных материалов. Для решения этих задач активно укрепляется кадровый состав американского разведывательного сообщества, реорганизуется система подготовки кадров, улучшается деятельность информационно-аналитических подразделений, осуществляется техническое переоснащение этих структур, особенно АНБ (Агентство национальной безопасности). Спецслужбы наделяются дополнительными полномочиями. Речь идет о существенном облегчении и ускорении процесса выдачи специальным судом разрешений на прослушивание телефонных разговоров, перехват электронной почты, осуществление других оперативных мероприятий. Особое внимание спецслужб обращено на тех граждан США и иностранцев - обладателей грин-карт, которые подозреваются в причастности к международной террористической сети «Аль-Каиды». В этих целях активно используются пленные талибы и члены других радикальных исламистских организаций, находящиеся на базе США в Гуантанамо (Куба). Руководство Соединенных Штатов продолжает принимать меры, направленные на повышение антитеррористической готовности. В соответствии с разработанной американскими спецслужбами системой в стране действует пять уровней террористических угроз, каждому из которых присвоено собственное кодовое «цветовое» название. «Зеленому уровню» соответствует низкая степень угрозы, «синий» означает необходимость проявления повышенной бдительности и осторожность, «желтый» - повышенную опасность, «оранжевый» - очень высокий уровень опасности, «красный» - уровень чрезвычайной террористической угрозы. Тот или иной уровень угрозы может вводиться как на территории всей страны, так и в отдельных регионах или районах. Для каждой степени опасности разработаны необходимые меры противодействия и защиты, которые могут использоваться в общегосударственном и региональном масштабах. Усилены меры обеспечения на транспорте, особенно авиационном. В аэропортах США введена процедура дактилоскопирования прибывающих в страну иностранных пассажиров. Обязательной процедуре снятия отпечатков пальцев подвергаются граждане Ирака, Ирана, Ливии, Судана, Сирии, причем список стран постоянно расширяется. В отношении ряда категорий иностранцев, прибывающих в США на длительные сроки, вводится обязательная регистрация в иммиграционных бюро с последующим ежегодным повторением этой процедуры. В отдельных случаях иностранцы обязуются уведомлять местные иммиграционные власти о своих выездах из США. Одновременно американская администрация оказывает все большее давление на руководство входящих вместе с США в НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) Мексики и Канады с целью принятия ими американской концепции так называемого «периметра безопасности» вокруг Соединенных Штатов. Это предполагает привлечение указанных стран к более тесному сотрудничеству с США в области борьбы с международным терроризмом и использование их возможностей для сбора конфиденциальной информации по вопросам противодействия терроризму, задержания лиц, подозреваемых в связях с террористическими организациями на территории соседних стран, усиления контроля за перемещением пассажиров через границы США, а также депортации из Соединенных Штатов нежелательных лиц в пункты выезда из этих стран. Вашингтон настаивает на универсализации данных вопросов путем принятия в Мексике и Канаде законов, которые позволили бы регулировать процессы перемещения людей по всему «периметру безопасности» США. В первую очередь, по мнению Белого дома, это должно затронуть проблему нелегальных мексиканских иммигрантов, которым во многих случаях удается осесть в США, не имея необходимых документов, а также канадско-мексиканскую программу о временных сельхозрабочих, которая влияет на масштабы миграционных потоков между США, Канадой и Мексикой. Однако столь крупномасштабных и дорогостоящих реорганизаций, правоохранительных и других государственных органов, задействованных в борьбе с терроризмом, как в США, другие зарубежные (в том числе и западные) страны позволить себе не могут. Основные усилия по борьбе с терроризмом они ограничивают, главным образом, национальными рамками, даже не пытаясь вступать в конкуренцию с США за место мирового лидера в противодействии терроризму. Тем не менее, проводимые в этих странах мероприятия по адаптации своих соответствующих структур и их деятельности к новым реалиям антитеррористической борьбы, в основном, соответствуют предпринимаемым в США мерам. Первостепенное внимание в этой работе отводится кадровому и материально-техническому укреплению антитеррористических подразделений спецслужб и правоохранительных органов, их финансированию. Осуществляются иные, адекватные террористическим угрозам и вызовам, мероприятия. Серьезное внимание вопросам обеспечения безопасности граждан и государственной инфраструктуры от посягательств международных террористических организаций уделяет правительство Канады. Основными направлениями деятельности в этом направлении являются укрепление спецслужб, усиление иммиграционного контроля, обеспечение надлежащей мобилизационной готовности министерств национальной обороны и по чрезвычайным ситуациям, обеспечение безопасности воздушного транспорта, укрепление безопасности и усиление контроля на государственной границе. Власти Великобритании также укрепляют собственные спецслужбы (СИС, МИ-5 и др.), призванные обеспечить государственную безопасность от террористических угроз со стороны международных и североирландских экстремистских организаций, для чего увеличивается их финансирование, улучшается материально-техническая база. Одновременно британские власти принимают дальнейшие меры по совершенствованию системы безопасности аэропортов страны в целях предотвращения террористических актов на воздушном пассажирском транспорте. Так, для усиления контроля за пассажирами, с целью выявления скрытых в ручной клади или на теле пистолетов, ножей или неметаллических взрывных устройств, установлено новейшее рентгеновское оборудование. В связи с угрозой проведения мусульманскими экстремистскими организациями террористических актов в Великобритании руководство страны принимает дополнительные меры по усилению физической и инженерно-технической защиты объектов, имеющих жизненно важное значение для национальной инфраструктуры. Во Франции также приняты дополнительные меры безопасности. Укрепленные местные спецслужбы, в частности, усилили контроль за деятельностью мусульманских общин и землячеств, выходцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, поскольку совершенно справедливо не исключают существования у экстремистских группировок планов по совершению терактов в стране. В этой связи для пресечения возможной диверсионно-подрывной деятельности исламистов спецорганы проводят масштабные мероприятия по усилению охраны государственных учреждений, объектов промышленности и транспортной инфраструктуры. Принимаются все более эффективные меры по усилению безопасности французских диппредставительств за рубежом. В связи с возросшей вероятностью проведения терактов на территории Германии спецслужбами принимаются повышенные меры безопасности. В частности, были созданы кризисные штабы по координации работы ведомств, направленной на пресечение деятельности террористов. Одновременно правительство страны приняло решение о значительном повышении уровня бюджетных ассигнований на содержание спецслужб, укрепление их кадрового состава и улучшение материально-технической оснащенности силовых ведомств. Пропагандистская активность террористических организаций, а также их стремление посеять среди населения страх и тем самым сломить волю, вызывают необходимость оказания эффективного информационного противодействия.
Можно сделать вывод о том, что организационно-структурные преобразования в деятельности государственных органов зарубежных стран являются важнейшим элементом общего комплекса мер, направленных на противодействие новому терроризму. Этот процесс, несомненно, будет продолжаться и в дальнейшем, поскольку непрекращающиеся и становящиеся все более опасными акции террористов требуют последующей адаптации государственных органов к складывающимся современным условиям антитеррористической борьбы, более эффективного и разнопланового использования государствами имеющихся в их распоряжении сил и средств. Борьба с финансированием терроризма Создание надежной системы выявления и перекрытия каналов финансирования террористических организаций во многих странах рассматривается как одно из основных направлений деятельности по борьбе с международным терроризмом. Серьезная работа в этой области ведется в США, где сразу после терактов в сентябре 2001 года компетентными органами был подготовлен список физических и юридических лиц, имеющих отношение к поддержке международного терроризма. Прежде всего, в него вошли те, кто был связан с Осамой бин Ладеном и сетью «Аль-Каида». Их финансовые активы в США были незамедлительно заморожены. Такой список постоянно уточняется и дополняется. Одновременно принято решение о применении санкций в отношении тех зарубежных организаций, которые оказывают поддержку лицам и структурам, включенным в упомянутый перечень. В министерстве финансов США создана структура по отслеживанию активов террористов за рубежом. В его задачи входят выявление, контроль и оперативная ликвидация источников и каналов поступления денежных средств террористам. В целях поступления необходимой информации задействуется банк данных подразделения по борьбе с преступлениями в финансовой сфере министерства финансов США. Кроме того, американская администрация внесла поправки в законодательство, которые позволяют соответствующим структурам министерства финансов получать доступ к закрытой информации, касающейся уплаты налогов. Им также предоставлено право совместно с ФБР негласно проникать в компьютерные базы данных частных фирм и компаний. Одновременно руководство США предпринимает активные шаги по организации международного взаимодействия в сфере борьбы с финансированием террористических группировок. Свое согласие сотрудничать с американцами в этом вопросе выразили многие страны. Почти все они в рамках единого замысла приняли меры по блокированию подозрительных банковских счетов. Соединенные Штаты приступили к выявлению каналов финансирования экстремистских организаций различного толка через возможности зарубежных банков, в первую очередь, Швейцарии и Лихтенштейна. Руководство указанных стран убеждают в необходимости более тесного антитеррористического сотрудничества в банковской сфере. Более того, представители американских финансовых кругов высказались за введение санкций против тех банков, которые под предлогом соблюдения банковской тайны отказываются предоставлять сведения о счетах организаций и лиц, подозреваемых в причастности к терроризму. По мнению американских экспертов, при финансировании деятельности террористических организаций чаще всего используются корреспондентские счета в иностранных банках, некоторые операции проводятся через офшорные банковские структуры, широко практикуются анонимные переводы денег через специализированные полулегальные фирмы, а также контрабанда крупных наличных сумм. Тем не менее, несмотря на принимаемые в Соединенных Штатах энергичные меры по разрушению системы финансирования международного терроризма, они до сих пор не привели к решению проблемы. Террористические организации по-прежнему сохраняют доступ к источникам финансирования. В своих финансовых операциях террористы активно используют возможности разветвленной сети международного трансферта капиталов «Хавала», позволяющей осуществлять денежные переводы без физического перемещения наличности. Эта система широко распространена в странах Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Она весьма привлекательна для террористов в силу своей надежности, поскольку не оставляет документальных и электронных следов. С точки зрения местного законодательства система вполне легальна: отправитель денег передает некоторую сумму дилеру, имеющему небольшую контору в каком-либо населенном пункте; он связывается со своим партнером в пункте назначения и тот выдает сумму адресату. Поток денег по таким каналам настолько велик, что позволяет дилерам не беспокоиться о долгах, а доверие между ними построено на семейных, клановых и этнических связях, что опять же дает возможность отсрочить выплаты по долгам. Усилия США по установлению контроля над «Хавалой» пока не приносят желаемого результата, поскольку многие страны, где она используется, не имеют соответствующего законодательства, технических и материальных ресурсов. Что касается самих источников финансирования, то эксперты выделяют пожертвования, собираемые исламскими неправительственными организациями (НПО), махинации при совершении международных торговых сделок (манипулирование ценами, подделка бухгалтерской документации и т. д.), доходы от специально создаваемых для этих целей частных компаний и предприятий малого и среднего бизнеса. Финансовые трансакции подобных структур также могут служить прикрытием каналов перемещения денежных средств для террористов. Особенно солидные суммы, исчисляющиеся сотнями миллионов долларов, собираются на территории США, Канады, некоторых стран Европы и Ближнего Востока. В этой связи стоит вопрос о необходимости прекращения финансовой поддержки НПО рядовыми членами мусульманской диаспоры США посредством выплаты ими закята, а также о пресечении деятельности исламских банковских структур и благотворительных фондов, связанных с отмыванием денег для террористов. В США считают, что межгосударственная кооперация с привлечением возможностей специальных и правоохранительных органов стран Ближнего и Среднего Востока должна в ближайшей перспективе стать важным звеном в борьбе с финансированием международного терроризма. Серьезная работа по противодействию финансовой поддержке терроризма ведется также во многих странах Запада. Так, во Франции заморожены финансовые авуары целого ряда организаций и частных лиц, подозреваемых в принадлежности к террористическим группировкам или их финансировании. Банковские операции по счетам указанных юридических и физических лиц, связанные с движением средств внутри страны и за рубежом, могут осуществляться только с согласия министра экономики, финансов и промышленности. В рамках этого же министерства создана рабочая группа по координации деятельности ведомств в сфере борьбы с финансированием терроризма. Ряд предложений по совершенствованию механизма обнаружения средств, используемых для финансирования террористической деятельности, выдвинут Великобританией. Прежде всего, они включают в себя усиление роли Международной рабочей группы по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) в выявлении средств, используемых террористами. Одновременно предлагается обязать банки (в первую очередь международные) предоставлять сведения не только о явно незаконных операциях, но и о тех, в отношении которых имеются лишь подозрения, что они могут быть использованы для финансирования террористической деятельности. Министерством финансов ФРГ создан департамент финансовой разведки, которому предписано заниматься сбором сведений о подозрительных трансакциях и связанными с ними лицах. Кроме того, при министерстве финансов ФРГ сформировано центральное ведомство внепроцессуальных расследований, в которое вошли сотрудники правоохранительных органов, таможни, финансового надзора, аудита и т.д. Его основные задачи - изучение и анализ поступающих от финансовых организаций заявлений о подозрительных сделках, их предварительная проверка и передача материалов в правоохранительные органы в случае выявления нарушений. Активизация разъяснительной и пропагандистско-идеологической работы В США большое значение придается разъяснительной и пропагандистской работе, разоблачающей истинные цели и намерения исламских экстремистов, несостоятельность их теоретических подходов, противоречащих реалиям современного мира и коренным интересам исламских стран. Для реализации этой задачи серьезные усилия прилагаются со стороны ряда научных центров и институтов, в частности, Центра исследований биологической защиты университета им. Дж. Хопкинса и Института стратегических исследований по проблемам терроризма в Сан-Антонио (штат Техас). С этой же целью регулярно проводятся специальные слушания в конгрессе США с привлечением экспертов ЦРУ, а также видных исламских ученых и авторитетов. Публикации материалов в СМИ по поводу террористических угроз приобрела в США характер хорошо организованной кампании. Информационно-пропагандистская деятельность осуществляется также властями многих мусульманских стран. Ее актуальность предопределяется возросшей информационной активностью радикальных исламистов. Экстремисты все активнее берут на вооружение современные медиасредства (сеть Интернет, телевидение, газеты, журналы, частные радиостанции и т. д.). Экстремистско-террористические организации, как правило, опираются на искаженное толкование религиозных законов, норм и правил, используют в вербовочной работе и привлечении на свою сторону молодежи идеологию, основанную на собственных богословско-правовых доктринах, противоречащих традиционным религиозным исламским нормам и мусульманским законам. Отсутствие должного уровня разъяснительно-просветительской деятельности по правильному толкованию религиозных догматов и теорий, вскрытию и публичной критике ошибочных взглядов идеологов от экстремизма, нечистоплотности и подтасовки ими аргументов, как и упущения, допускаемые противниками этих взглядов в нападках на проповедников исламского экстремизма, создают благоприятную почву для деятельности такого рода организаций и группировок. Пропагандистская активность террористических организаций и группировок, а также их стремление посеять среди населения страх и тем самым сломить волю к сопротивлению, вызывают необходимость оказания этим силам эффективного информационного противодействия. Такого рода работа в некоторых исламских государствах, например, в Алжире и Египте, стала важной составной частью концепции национальной безопасности обеих стран в области антитеррористической борьбы. Опыт борьбы указанных арабских государств с распространением влияния исламского фундаментализма свидетельствует о необходимости комплексного подхода к решению проблемы, которая имеет социальные, политические, экономические, культурно-исторические и религиозно-этнические корни. Эффективное противостояние государства этой угрозе возможно при условии объединения усилий всех институтов государства, наступательного информационного противодействия и наличии поддержки правительства со стороны влиятельных религиозных и общественных деятелей, мирового сообщества.
Вернуться назад |