Запоздалые советы
Николай Пахомов С приближением объявленной даты вывода основного контингента американских сил из Афганистана множатся как опасения за будущее страны, так и работы, авторы которых пытаются спокойно анализировать последствия вывода. Однако в результате такого анализа всё чаще становится очевидным, что опасения скептиков не напрасны. В сентябре Датский институт международных отношений, один из самых авторитетных европейских исследовательских центров, опубликовал небольшое исследование условий, при соблюдении которых даже после вывода американских сил в Афганистане можно сохранить стабильность. При всей тщательности проведённого анализа ясно, что большинство из этих условий в настоящий момент как раз-таки и отсутствуют, что даёт все основания предсказывать общую дестабилизацию ситуации после ухода американцев. Итак, какие это условия? Автор исследования Халид Азиз называет пять основных условий: нормализация отношений Пакистана и Афганистана, проведение свободных и прозрачных выборов в Афганистане в 2014 году, достижение мирных договорённостей с талибами, уточнение и осуществление плана передачи контроля над территорией страны от иностранных военных афганским силовикам, больший учёт в политике афганского правительства идей и рекомендаций международного сообщества. Даже беглый взгляд на эти условия убеждает в том, что выполнить их нереально. Кратко рассмотрим проблемы с выполнением каждого из них. В принципе нормализация отношений между Пакистаном и Афганистаном возможна, например, можно достичь ряда договорённостей, будь то урегулирование приграничных споров, режима водопользования или установление «горячей линии» между военными двух стран и заключение договора о взаимной экстрадиции преступников. Однако главная трудность состоит в том, что пока есть все основания сомневаться в принципиальной позиции Пакистана по поводу будущего Афганистана – нельзя исключать, что официальный Исламабад всё ещё не отказался от идеи поддержания «управляемого хаоса» на территории Афганистана. Ещё больше проблем с проведением свободных и прозрачных выборов. (Стандарты «свободы и прозрачности» сами по себе отдельный и спорный вопрос.) Очевидно, что после ухода американцев нынешние правители Афганистана будут заинтересованы в консолидации своей власти. Допуск к власти оппозиции всех мастей, к чему могут привести свободные выборы, может не только обострить конфликт между правителями и оппозицией, что всегда опасно в афганских условиях, но и снизить эффективность процесса государственного управления. Также ясно, что свободные, прозрачные и справедливые выборы не случаются по совету зарубежных экспертов, а требуют целого ряда общественно-политических и цивилизационно-исторических условий, сегодня в Афганистане просто отсутствующих. Автор исследования Датского института международных отношений предлагает грозить официальному Кабулу приостановлением международной экономической помощи, если в процессе подготовки и проведения выборов будут допущены нарушения. Однако с таким же успехом президент Карзай и его последователи могут грозить международному сообществу ухудшением ситуации в Афганистане в случае приостановки помощи из-за рубежа. Также Халид Азиз выступает за примирение официального Кабула и талибов. Идея сама по себе не бессмысленная, однако исследователь заявляет, что при этом нельзя идти на удовлетворение политических требований талибов. Тогда возникает вопрос, а зачем талибам такие переговоры? Ещё больше вопросов к призыву автора предложить талибам допуск к участию в выборах – талибы не западноевропейская парламентская партия, едва ли их можно заинтересовать таким предложением. Более того, он предлагает посредничество ООН на этих переговорах, при этом такое посредничество фактически означало бы международную легитимацию талибов. Учитывая, что международная операция в Афганистане начиналась с санкции ООН для отстранения талибов от власти, признание этих же талибов будет означать победу талибов и станет очередным ударом по идеям международного миротворчества и борьбы с терроризмом. Если говорить о скорейшей передаче контроля над территорией страны афганским силовикам, то известно, что главная проблема состоит в боеспособности этих силовиков. Командующие иностранным контингентом в Афганистане сегодня ясно понимают, что до тех пор, пока они находятся в стране, они должны обеспечивать свою безопасность собственными силами — афганские армия и полиция в своём подавляющем большинстве не готовы в одиночку противостоять талибам. Последняя идея исследователя уважаемого датского института кажется и вовсе фантастической – уже больше десятилетия дефицита в иностранных советчиках в Афганистане не наблюдается, результаты этого общеизвестны. Пока афганцы не захотят и не смогут сами навести порядок у себя дома, никакие даже самые мудрые советы им не помогут. Тем более, если советы эти базируются на умозрительных фантазиях (вроде призывов быстро построить в Афганистане демократию по западным образцам), а не на признании неприглядной афганской реальности. Одним из фактов этой реальности является неизбежная серьёзнейшая дестабилизации страны после сокращения американского контингента в 2014 году. Экспертам же уже нужно переходить от формулирования советов, как избежать этой дестабилизации, к предложению идей того, как афганцы и международное сообщество будут бороться с этим неизбежным кризисом. Источник
Вернуться назад
|