В Греции, а потом в Риме высокий уровень культуры совершенно благополучно сочетался с массовым рабовладением. Более того, экономическая теория прямо утверждает, что на ранних стадиях развития общества, когда ресурсы, доступные обществу в целом, сравнительно малы, единственный способ добиться высокой культуры — это что-нибудь, подобное рабовладению: принудительный труд большинства практически бесплатно с тем, чтобы можно было выделить и снабжать некоторое меньшинство свободным временем, необходимым для развития культуры. Говорю о свободном времени не только потому, что трудовая теория стоимости пересчитывает все ценности в конечном счёте в рабочее время и тем самым признаёт главной ценностью свободное время, но и потому, что ещё со времён диалогов Сократа именно свободное время считалось ключевым элементом всякого развития. Недаром само слово «схолео», знакомое нам в немецком произношении «школа», означает в переводе с греческого «досуг». И недаром Карл Хайнрихович Маркс в экономических рукописях 1844-го года признал: лучше то общество, которое предоставляет своим членам больше свободного времени для саморазвития. Исходя из всего этого, надо, по-видимому, признать: способ, избранный когда-то греками и римлянами, был в те времена, скорее всего, действительно единственным способом обеспечить развитие культуры.
Другое дело, что с тех пор прошло очень много времени, случилось очень много событий, и сейчас есть несравненно более эффективные, чем массовое рабство, способы обеспечить высокое развитие культуры. Соответственно: что позволено древним грекам, совершенно недопустимо для современного Катара или какой-то другой современной страны.
Думаю, что и Соединённые Государства Америки — чей способ паразитирования на остальном мире, чем дальше, тем меньше отличается от классического рабовладения — тоже заслуживают с каждым днём меньшего уважения за тот уровень культуры, которого им удалось добиться. Напомню: там наряду с массовой культурой существует культура вполне высокая. Даже джаз, у нас традиционно воспринимаемый как искусство второго сорта, там достиг громадных высот. Напомню хотя бы Якова Мойшевича Гершовица — Джорджа Моррисовича Гершвина — с его операми и рапсодиями в джазовом стиле. Словом, достижений у СГА немало. Но чем дальше, тем больше у них достижений, оплаченных не собственными усилиями, а использованием других, по сути скупленных по всему свету работ. Соответственно полагаю: в наши дни уже нельзя с чистой совестью и без оговорок уважать американскую культуру.
Ну, а Катар не достиг и тысячной доли того, чего достигли Соединённые Государства. Катарские достижения целиком заимствованы у других. Даже тамошние дворцы, гостиницы, стадионы проектируют специалисты из других стран, а строят — как недавно выяснилось — иностранцы, завезённые опять же из других стран, причём за сущие гроши и практически без права выезда. Соответственно, рабовладение в Катаре не заслуживает даже того скромного оправдания, какое можно придумать для Соединённых Государств Америки.