ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Иранская партия Обамы

Иранская партия Обамы


1-10-2013, 14:03. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Иранская партия Обамы



Эль Мюрид


На урегулирование ситуации вокруг ядерной программы Ирана может потребоваться даже меньше трёх-шести месяцев, о которых ранее говорил президент этой страны Хасан Роухани. Об этом заявил госсекретарь США Джон Керри.


Изображение

Это называется - куй железо, пока горячо. Кризис вокруг сирийского химического оружия до предела обострил отношения Обамы и его администрации с "союзниками", и он совершенно справедливо вынужден опасаться повторения провокаций - причём вправе ожидать гораздо большего их масштаба. В таком случае единственно верная тактика - наступление и перехват инициативы. Ускоренное решение проблемы Ирана - напрашивающееся и самое логичное решение, тем более, что иных у Обамы, похоже, и нет.

Квартал-полгода, которые должны уйти на договорённости по ядерной программе Ирана - это та самая "красная черта", которую отводит себе Обама. Причём эта черта настоящая, а не её медиа-симулякр. Времени мало, проблемы нарастают.

Главная проблема - полный выход "Аль-Кайеды" из-под контроля и перевод её под управление Саудовской Аравии. Понятно, что она - не самостоятельный игрок, и ориентирована на своих союзников в элите США. Это означает, что Обама имеет дело с полностью отмороженными и не соблюдающими последних правил противниками. Иран становится для него последним аргументом, который он может противопоставить этому лихому триумвирату из собственных ястребов, саудовских принцев и вооружённых исламистских группировок Ближнего Востока.

Санкции, которые придётся отменять, даже не обсуждаются - безусловно, их отменят. Более того - Обама наверняка постарается помочь Ирану после заключения соглашения по ядерной программе и в тех вопросах, которые крайне важны сегодня для Ирана. Инвестиции и технологии - главные из них.

Изображение

Проблема современного Ирана - в катастрофическом разрыве между создаваемыми рабочими местами и числом приходящих на рынок труда молодых людей. Иран - одна из самых молодых стран мира, и это требует быстрых и срочных решений. Прежний президент Ахмадинежад отложил на время эту проблему, вбросив существенные средства в образование. За годы его правления число людей с высшим образованием выросло не на проценты, а кратно. Какое-то время эта молодёжь была занята учёбой - но сегодня она вновь появляется на сжимающемся рынке труда Ирана. На сегодня около 20% мужчин и 40% женщин, заканчивающих вузы, не могут найти работу.

При самом благоприятном развитии ситуации Иран может создавать не более полумиллиона новых рабочих мест в год. Требуется - не менее 2-2,5 миллионов. Причем молодой человек после школы и молодой человек после вуза - это разные запросы и разные рабочие места, на которые он согласится. Политически эта группа населения тоже существенно отличается от своих менее грамотных сверстников.

Вторая серьёзнейшая проблема - острый финансовый кризис. За годы правления Ахмадинежада с 2005 года по 2013 объем денег в экономике Ирана увеличился с 53 триллионов риалов до 338 триллионов на конец марта 2013 года. При этом среднегодовой рост иранской экономики в эти годы составлял приблизительно 4,2%. Значительная часть необеспеченных денег была направлена на жилищное строительство для обеспечения жильем огромного количества молодых людей. Но без обеспечения их работой вся эта масса субсидий и кредитов обрушится в конце концов на экономику - уже сейчас годовая инфляция составляет 30%, и иранские финансовые власти с трудом удерживают ее даже в этих рамках.

Нужно отметить, что если до 2009 года объем импорта составлял около 20 миллиардов долларов в год, то начиная с 2010 он увеличился рывком вчетверо - почти до 80 млрд. Это говорит уже о системных проблемах самой иранской экономики, которые решались при Ахмадинежаде закупками за рубежом - но и только.

Перед Рохани стоит очень непростая задача комплексного характера. Он должен решить знакомую России проблему ухода от однобокого развития экономики. Для этого ему нужны технологии и инвестиции. Для этого нужны деньги - причём много денег.

Изображение



Но строить новую промышленность Ирану не даёт жёсткий энергетический кризис - и без реализации масштабного иранского плана ГОЭЛРО создать резерв мощностей, необходимый для индустриального строительства, невозможно. Уже сейчас отключения на 2-4 часа в сутки предприятий и в меньших масштабах - населения - становятся если не обыденными, то весьма регулярными. Рост вводимых мощностей, необходимых для поддержания текущего потребления на душу населения - около 4% в год. Иран с трудом выдерживает этот показатель, но говорить о развитии в таком случае попросту невозможно.

Уже поэтому ни о каком отказе от ядерной энергетики Ирана говорить не приходится. Он стремится не просто увеличить выработку электроэнергии, но и существенно изменить топливно-энергетический баланс, уйдя от подавляющего присутствия в нем газа. Газ - экспортный продукт, который нужен для получения необходимых стране товаров и технологий. Топить им - жечь ассигнации по определению Д.Менделеева.

Очевидно, что соглашение с США для Ирана становится жизненно необходимым. И для этого придется платить. Решать не только свои проблемы, но и проблемы Обамы. По крайней мере там, где они пересекаются.

А вот где именно они пересекаются - в общем-то, уже понятно.


Задача, которая стоит перед Обамой - передача контроля над Ближним и Средним Востоком на аутсорсинг. При собственном незримом присутствии. То, как примерно будет выглядеть этот контроль, сегодня в экспериментальном порядке обкатывается на Африке. И здесь необходимо сделать определённое отступление.


Созданное в 2006 году центральное командование США по Африканскому континенту (AFRICOM) стало логичным продолжением и дополнением к произведённому делению всего мира на созданные аналоги - СентКом контролирует ситуацию в Передней и Средней Азии, ЕвроКом - соответственно, ответственнен за ситуацию в Европе и на территории бывшего СССР, ЗюйдКом - в Южной Америке и так далее.



Изображение

 

Изображение


Несмотря на то, что формально АфриКом сегодня задействован лишь в двух локальных операциях и его ресурсы использовались в войне в Ливии, деятельность этой структуры носит совсем не кабинетный характер.

Если вспомнить события в Мали, то можно отметить, что единственный, кто точно выиграл в них - это были как раз США. Вообще никак не участвуя в заварушке, запущенной весьма любопытными выпускниками американских военных академий из малийской армии, к которой очень удачно присоединился очень странный конгломерат из бежавших из Ливии туарегов, местных наркоторговцев и полукартонной исламистской Ансар-ад-Дин, связанной с магрибской Аль-Кайедой и по сути, вышедшей из неё молодёжной группировкой в несколько десятков голов - США использовали ситуацию на все сто. Что позволяет сделать осторожное, но весьма правдоподобное предположение - не они ли стояли за всеми событиями?

Итогом стало усиленное расширение и строительство авиабазы и базы дронов ЦРУ в нигерской Ниамее, которая уже сейчас контролируют территорию радиусом почти в 700 км, захватывая Центральную и Западную Африку. Менее известные, но тоже весьма примечательные базы созданы в Эфиопии (аэродром Арба Минч), на Сейшелах. АфриКом взял в пользование кенийские морские и наземные сооружения в Момбасе, эфиопский аэродром Боле и сенегальский Дакар уже работают на него - по всей Африке около 30 аэродромов готовы в любой момент без дополнительного согласования принять любые военные американские самолёты без какого-либо досмотра.

В 12 странах Африки у вооружённых сил США существуют свои собственные топливные хранилища: Камерун, Кабо-Верде, Танзания, Южная Африка, Сейшелы, Габон, Гана, Кения, Намибия, Кот-Д’Ивуар, Маврикий и Нигерия.

Отдельно разработана, отточена и регулярно действует система логистики АфриКом. Самолёты доставляют грузы в ключевые распределительные пункты в Джибути, Момбасе, Гариссе, Кампале, Энтеббе, Дакаре и Теме (Гана)

События в Кении выглядят в этом смысле прямым продолжением малийских - такие же молодые отморозки-маргиналы из Аш-Шабаб, загнанные в саванну без каких-либо перспектив, вдруг получают чудесным образом пополнение с европейскими и американскими паспортами, проводят безупречные по планированию, штабной культуре и логистике диверсионные операции в Кении, имеющие очень серьёзные продолжения в разных направлениях. Аш-Шабабовцы, судя по сообщениям радикальных сайтов, умудрились в последние дни нанести несмываемую обиду другим местным отморозкам из Армии спасения Господа - псевдохристианско-анималистической группировке угандийцев, жестокость которых даже по африканским меркам выглядит совершенно запредельной. В Нигерии очнулось Боко Харам, устроив резню в студенческом кампусе.



Изображение


Туземные царьки, неспособные справиться с беспределом молодняка, уже готовы на все, лишь бы загнать их обратно в джунгли и саванны. И здесь перед ними возникает два пути, связанные с двумя принципиально разными стратегиями входа на континент. Стратегией США и стратегией Китая.

"...Китай заходит с крупными финансовыми инвестициями, крупными гражданскими проектами и завозом сотен тысяч китайских рабочих в африканские страны, с одной стороны завязывая экономику стран на себя, а с другой — сильно раздражая местное население миграционными потоками и сея этническую неприязнь. Американцы заходят точечно, но по всему континенту через военные структуры и выстраивают военные логистические маршруты и сеть опорных баз. Чья стратегия станет выигрышной — время покажет..." (там же по предыдущей ссылке)

Здесь, судя по всему, и зарыта главная собака. Стратегия, которая откатывается в Африке, способна стать в будущем калькой, по которой США решают противодействовать китайской экспансии в самых критически важных регионах - Ближнем Востоке, Латинской Америке, Африке. Для этого требуется максимальное ослабление местных суверенных государств через совокупный всплеск экономических проблем, социальной напряжённости, действий террористических группировок без вменяемых политических целей и задач. Если Ближний Восток и Африка - это исламисты в первую очередь, то для Латинской Америки такой силой должны будут стать левацкие радикальные группировки, коих там преизбыточно - только выбирай.



Изображение


Иран в этом смысле прекрасно вписывается в схему - его задачей становится продолжение хаотизации региона Ближнего Востока - но уже в странах-союзницах политических противников Обамы в частности и всей международной финансовой бюрократии и олигархии. Саудовская Аравия - ключевая страна, обрушение которой позволит превратить процесс в бесконечный. При должном внимании к нему США, естественно. Ближний Восток уже насыщен необходимой инфраструктурой Пентагона, но она заточена под прямое военное присутствие США. Ее предстоит постепенно приспособить под новые задачи и реалии. Для этого в администрации Обамы и есть тихий и неприметный для журналистов директор ЦРУ Бреннан - фанат дронов и их использования в диких местностях. Именно он стоит за программой количественного и качественного наращивания как парка БПЛА, так и их линейки.

Ограничения, накладываемые на использование БПЛА - наличие работающей системы ПВО. Поэтому вбивание в каменный век обширных территорий, которые подлежат контролю - настоятельная необходимость для реализации этой весьма амбициозной программы. Бесконтактная война должна стать виртуальной - когда оператор уже перестаёт отличать авиасимулятор от реальной боевой операции. Стоимость подготовки оператора на порядок ниже цены классного пилота - и одно это позволит Штатам кратно увеличить свои вооружённые силы, нехватка которых и потребовала от Обамы полного пересмотра прежней военной доктрины США.

Иран при таком подходе на ближайшее десятилетие становится верным союзником США, которому будет позволено творить в регионе что угодно - за исключением зачистки Израиля. И при условии сохранения всей существующей военно-логистической инфраструктуры США.

Для этого мощи сегодняшнего Ирана явно недостаточно. Он уже сейчас пребывает в предкризисном состоянии, из которого его нужно выводить срочно и без особых церемоний. Плюс для США состоит ещё и в том, что грамотные и образованные молодые иранцы, мотивированные на борьбу с террористической угрозой - прекрасные бойцы виртуальной войны. Почему бы им и не доверить в недалёком будущем джойстики беспилотников, барражирующих над песками Руб-эль-Хали или египетскими пирамидами? Главный хомут для Ирана - контроль над его ядерной программой - остаётся в руках у Америки. Даже мощный и сильный безъядерный Иран не представляет угрозу интересам США. Всегда есть возможность нажать кнопку "Undo" и вернуться к вопросу о ядерной угрозе, исходящей из новой Персидской империи.

Обаме требуется за оставшиеся ему три года создать необратимую ситуацию в регионе, зачистить его до такого состояния, чтобы даже политические противники в случае прихода к власти не смогли бы вот так просто повернуть все обратно. Поэтому горизонты планирования администрации сдвигаются до месяцев - и если Керри отводит на договорённости с Ираном всего три-шесть месяцев и даже менее, то времени действительно, уже не остаётся.

Понимают ли все это иранцы? Видимо, да. И скорее всего - да. Но и они имеют свой взгляд на проблему своего лидерства в регионе. И до какой-то поры этот взгляд вполне может совпадать с американским. А вот когда он перестанет совпадать - иранцам потребуется опора на иные внешние силы. Способные обеспечить им уход от удушающей американской опеки.

Но это явно другая история.


Источник


Вернуться назад