По всей видимости, премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили действительно считал, что он сможет исправить ошибки Михаила Саакашвили. Особенно те, которые президент совершил в отношениях с Москвой. Задача представлялась не то чтобы простой, но решаемой. Была разработана изящная пошаговая схема. Во всяком случае, именно такая картина вырисовывается, если проанализировать слова и действия грузинского премьер-министра за 11 месяцев с момента его вступления в должность.

План действий: гладко было на бумаге…

Во-первых, нужно было наладить торговые и политические контакты с Россией. Понятно, что мгновенного результата быть не могло. Но учитывая, в каком состоянии находились эти отношения благодаря Саакашвили, улучшить их было легче, чем ухудшить. В плюс Иванишвили также работали его личные связи с деловыми кругами Москвы.

Во-вторых, исправить репутацию Грузии как опасной обузы в глазах западных партнёров. Ряд европейских союзников США — в первую очередь, Германия и Франция — были настроены против тесного сотрудничества с Тбилиси ещё до осетинской авантюры Михаила Саакашвили, поскольку Грузия имеет незавершённые споры по поводу своих границ. Поэтому из политической риторики Иванишвили вычёркивались лишние упоминания об Абхазии и Южной Осетии. Если уж нужно было что-то сказать на эту тему, то давались расплывчатые комментарии о том, что когда-нибудь потом вопрос территориальной целостности решится самым естественным и демократическим путём.

В-третьих, вступить в НАТО. То есть достигнуть того, чего хочет приблизительно 73–77% граждан Грузии и почти 100% её политической элиты. Сама Россия будет против членства Грузии в НАТО? Что ж, она была против и когда решался вопрос с Прибалтикой. Успокоились же. Не то чтобы добрососедские отношения, но жить можно.

Закрыть все эти вопросы Бидзина Иванишвили легкомысленно предполагал буквально за два–три года — такой срок он определял для своего пребывания в политике. После чего можно было бы почивать на лаврах отца нации, преобразившего Грузию и направившего её на путь истинный. Однако прибалтийский путь оказался не совсем подходящим для причерноморской страны. Премьер-министр, доказывая своим западным партнёрам и их политическим ставленникам в Грузии то, что он не является путинским агентом, вынужден был пойти на демонстрацию лояльности не на словах, а на деле.

Укатали сивку крутые горки

Так, в 2013 году правительство Грузии удвоило и без того немаленький воинский контингент в Афганистане, доведя его до полутора тысяч бойцов. Если брать не абсолютные цифры, а подсчитать, какой процент это составляет от численности населения государства (или его вооружённых сил), то это рекорд среди всех оккупационных армий стран-участниц. Скажем, страны Балтии — политический ориентир для Иванишвили — на троих ограничиваются вчетверо меньшим контингентом, чем выставляет одна только Грузия. Количество совместных военных программ с Соединёнными Штатами не уменьшилось, а наоборот увеличилось.

Разумеется, подобная политика вызвала закономерную реакцию в Москве. Россия увязывала нормализацию отношений с прекращением нарастающей милитаризации и хотя бы умеренным и постепенным сворачиванием столь активного сотрудничества с НАТО. С другой стороны давили США.

Отказаться от ориентира на членство в НАТО Бидзина Иванишвили уже не мог: резкая смена курса привела бы его не к лаврам и славе отца нации, а к прижизненным и посмертным проклятиям со стороны политических союзников в Грузии. Но сохранение выбранной стратегии тоже не сулило ничего хорошего. Двух–трёх лет как раз хватило бы грузинам для того, чтобы понять: Иванишвили ничем от Саакашвили не отличается, а надежды на улучшение отношений с Россией, которые и привели олигарха на вершину власти, абсолютно беспочвенны. Если с НАТО, значит против России. Опять же, уходить из политики предстояло бы не с цветами от благодарных граждан.

В результате, Иванишвили не нашёл ничего лучшего, как отказаться от власти до того, как провал его курса станет очевидным. О чём он и сообщил нации в своём обращении в августе 2013 года. Сроки отставки пока не указываются, но, вероятно, вопрос решится через несколько месяцев после выборов президента. То есть в конце этого года или начале следующего. Данный поступок характеризует Бидзину Иванишвили как принципиального человека, но вряд ли его можно назвать хорошим политиком.

Командуют здесь все, кому не лень

Итак, премьер-министр ещё не ушёл, но эта фигура временна на посту главы правительства. Политическое руководство Грузии, освобождённое от многовекторной доктрины Иванишвили с двумя взаимоисключающими направлениями, устремилось туда, куда оно двигалось и раньше — к США и в НАТО. Уже объявлено, что с 2015 года Грузия станет частью Сил быстрого реагирования Североатлантического альянса. Ни одна страна вне НАТО не состоит в Силах быстрого реагирования, Грузия будет первой. То есть речь идёт не о какой-то очередной программе сотрудничества — это и есть самое настоящее членство в НАТО, только с учётом региональной специфики. Всё-таки Грузия не сможет разобраться со своими приграничными вопросами ни сейчас, ни в обозримом будущем, поэтому стопроцентной гарантии защиты со стороны союзников она не получит. В обмен на участие во всех миротворческих и карательных операциях НАТО страна получает лишь финансовое обеспечение: США уже сегодня оплачивают каждый грузинский штык в рядах так называемых Международных сил содействия безопасности. Кстати, в ходе нынешней избирательной кампании в Грузии некоторые политики утверждают, что слабовато оплачивают…

Возвращаясь к неудачной политике Бидзины Иванишвили, можно с сожалением констатировать, что премьер-министр уходит, не объяснив своим согражданам истинные причины своего решения. Официальная версия похожа на хеппи-энд в мелодраме. Мол, герой победил дракона, но сам не захотел в него превращаться и освободил всех жителей от пагубной склонности к сотворению кумира.

Трудно сказать, верят ли в это сами грузины, но принципиальное противоречие между двумя народными ожиданиями осталось неизменным. Абсолютное большинство граждан страны желает нормализации отношений с Россией, но при этом хотят видеть Грузию в составе НАТО. Не видя в этом никакого противоречия. Проявить его, артикулировать, вывести в публичную дискуссию — вот первейшая задача российской политики в Грузии. До конца президентской кампании осталось не очень много времени (выборы состоятся 31 октября), но это достаточный срок для того, чтобы донести одну простую мысль если не до избирателей, то хотя бы до политического класса республики: или Россия, или НАТО. То, что понял Бидзина Иванишвили, должны понять и его сограждане. Иначе Грузия опять окажется инструментом для реализации чужой политики, как это уже было пять лет назад.

Согласно данным соцопроса Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, имеет место факт значительной поддержки вступления в ТС-ЕЭП со стороны граждан Грузии. Данный курс на сегодня поддерживают 59% граждан республики, причём за последний год уровень одобрения вектора евразийской интеграции вырос вдвое. Такой уровень общественной поддержки указывает на целесообразность активизации интеграционного взаимодействия между Грузией и странами Таможенного союза, отмечают аналитики ЕАБР.