Вопрос о том, как сохранить единство Украины, никуда от нас не денется, даже если его на годы заслонят другие, более актуальные сегодня проблемы. К сожалению, для страны в нынешних границах – это вечная тема. Если не найдем оптимальный подход, Украину ожидает раскол. Не цивилизованный развод по образцу Чехии и Словакии, а разрыв по живому. Потому что у них все-таки была легитимная, признанная обеими сторонами граница, а также конституционные основы для урегулирования проблемы. У нас же этого нет, да и задачи стоят другие. Не подстелить соломы на то место, куда собираемся падать, а предотвратить саму угрозу дезинтеграции страны.
При этом нельзя сказать, что стоящая перед нами задача сверхъестественно трудна, а угроза раскола неотвратима. При грамотной внутренней политике – все решается. Проблема именно в том, что нынешняя политика унитарного мононационального государства не совсем грамотна.
Во-первых, унитарное устройство под предлогом единства нации консервирует неэффективную управленческую систему, сдерживает развитие местного самоуправления. Последнее, кстати, стоит в приоритетах власти, однако воз и ныне там. Нужной реформе мешают опасения, что за децентрализацией последует федерализация (естественно, последует!), а страшнее федерализации, как считают многие не очень дальновидные политики, для Украины угрозы не существует.
Вторая ошибка унитаристов заключается в том, что поддержание единства страны сводится, по сути, лишь к государственной пропаганде. Между тем, история демонстрирует длинную череду провалов подобных попыток в разные времена и в разных регионах мира. Ну, не может Украина держаться на вышиванках и представлениях о среднестатистическом гражданине как колоритном крестьянине доиндустриальной эпохи в шароварах и соломенном брыле. Уже сто лет назад это воспринималось как фольклорная изюминка края, не более того. Пропаганда тут бессильна. Мы не можем навязать современному человеку архаичный уклад, вернуть его в эпоху, давно ставшую достоянием истории.
Есть только один источник единства человеческих сообществ – единство интересов при реализации единой задачи. Примеров удачного единения людей самых различных культур достаточно и в нашей истории. Вспомним колонизацию Северного Причерноморья в XVIII-XIX столетиях. В этом котле варились разные нации – украинцы, русские, евреи, немцы, греки, болгары, которые отличались друг от друга в значительно большей степени, нежели жители нынешних регионов нашей страны. Но, посмотрите, они без всякого конфликта сплавились в один народ. Их, вернее, наш секрет – это общее дело.
Собственно, не нужно глубоко копать: любой более-менее крупный населенный пункт Украины был или является центром миграции, местом взаимодействия разных культур и народов. Во времена СССР города росли, как грибы после дождя, в них съезжались люди не только с разных уголков Украины, но и с разных концов огромной страны. И никаких противоречий. Люди решали общие задачи: запускали заводы, строили дома, школы и парки – им было не до поиска точек конфликта.
Так может, и сегодня нам стоит больше уделять внимания не пропаганде единства, а реальным действиям по его достижению? Не пора ли занять регионы страны общим делом? Тем более что у нашей страны есть исторический опыт решения сложнейших задач. А то мы ходим по замкнутому кругу: единства нет, потому что власть не может предложить универсальный проект для всей страны, а универсального проекта нет, потому что нет единства.
В результате вся государственная конструкция унитарной Украины держится на центральной власти, которая и является единственным сторонником сохранения статус-кво. Это удобно для центра, но неприемлемо для общества. Регионы заинтересованы в сотрудничестве, дайте же им общие проекты по модернизации отечественной промышленности, созданию единой инфраструктуры. Непаханое поле еще нас ждет и в сфере работы государственного аппарата. И наш, и европейский опыт свидетельствуют, что, в конечном итоге, вопрос эффективности власти решается не в столице, а на местах. Если же в Украине и впредь будут продолжаться попытки решить проблему единства пропагандой да подгонкой всех регионов под какой-то искусственный шаблон, будущего нет ни у власти, ни у самой страны. Именно для того, чтобы избежать такого сценария, «Украинский выбор» инициировал широкое обсуждение моделей федеративного устройства страны.
Вернуться назад
|