ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > ВПК США готов завалить Сирию своей продукцией
ВПК США готов завалить Сирию своей продукцией30-08-2013, 16:25. Разместил: VP |
ВАШИНГТОН, 30 авг — РИА Новости, Петр Мартынычев. Капитализация оборонных предприятий США заметно растет на фоне разговоров о возможной военной операции против Сирии, а аналитические центры предлагают использовать продукцию спонсирующих их компаний для уничтожения объектов сирийских правительственных сил, отмечают эксперты.
В конгрессе уже началось обсуждение этого вопроса — ключевые советники президента Барака Обамы за закрытыми дверями рассказали законодателям о планах Белого дома в отношении возможного удара. Не последнюю роль в решении этого вопроса будет играть и американское военно-промышленное лобби.
"Конечно же, они (лоббисты оборонных предприятий) играют большую роль. Посмотрите, например, на список спонсоров Института изучения войны, неоконсервативного аналитического центра, возглавляемого Кимберли Каган — женой Фреда Кагана (аналитика, которого считают сторонником так называемых "ястребов" во внешней политике). Это целый ряд производителей оружия — все финансируют экспертов, которые постоянно предлагают больше воевать", — сказал РИА Новости исполнительный директор Института Рона Пола за мир и процветание Дэниэл Макадамс.
Инструкция для "Томогавка"
Поддержку Институту изучения войны оказывают, в частности, корпорации Northrop Grumman и Raytheon. Первая производит авианосцы и стратегические бомбардировщики B-2, вторая поставляет Пентагону управляемые бомбы и зенитно-ракетные комплексы Patriot, а также крылатые ракеты Tomahawk, которыми аналитики института предлагают атаковать объекты сирийских правительственных сил.
Старший аналитик Института по изучению войны Кристофер Хармер в одном из недавних докладов утверждал, что лучшим оружием для удара по сирийским авиабазам являются ракеты "Томагавк" и планирующие управляемые авиабомбы JSOW. И те, и другие боеприпасы производит Raytheon — спонсор института.
Рекламируя бомбу JSOW стоимостью полмиллиона долларов, производитель называет ее недорогим оружием. На сайте корпорации размещены ссылки на ролики, на которых такими боеприпасами с боевой частью 450 килограммов поражают на полигоне железобетонные укрепления.
Крылатая ракета "Томагавк" стоимостью около миллиона долларов в зависимости от модификации — едва ли не самое разрекламированное американское оружие, которое использовалась и в Ираке, и в Югославии, и в Ливии.
Гуманитарная интервенция и биржа
Вместе с тем, по словам Макадамса, основную скрипку играют политики.
"Наиболее влиятельные сторонники военного ответа сейчас, как мне кажется, — это "гуманитарные интервенционисты", такие как (советник президента США по национальной безопасности) Сьюзан Райс и (постпред США при ООН) Саманта Пауэр. Они занимают водительское кресло, а неоконсерваторы пассажирское, но это их ноги (Райс и Пауэр) на педали газа", — сказал собеседник агентства.
Эксперт Центра международной политики Уильям Гартунг не считает, что лоббисты американского ВПК сыграли или будут играть роль в принятии президентом решения об использовании военной силы в Сирии.
"Во-первых, это слишком чувствительная тема, и центр принятия решений очень узок. Во-вторых, если бы производители делали это, это подорвало бы их репутацию среди налогоплательщиков, от денег которых (от госзаказов) зависит их бизнес. И, наконец, те варианты действий, которые обсуждаются, будут иметь минимальный эффект на благополучие промышленности — речь идет о замене некоторого количества крылатых ракет и бомб", — сказал РИА Новости Гартунг, возглавляющий в Центре международной политики проект "Оборона и безопасность".
По его словам, оборонное лобби использует свое влияние другими методами и в других вопросах.
Однако данные биржи показывают, что производители оружия наращивают капитализацию. Как отмечают аналитики, недавний рост акций Raytheon непосредственно связан с ожиданиями удара по Сирии.
"ВМС придется значительно увеличить запас боеприпасов, чтобы быть готовыми к любому развитию событий. Это повышает перспективы продаж для Raytheon", — цитирует DefenseNews аналитика Института Лексингтона Лорена Томпсона.
Бывший представитель Пентагона Лоуренс Корб сказал изданию, что рыночная стоимость корпорации поползла вверх, как только заговорили о военной акции.
"Совершенно ясно, что значит удар крылатыми ракетами. Это — "Томагавки". А если вы собираетесь запускать их пачками, вам придется купить еще", — отметил Корб.
Деньги на избранников
Крупнейшие производители вооружений и военной техники всегда активно лоббировали свои изделия. Корпорация Northrop Grumman за первое полугодие 2013 года выделила на услуги профессиональных лоббистов 9,2 миллиона долларов, Lockheed Martin — 7,6, Boeing — 7,5 миллиона, General Dynamics — 5,5 миллиона, Raytheon — 3,6. Общие расходы на оборонное лобби в США только официально оцениваются примерно в 60 миллионов долларов в год, по другим оценкам они превышают 100 миллионов.
Lockheed Martin производит истребители F-16, бомбардировщики-невидимки F-117, а также истребитель пятого поколения F-35, Boeing поставляет Пентагону самолеты-заправщики, General Dynamics — танки M1 Abrams.
Основная задача лоббистов — повлиять на мнение конгрессменов, одобряющих выделение средств на различные программы в рамках бюджета. Наиболее распространенный способ влияния — пожертвования кандидатам в ходе избирательных кампаний.
Уильям Гартунг отмечал в исследовании "Инструменты влияния: оборонное лобби и суперкомитет", что военно-промышленный комплекс только во время избирательного цикла 2009-2010 годов выделил политическим кандидатам 22,6 миллиона долларов. Более миллиона получили 12 членов суперкомитета конгресса, имеющих полномочия предлагать сокращение военных расходов бюджета.
В условиях бюджетного секвестра ставки особенно высоки — оборонные корпорации получают подряды на миллиарды долларов, а какие-то программы в любом случае придется сократить.
Распространенный способ влияния на исполнительную власть — так называемая тактика вращающихся дверей. Чиновники, работающие в администрации и курирующие оборонку, затем переходят на работу в компании военно-промышленного комплекса. По данным исследования, в 2010 году так нашли новую работу по меньшей мере 682 человека.
Маккеон и семья
Одним из самых влиятельных лоббистов в конгрессе США считается республиканец из Калифорнии, председатель комитета палаты представителей по вооруженным силам Бак Маккеон, который регулярно выступает против сокращения расходов на оборону.
"Наш долг как американцев — обеспечить, чтобы наши войска были хорошо оснащены, — говорится в заявлении на сайте конгрессмена. — Если мы не решим проблему секвестра, последствия будут катастрофическими. Мы уже имеем сокращение расходов на оборону в размере 487 миллиардов долларов — ежегодно по 50 миллиардов в течение следующих десяти лет".
Маккеон эмоционально взывает к своим избирателям. "Мы не можем взваливать тяжесть финансового кризиса на плечи наших солдат. А что произойдет в следующий раз, когда нас атакуют?" — говорится в заявлении.
По данным американских СМИ, брат Маккеона Джо и также племянники Стив и Даниэль основали лоббистскую компанию Golden Oak Consulting, которая оказывает оборонным предприятиям содействие в получении выгодных контрактов.
"Golden Oak поможет вашей организации развивать существующие и создавать новые отношения внутри федерального правительства. Наш опыт поможет вашей организации активизировать усилия в получении правительственных грантов и контрактов", — говорится на сайте компании.
В размещенной на сайте биографии директора Golden Oak Consulting Стива Маккеона о его родственной связи с председателем комитета конгресса не упоминается.
Супруга конгрессмена Маккеона Патриция, по данным расследования Republic Report, получала пожертвования от оборонных предприятий, когда баллотировалась в законодательное собрание Калифорнии. Вернуться назад |