ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > «Новые атомные ледоколы – задел нашей будущей экономики»
«Новые атомные ледоколы – задел нашей будущей экономики»23-08-2013, 23:48. Разместил: virginiya100 |
||
Головное судно уже возводится на Балтийском заводе Петербурга. Возрождение атомного ледокольного флота оживит освоение Арктики, убеждён научный руководитель Крыловского Государственного научного центра, где без малого 120 лет испытываются модели всей отечественной морской техники, академик РАН Валентин ПАШИН. – Освоение Арктики – стратегическая задача для России. И с точки зрения безопасности государства, и как ресурс развития экономики страны, связанный с добычей полезных ископаемых и с оживлением перевозок, в том числе, международных, по Северному морскому пути.
Экспорт углеводородов ещё продолжительное время будет оставаться значимой строкой пополнения российского бюджета. Большие надежды в этом плане на шельф Карского моря, где уже на будущий год «Роснефть» планирует пробурить первую скважину.
Развитие Северного морского пути находится под постоянным вниманием президента Владимира Путина. Заполярную трассу предполагается сделать круглогодичной. СМП почти на треть короче традиционного маршрута из Европы на Дальний Восток через Суэцкий канал. Так что после урегулирования тарифных вопросов, которые вполне разрешимы, Северный морской путь может стать транспортной артерией, выгодной для перевозчиков. Особенно после освоения более высокоширотной трассы, что позволит проходить по СМП более крупнотоннажным судам.
И освоение природных богатств, и оживление Северного Морского пути и, вообще, развитие северных территорий России невозможно без атомных ледоколов. В Советском Союзе для работы в Арктике был создан великолепный флот. В наши дни на полярных трассах трудятся четыре атомных ледокола: «50 лет Победы», «Вайгач», «Ямал» и «Таймыр» (пятый – «Советский Союз» – находится в резерве). В последнее 20-летие построен лишь один атомоход – «50 лет Победы». С нынешней нагрузкой они пока справляются. Но как только будут развёрнуты работы на арктическом шельфе и станет набирать обороты транспортный конвейер СМП, их уже не хватит. К тому же в 2018 году заканчивается срок службы атомных ледоколов с малой осадкой «Таймыр» и «Вайгач», а в 2020 году – и «Ямала». Сейчас рассматривается вопрос о продлении ресурса «Вайгачу». Однако этого будет недостаточно.
Вот почему так необходимы новые ледоколы. Строительство головного атомохода ЛК-60 уже фактически началось на Балтийском заводе. ЦКБ «Айсберг» разработало серьёзный проект. Самое непосредственное участие в нём принимал и Крыловский центр – по форме корпуса, гребным винтам, энергетике и пр. При этом дважды проводили контрольные испытания в зарубежных опытовых ледовых бассейнах, в частности, в гамбургском. Все параметры, заявленные нашим центром, были подтверждены. ЛК-60, длиной 173 метров и водоизмещением более 33 тысяч тонн, станет самым большим и самым мощным ледоколом в мире (тепловая мощность двухреакторной установки РИТМ-200 – 2х175 МВт.) Благодаря двухосадочной конструкции, ледокол сможет работать и в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, и на более мелководных участках устья Енисея и Обской губы. 34-метровая ширина корпуса позволит ему в одиночку проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 70 тысяч тонн, преодолевая с постоянной скоростью трёхметровые льды. Словом, это современное судно, соответствующее требованиям уже второй половины ХХI века. И при ритмичном финансировании корабелы смогут к 2020–2021 году построить три новых атомохода.
На прошлой неделе министр промышленности и торговли Денис Мантуров в нашем центре провёл специальное совещание по реализации Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники», где присутствовали представители и судостроителей, и всех потенциальных заказчиков, как государственных, так и частных. Министр очень высоко оценил уровень российских научно-технических разработок, сказав, что в рамках программы разработано более 600 передовых технологий, из которых более трети выше мирового уровня. В самых разных областях – в конструкции, энергетике, конфигурации обводов судов и добывающих платформ созданы специальные установки-тренажёры, которые позволят и отрабатывать технологии морских операций в конкретных ледовых условиях, и одновременно на этих тренажёрах можно обучать плавсостав.
Сегодня в Крыловском центре мы завершаем постройку нового 80-метрового (рабочий участок) ледового бассейна, самого современного в мире. Используя его возможности, сможем развернуть работы по дальнейшему поиску ещё более эффективных решений для создания арктической техники. Речь идёт не только о ледоколах. Это и суда ледового класса, и морские сооружения для разработки шельфовых месторождений, как арктического, так и дальневосточного регионов. Кстати, там различные ледовые условия и ветроволновые режимы, что обусловит и разные технические решения.
У нашего центра есть ноу-хау по созданию атомного ледокола следующего поколения. Он будет принципиально нового типа – четырёхкорпусным, что позволит обеспечивать при проводке судов ширину канала до 50 метров, а не 30 с небольшим, как сейчас. Думаю, подобные ледовые богатыри будут востребованы уже через несколько лет – на новом витке освоения Арктики. Вернуться назад |