Ситуация, сложившаяся после государственного переворота в Центральноафриканской Республике (ЦАР), произошедшего в конце марта сего года, продолжает развиваться самым трагическим образом. С самого начала было ясно, что переворот является результатом активного вмешательства внешних сил. (1) Сейчас становятся более понятными его цели и перспективы.
С одной стороны, начались попытки легитимации военного переворота, с другой - происходят попытки восстановления государственной власти. В середине июля была обнародована Переходная Хартия, согласно которой начинается формирование органов государственной власти ЦАР на переходный период, предусмотренный на срок от полутора до двух лет. Однако о том, как новые власти готовятся к выборам, говорят массовые уничтожения архивов и записей актов гражданского состояния, что приводит к невозможности составления списков избирателей в обозримом будущем. (2) В определённой степени это можно сравнить с тем, что произошло в Западной Сахаре, когда массовое переселение лиц из Марокко (якобы западносахарцев) заблокировало процесс идентификации лиц, имеющих право голоса на референдуме о независимости, который планируется уже несколько десятилетий. 16 августа были приведены к присяге члены Переходного Конституционного суда ЦАР, которые в свою очередь 18 августа привели к присяге в качестве президента страны руководителя военного переворота Мишеля Джотодиа.
Всё это происходит на фоне полной и всеобъемлющей катастрофы государственности. По сообщению спецпредставителя Генерального секретаря ООН по ЦАР генерала Б.Гайя, последствия кризиса затронуло всё население страны численностью 4,6 миллиона человек. Из них 1,6 миллиона остро нуждаются в продовольствии и воде. Более 200 тысяч человек стали внутренне перемещёнными лицами и около 60 тысяч бежали за пределы страны. Дети не могут посещать школы, так как они либо разрушены, либо заняты вооружёнными отрядами. (3)
О том, что Центральноафриканская Республика «пока не стала, но может скоро стать» несостоявшимся государством, уже было сказано в Совете Безопасности ООН. (4) Если центральная власть ещё существует (хотя и в руках незаконно захвативших её повстанцев), то на местах государство уничтожено полностью: нет ни полиции, ни прокуратуры, ни судов. Разрушена промышленность и сельское хозяйство. Уже сейчас ясно, что в следующем году не будет урожая и наступит голод (крестьяне смогли осуществить посев лишь незначительной части семян). Таким образом, продолжение гуманитарной катастрофы и необходимость вмешательства «международного сообщества» обеспечены практически и информационно.
Среди важных причин происходящего в ЦАР замалчивается ещё один аспект - религиозный. Взявшая власть в ЦАР группировка «Селека» была взращена на севере страны, где проживает практически всё мусульманское население (примыкающее к преимущественно мусульманскому Чаду). Несмотря на то, что мусульмане составляют только 15% среди населения ЦАР, в составе взявшей власть «Селеки» они составляют большинство. Не случайно и активное участие Чада в мартовском перевороте в ЦАР.
Всё это позволяет предположить, что создание «несостоявшегося государства» в ЦАР не является случайным последствием недавнего государственного переворота, а одной из его целей. Ситуация похожа на некоторые формы язвы желудка: при хирургическом зашивании язва тут же открывается в другом месте. Когда в 1990-х исламистов выдавили из Алжира, они появились в Мали. Если «Аль-Каиду» выдавили из Мали, она должна появиться в другом месте.
В июне стало известно о письме, написанном лидером военной хунты в Организацию исламского сотрудничества, (5) где содержится призыв оказать помощь в создании в ЦАР исламского государства. Несмотря на то, что сам М.Джотодиа отказался от авторства этого письма, всё происходит на фоне нападений на христианские церкви и их разграбление. (6) «Аль-Каидой» дело не ограничивается, ибо данный регион кишит и другими террористическими организациями, как исламистскими, так и других направлений, в том числе «христианских» сектантских организаций. К ним, например, относится «Армия сопротивления Господа» под руководством Дж.Кони. (7) Данная организация постепенно была вытеснена из Уганды, но находит сегодня прибежище в Центральноафриканской Республике. Конечно, к Господу она никакого отношения не имеет, зато имеет отношение к алмазам – не случайно место её новой дислокации как раз находится в Верхнем Котто – в районе добычи центральноафриканских алмазов.
С 1 августа в ЦАР начала развёртывание миротворческая миссия Африканского союза – «Международная миссия по поддержке в ЦАР». Это вторая попытка государств Африки провести миротворческую операцию под африканским командованием. В состав Миссии АС вошло три с половиной тысячи военнослужащих. Задачи миссии заключаются в обеспечении защиты гражданских лиц и восстановлении безопасности и общественного порядка; стабилизации обстановки в стране и восстановлении власти центрального правительства; проведении реформы и реорганизации сектора обороны и сектора безопасности; и, наконец, создании благоприятных условий для оказания гуманитарной помощи нуждающемуся населению. (8) Однако, согласно Уставу ООН, сейчас Африканский союз должен получить одобрение своей миссии со стороны Совета Безопасности ООН. Последнее заседание Совбеза по ЦАР завершилось объявлением о переходе членов Совета в соседнее помещение для «неофициальных консультаций». В то же время нельзя не обратить внимания на заявление помощника Генерального секретаря ООН по правам человека И.Шимоновича, который заявил о необходимости развёртывания «международных сил, наделённых сильным мандатом». Он заявил, что миссия Африканского союза – это хорошо, но нужно «намного больше». (9)
Впрочем, и в Африканском союзе нет единства в отношении новых властей в ЦАР. Так, например, несмотря на то, что союз ввёл санкции и запрет на поездки лидеров военной хунты, М.Джотодиа уже приняли в целом ряде государств (Буркина Фасо, Бенин, Габон, Судан, Чад, Экваториальная Гвинея). Кроме того, лидера хунты пригласили на саммит глав государств-членов Центральноафриканского экономического и валютного сообщества.
На фоне массовых преступлений против гражданского населения прозвучало и заявление главного прокурора Международного уголовного суда, в котором она заявила, что имеются основания полагать, что в ЦАР происходят международные преступления, прежде всего убийства, изнасилования и вербовка детей-солдат. (При этом следует учитывать специфику структуры населения в странах Тропической Африки в целом и Центральноафриканской Республике в частности: дети - причём в возрасте до 14 лет - составляют половину населения страны). (10) Однако вызывает удивление, что прокурор МУС призвала международное сообщество помочь правительству ЦАР в обеспечении безопасности. Получается, что прокурор МУС не в курсе того, что именно те, кто называют себя сейчас «правительством» и совершают преступления, которые она якобы расследует. Отсюда можно ожидать, что в совершении этих преступлений готовятся обвинить не «Селеку» и её лидеров, а кого-то другого. Вариантов много, включая власти ЮАР, солдаты которых находились в ЦАР по просьбе свергнутого правительства во главе с Ф.Бозизе и которые якобы убили несколько человек из гражданского населения. Либо (что более вероятно) обвинить в совершении преступлений могут тех, кто попытается противостоять полному разрушению страны или созданию исламского государства…
Для того чтобы обеспечить юрисдикцию МУС, требуется доказательство «невозможности или неспособности» местных властей расследовать эти преступления и наказать виновных. На такое положение дел в СБ ООН уже намекают. Дело в том, что в мае новые власти ЦАР учредили национальную Совместную комиссию по расследованию нарушений прав человека и преступлений, совершённых с 2004 года. Однако, по оценкам руководства ООН, это расследование не отвечает стандартам независимости и беспристрастности, поэтому необходимо создание международной следственной комиссии.
Нельзя не заметить, что происходящее расследование ситуации в ЦАР прокуратурой Международного уголовного суда происходит на фоне только что возобновившегося судебного процесса против бывшего вице-президента Демократической Республики Конго Жана-Пьера Бембы, которого судят за преступления, якобы совершённые в ЦАР его войсками, направленными по просьбе тогдашнего президента ЦАР А.-Ф.Патассе. Новые свидетели защиты дают показания о том, что преступления, в которых обвиняют Бембу, на самом деле совершали повстанцы генерала Бозизе (того самого, который, несмотря на помощь Бембы, сверг Патассе, но которого в свою очередь свергли нынешние повстанцы, захватившие столицу в марте этого года).
В последнее время концепция «несостоявшегося государства» получила новое развитие, а в целом она взята на вооружение как новая форма внешнего управления в Африке. Сомали, Демократическая Республика Конго, Гвинея-Бисау, Мали, теперь Центральноафриканская Республика – всё это примеры создания политических офшоров для размещения там международных преступных, в том числе террористических, организаций. Переворот в ЦАР произошёл практически сразу после завершения основной операции по зачистке «Аль-Каиды» в Мали. Отныне ликвидация одного из политических офшоров неизбежно будет приводить к созданию нового.
(1) Впрочем, это относится ко всем переворотам, произошедшим в ЦАР за последние пятьдесят лет. См. подробнее: Мезяев А.Б., Центральноафриканская интрига: http://www.fondsk.ru /news/2013 /04/ 03/ centralno afrikan skaya -intriga- 19864.html
(2) См. выступление помощника Генерального секретаря ООН по вопросам прав человека И.Шимоновича на заседании СЮ ООН 14 августа 2013 г. // Документ ООН: S/PV.7017. С.7-8.
(3) См. выступление Б.Гайя на заседании СБ ООН 14 августа 2013 г. // Документ ООН: S/PV.7017.
(4) См. стенограмму заседания СБ ООН 14 августа 2013 г. С.6.
(5) Более известная под названием «Организация Исламская конференция». (Название было изменено в июне 2011 года).
(6) Христиане составляют половину населения страны (50% католики и 50% протестанты), 35% исповедуют традиционные африканские религии.
(7) Ситуация в Уганде и в её рамках, прежде всего, дело против Кони, является первым делом, принятым к рассмотрению Международным уголовным судом ещё в январе 2004 года.
(8) См. Доклад Генерального секретаря ООН о положении в Центральноафриканской Республике // Документ ООН: S/2013/470 от 5 августа 2013 г. С.5-6.
(9) См. стенограмму заседания СБ ООН 14 августа 2013 г. С.8-9.
(10) Дети в возрасте до 14 лет составляют 42% населения страны. Если же исходить из международно-правового определения «ребёнка» (то есть лица в возрасте до 18 лет), дети составляют около 70% населения ЦАР.