ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Позиция. Культ алчности

Позиция. Культ алчности


15-08-2013, 12:30. Разместил: virginiya100

Позиция. Культ алчности


15 августа 09:00
 
Георгий Иоффе
председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии, протоиерей

Православное служение предполагает, в числе прочего, открытое полемическое противостояние лжеучениям. Речь об организациях и группах, построенных на религиозном мошенничестве, психологических манипуляциях и намеренном обмане неискушённых, за умы и души которых необходимо бороться ради правды Божией и очевидной человеческой справедливости.
Позиция. Культ алчности -
Георгий Иоффе.

Важно прежде всего разобраться, что означают понятия, вокруг которых идёт настоящая информационная война. Термины «секта», «тоталитарный» и «деструктивный» взяты не только, как принято считать, из лексикона православного сектоведения, но они научно обоснованы и закреплены законодательно. Более того – являются общеупотребительными, применяются в деловой сфере и публицистике.

 

Понятие «секта» введено в научный оборот социологом Максом Вебером в 1905 году, широко применяется в религиоведении (Эрнстом Трёльчем, Ричардом Нибуром, Говардом Беккером, Листоном Поупом, Джеффри Нельсоном и иными исследователями). Термин закреплён в нормативных и декларативных актах – например, в резолюции Совета Европы от 12 февраля 1996 г. («О сектах в Европе»), в постановлении правительства Москвы от 22 июня 2010 г. («О концепции реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений»), в других документах. В концепции национальной безопасности России, разработанной в 1997-м, говорится: «необходимо учитывать разрушительную роль различного рода религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни российского общества, представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан России и зачастую используемых для прикрытия противоправной деятельности».

 

Термин «тоталитарный» часто используется как в обиходе, так и в государственных актах. Определение «деструктивный» также значится в официальных документах органов власти.

 

Выражения «тоталитарная секта», «деструктивный культ» вполне отражают суть тех организаций, которые уже около 20 лет пытаются претендовать на власть над умами, а порой и собственностью почти миллиона наших граждан – именно столько сегодня в нашей стране адептов тоталитарных сект.

 

Большинство «проповедников» и миссионеров хлынули в Россию извне после падения «железного занавеса» в начале 90-х годов – например, «Свидетели Иеговы». Некоторые выросли на отечественной почве – как, скажем, минусинский лжехристос Виссарион-Тороп или последователи «культа Анастасии». В отличие от традиционных для России конфессий, эти и им подобные организации пользуются мошенническими методами для достижения своих целей, практикуют обман при вовлечении новых приверженцев и контроль над их сознанием. Они опасны на всех уровнях человеческого бытия – личности, семьи, общества и государства. Поэтому проблема деструктивных культов, без преувеличения – один из вопросов национальной безопасности, что подтверждается многочисленными фактами из отечественной и мировой практики.

 

Вспомним печально известную массовым самоубийством секту «Народный Храм» или коллективную истерию «Белого Братства». Далеко не полный список из нескольких сот таких объединений не раз озвучивался на всевозможных форумах, в том числе – международных, однако действенных мер по ограничению деятельности сил, представляющих угрозу для общества, по контролю над ними, по большому счёту, не предпринимается.

 

Большинство деструктивных культов зарегистрированы в органах юстиции в качестве религиозных или общественных организаций. Некоторые имеют по несколько юридических лиц, и если одно из них ликвидируется, остальные без особого ущерба продолжат свою «миссию». Например, муниты и сайентологи преспокойно существуют после судебного закрытия одного из их филиалов. Поэтому, давая «зелёный свет» тому или иному объединению, важно опираться не только на его устав, где всё всегда гладко, но и на доктрину (в том числе, на внутренние учения и практики). Имеют значение личности основателя, нынешнего предводителя или группы лидеров, история секты – но всё это невозможно узнать без экспертного расследования.

 

Данный вопрос – едва ли не важнейший для принятия решений. Самыми громкими голосами, особенно в СМИ, «поют» зачастую как раз ангажированные культами эксперты, получающие гранты из-за рубежа, где находятся головные организации большинства деструктивных культов. Почтеннейшей публике пытаются всучить, несомненно, заказанные дискурсы, которые сводятся к двум основным тезисам. Первый: «новые религиозные движения (НРД) – это нравственно нейтральное явление в русле общемировых тенденций». Второй: «критика, а тем паче судебное преследование организаций НРД – нарушение прав человека, свободы вероисповедания и тому подобное». Характерный пример рупора идей такого рода – Московская Хельсинкская группа, получающая деньги в том числе и от сайентологов.

 

Акция протеста против деятельности иеговистов в Санкт-Петербурге. Фото ИТАР-ТАСС.

Сами же утверждения – более чем спорные. Во-первых, подавляющую часть новых религиозных движений составляют именно деструктивные культы. Во-вторых, априори ставить НРД вне критики только потому, что они являются религиозным меньшинством – это отрицание основного демократического принципа равной ответственности перед законом.

 

Сфера законотворчества иногда преподносит совершенно неожиданные сюрпризы. Например, из новой редакции закона о здравоохранении исчез запрет на сеансы массового целительства (вроде Кашпировского и Чумака), и никакой ответственности за шарлатанство не предусмотрено.

 

Лоббирование деструктивных культов происходит и в общественной сфере. Например, руководитель зонтичного объединения неопятидесятников Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), член Общественной палаты России и самопровозглашённый «епископ» Сергей Ряховский выступает «активным прикрытием» для множества неохаризматических (неопятидесятнических) сообществ, которые стремятся участвовать в различных институтах гражданского общества наравне с традиционными религиями и конфессиями. Настоящие протестанты: лютеране и кальвинисты – подобные организации не признают ни протестантскими, ни даже христианскими.

 

Неохаризматическое движение, по единодушному мнению международных и отечественных экспертов, озвученному на конференции в Саратове ещё в 2005 году, чрезвычайно опасно, так как использует методы, противоречащие принципам свободы личности. Контроль сознания адептов, введение молящихся в состояние транса, зачастую заканчивающееся массовой истерией и психическими расстройствами, использование обмана, в частности, конфессиональной анонимности и псевдонимности, эксплуатация рядовых последователей и даже страшные уголовные преступления – это только некоторые аспекты, по которым неопятидесятников можно поставить в ряд наиболее опасных деструктивных сект. При этом руководители организации на словах относятся к православной церкви вполне дружелюбно, а на своих собраниях, по свидетельству очевидцев, высмеивают её духовенство и верующих. Налицо двойные стандарты, что тоже указывает на деструктивный характер.

 

Ещё одним способом легитимизации деструктивных культов стало их участие в социально ориентированных программах, в том числе, государственных. Яркий пример – организация «Новая Жизнь» под Кингисеппом (Ленинградская область), заявляющая себя реабилитационным центром для нарко- и алкозависимых лиц без определённого места жительства. Однако это не более чем бизнес-проект, построенный на рабском труде с применением неохаризматических технологий «промывки мозгов».

 

Некоторые секты массово занимаются фандрайзингом (привлечением денежных и иных ресурсов), также маскируясь под традиционное православие. В банки и фирмы часто приходят письма такого содержания:

«Уважаемый имярек! Приглашаем Вас принять участие в акции духовного возрождения Новой Святой Руси. Надеемся и верим, что вместе с вами сможем помочь российскому народу обрести те образы и идеалы высокой духовности, которые будут способствовать возрождению братолюбия, праведности, благочестия. Считаем своим священным долгом прославить жертвенный подвиг мучеников соловецкой Голгофы, голодомора, ГУЛАГа – наших прадедов, отцов и матерей, отдавших свою жизнь за светлое будущее. Просим оказать посильное пожертвование на уставную деятельность Церкви. Мир и любовь Вам, Вашим ближним и семьям, покров Богородицы и святых новой Святой Руси!»

 

Неискушённому читателю крайне трудно уловить здесь специфическую терминологию псевдоправославной секты «богородичников».

 

Самые серьёзные опасения вызывает тотальная оккультизация общественного сознания, в том числе, через СМИ. Эфирная политика некоторых каналов целиком построена на оккультно-мистической тематике. Главный кардиолог Москвы Юрий Бузиашвили заявил, что на услуги экстрасенсов и колдунов россияне тратят – вдумайтесь в сумму! – более 30 миллиардов долларов в год.

 

Безусловно, без системного подхода к вопросам внутренней политики невозможно решить и проблему деструктивных культов, представители которых активно пытаются проникнуть в систему образования, органов государственной власти и местного самоуправления. Ведь основная цель руководства этих организаций – власть и деньги, что вполне согласуется с навязчиво пропагандируемыми идеалами «общества потребления». Думаю, их вряд ли можно совместить с непреходящими мировоззренческими ценностями, исповедуемыми в православии и других традиционных религиях России.

 

Надеюсь, что информация о духовном мошенничестве, которой в избытке располагает РАЦИРС и Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии, послужит для кого-то предостережением, а затронутая проблематика не оставит равнодушными представителей власти и общества.

При подготовке материала использованы фотографии с сайта vzov.ru.


Вернуться назад