ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Странная «русская проблема» Америки
Странная «русская проблема» Америки14-08-2013, 08:53. Разместил: VP |
Отменяя свою встречу с президентом России Владимиром Путиным, которая должна была состояться на саммите в следующем месяце, президент Обама обвинил русских в том, что они «соскользнули к мышлению и менталитету холодной войны». Основные СМИ подхватили эту тему и повсеместно осудили имевшие в последнее время политические решения и заявления России. Никакого обсуждения неправильных шагов США по отношению к России не было, особенно действий президентов Джорджа У. Буша и Барака Обамы.
Неправильное обращение с «русской проблемой» Америки началось с распадом в декабре 1991 года Советского Союза. У президента Джорджа Г.У. Буша была прекрасная возможность «заякорить» Россию в западной архитектуре безопасности, как рекомендовал Джордж Кеннан в своей доктрине сдерживания 1940-х гг., но вместо этого он держал Россию президента Бориса Ельцина на дистанции. Буш и его советник по национальной безопасности генерал Брент Скоукрофт считали, что было бы преждевременным вестись на какие-либо идеи о «стратегическом партнёрстве» с Россией, которая «сохраняла имперские импульсы». Администрация Буша оставила без внимания вывод российских вооружённых сил из Восточной Германии, Центральной Европы и Прибалтики, и ложно обвинила Россию в провоцировании «этнического взрыва» в Крыму. Был утрачен основной шанс развить успех соглашений по контролю над вооружениями 1970-х и 1980-х, а также воспользоваться возможностями по разрешению конфликтов в Третьем мире.
Президент Билл Клинтон не оставил после себя какого-либо наследия во внешней политике или политике национальной безопасности, но умудрился ухудшить российско-американские отношения, расширив Организацию Североатлантического договора ради того, чтобы заручиться поддержкой многочисленного населения восточноевропейской иммиграции в таких ключевых штатах как Мичиган, Огайо и Иллинойс на выборах 1996 года. Ранее госсекретарь Джеймс Бейкер обещал своему советскому коллеге Эдуарду Шеварднадзе, что Соединённые Штаты не будут «перепрыгивать» через Восточную Германию, если Москва выведет оттуда свои вооружённые силы, но принятие бывших восточноевропейских государств Варшавского договора в НАТО ознаменовало собой отказ от важного обязательства в области безопасности и стало пощёчиной правительству Ельцина.
Самый значительный ущерб российско-американским отношениям был причинён в годы администрации Джорджа У. Буша, чья внешняя политика создала наихудшую из всех возможных стратегическую обстановку. В декабре 2001 года президент Буш объявил о выходе США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны, который в течение 30 лет был краеугольным камнем стратегического сдерживания и режима контроля вооружений. Что ещё хуже, Буша вышел из договора по ПРО с целью развёртывания национальной системы противоракетной обороны, которая не работает, а также региональной ПРО в Восточной Европе, ещё одной ощутимой угрозе для Москвы.
Буш перевёл расширение НАТО на новый уровень тем, что ввёл в состав бывшего антироссийского альянса бывшие республики Советского Союза, включая прибалтийские страны: Эстонию, Латвию и Литву. Расширение НАТО Бушем, расторжение договора по ПРО и развёртывание национальной противоракетной обороны не только разозлило Россию (и Китай), но и породило дипломатические проблемы среди основных западноевропейских членов НАТО, которые были против всей этой политики и имели радикально иное восприятие окружающих угроз, чем Соединённые Штаты. Указанная политика также выковала более крепкие отношения между Россией и Китаем, что никак не отвечало интересам США.
В завершение, администрация Обамы пообещала «перезагрузку» в отношениях с Россией, но сделало очень мало, чтобы организационно закрепить двусторонние отношения. В ходе своего визита в Польшу в 2011 году президент Обама объявил о дополнительных совместных мероприятиях в области региональной ПРО в Восточной Европе, а также о шаге по размещению американских истребителей в Польше – откровенно «перепрыгивающей» мере, какую только можно представить. США просто берут и направляют военные корабли в Чёрное море в рамках ежегодных военных учений Украиной, что для России оскорбление. Особенно возмутителен для России Американский военный корабль «Монтерей», так как его боевые возможности олицетворяют начальную часть плана по созданию европейского противоракетного щита.
И наконец, администрация Обамы не сделала ничего, чтобы прекратить действие поправки Джексона-Вэника, ограничивающей торговлю с Россией, а на получение членства в ВТО у России ушло два десятилетия. Эпизодическое расхваливание президентом Обамой «незаменимой» страны, а также высказывания бывшего госсекретаря Хилари Клинтон о том, что США «сильнее всех, с многократно большим, чем нужно, количеством ядерного оружия», пользы не принесли. При этом западноевропейские члены НАТО гораздо более открыты к примирительным жестам в сторону России, чем США.
Конечно же, президент Путин внёс свою лепту в создание нынешнего тупика в американо-российских двусторонних отношениях, учитывая его собственную антиамериканскую жилку и запрет на усыновление российских сирот американцами. Но к срыву в штопор приложили руку и американские, и российские лидеры, и пока нет признаков того, что в администрации Обамы есть искушённая команда по нацбезопасности, способная переломить текущие тенденции. А между тем, вопросы, представляющие взаимный интерес, в областях, где есть обоюдное согласие, например о стратегическом разоружении, препятствовании распространению оружия массового поражения, а также борьбе с международным террористом, остаются на заднем плане. И в который раз, американцы, и точно так же русские, оказываются заложниками неумелости своих лидеров. Вернуться назад |